Бизнес по общепринятому определению должен приносить выгоду и, следовательно, он должен базироваться на вечных, непреходящих культурных ценностях, приверженность которым будет гарантировать эту выгоду.
В рабочих контактах, во взаимоотношениях с партнерами, клиентами, подчиненными необходимо руководствоваться установленными канонами делового управления.
Вот некоторые из них:
• если вы хотите указать сотруднику на совершенную им ошибку, допущенную оплошность, то сначала надо отметить какие-либо положительные аспекты его работы, признать его достоинства. Постарайтесь представить дело так, чтобы недостатки, имеющиеся у работника, выглядели благоразумно;
• не говорите с людьми в приказном тоне, постарайтесь подвести человека к мысли о необходимости осуществить конкретные действия в интересах предприятия. Если работник будет инициатором идеи, он будет трудиться энергичнее над ее практической реализацией;
• чтобы лучше понять позицию партнера, клиента или сотрудника, постарайтесь поставить себя на его место, оценить ситуацию о его точки зрения. Тогда будет легче уяснить и учесть мотивы, которыми руководствуется собеседник;
• лучший способ добиться оптимального результата в спорной ситуации — уклониться от спора. Но если вы в чем-то не правы, признайтесь в этом сразу, в полной мере и чистосердечно. В беседе не перебивайте партнера, дайте ему выговориться, постарайтесь показать свое дружеское отношение к нему;
• побуждайте работников к предприимчивости, деловитости, успеху. Отмечайте в коллективе каждое, даже самое скромное достижение работника. Создайте человеку доброе имя, и он будет стремиться делать это;
• никогда ни о ком не говорите плохо, даже если человек этого заслуживает. Лучше помолчите и не давайте негативных оценок поступкам окружающих. Любое замечание может быть истолковано по-разному. Этим могут воспользоваться конкуренты;
• сосредоточьтесь на решении нескольких конкретных проблем, а не начинайте сразу множество дел — вряд ли удастся довести их до конца. Приступайте к конкретной работе лишь тогда, когда в наличии имеется весь необходимый исходный материал;
• не перекладывайте собственные упущения в работе на других. Извлекайте уроки из неудачи, установите ее объективные причины, сделайте необходимые выводы;
• четко разграничивайте функции работников. Отсутствие точного разграничения задач, ответственности и служебных функций нередко приводит к отрицательным результатам.
Условия этики культуры деловых отношений — это обязательность и точность во взаимоотношении с партнерами. Договоренность, достигнутая по телефону, должна быть важнее юридически оформленных документов. Слово предпринимателя нерушимо, иначе с ним никто не станет иметь дело. Никогда не обещайте партнеру то, в реализации чего вы не уверены. Приняв на себя обязательство, выполняйте его полностью и в срок, какие бы непредвиденные случайности вас ни ожидали и каких бы дополнительных расходов это ни потребовало.
Точность, своевременность необходимы не только в выполнении контрактов, но в любом деловом контакте — появлении в назначенное время на деловую встречу, выполнении ранее согласованных действий и т. д. С необязательными партнерами настоящие бизнесмены иметь контакты не желают.
Прежде чем предлагать партнеру какие-либо предпринимательские идеи, необходимо точно рассчитать затраты и реальную прибыль. Общие разговоры предпринимателя не заинтересуют. Конкретные, достоверные расчеты, основанные на скрупулезном анализе реальной перспективы, — единственный веский аргумент в переговорах.
При организации и ведении деловых переговоров с представителями иностранных фирм в полной мере необходимо учитывать национальные особенности и традиции.
В работе любого предпринимателя большое значение имеют контакты с представителями печати, средств массовой информации, журналистами. Следует всегда помнить, что они — люди своего дела. Им нужна точная и быстрая информация. Поэтому надо заранее подготовить все необходимые, с вашей точки зрения, конкретные информационные материалы, проспекты, буклеты и обеспечить ими журналистов, заинтересованных лиц.
Непременным условием жизни современного делового человека является свободное владение иностранными языками. Трудно вести переговоры, не зная языка собеседника. Практика убеждает, что переводчик-непрофессионал в бизнесе слабое подспорье. Если вы не знаете языка партнера, переговоры при возможности целесообразно поручить тому, кто способен их провести непосредственно.
Во время переговоров надо стремиться постоянно поддерживать баланс интересов предприятий с интересами потенциальных клиентов Благожелательное отношение к другой стороне, учет в полной мере ее интересов — основа успеха. При возникновении разногласий следует занимать четкую конкурентную позицию, уметь подробно разъяснить собеседнику, почему вы стоите именно на такой точке зрения, а не на иной. Принимайте во внимание, в традициях какой культуры формировалось мировоззрение собеседника.
Вся деятельность предпринимателя направлена на решение конкретной задачи. Для ее успеха весьма важными являются служебные взаимоотношения с партнером с учетом его внешнего облика, национальных и других особенностей. Именно поэтому наряду с изложенными этическими нормами важным правилом является строгое соблюдение служебных отношений.
Умение строго, но соответственно к месту и времени, одеваться — одно из слагаемых культуры человека. Внешний вид и хороший вкус в одежде предпринимателя можно считать одним из важных компонентов общей и профессиональной культуры.
Внешний облик делового человека — это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера его костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности и успехе в делах. В предпринимательстве психологические факторы играют очень важную роль, часто ничуть не меньшую, чем искусно подготовленные деловые предложения.
В рабочее время в деловом мире принято носить не слишком светлые костюмы. Не рекомендуется надевать пестрые или темные сорочки. Сорочка должна быть белой или светлой. Галстуки желательно выбирать для деловой обстановки не слишком яркие и без броских узоров. Они должны подходить по цветовой гамме к костюму и сорочке.
В ходе коммерческих переговоров, а тем более встреч, не рекомендуется снимать пиджак, не спросив разрешения окружающих дам. Это относится и к курению. В последнее время курение имеет все меньшее распространение в деловом общении. Об этом нужно помнить и в отсутствие дам в обществе. Если переговоры проходят в небольшом помещении, лучше подавить в себе желание покурить.
Аккуратность и умеренность не только в одежде, но и во всем внешнем облике должны быть отличительной чертой предпринимателя.
Необходимо соблюдать такое этическое правило служебных отношений, как культура речи. Это требование обязывает предпринимателя тщательно готовиться к встрече, заранее подготовить тезисы, вопросы. Следует помнить, что грамотность, логичность, эмоциональная окраска речи являются обязательными условиями любого делового контакта.
Если вы не уверены в правильности произношения или употребления какого-либо слова, обратитесь к словарям. Они всегда должны быть у вас под рукой. Следует избегать многословия.
Избегайте заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, выступлении — это свидетельство переоценки собственной персоны и пренебрежение к окружающим. Культуре речи следует уделять особое внимание.
Деловые встречи заранее планируются и тщательно готовятся. В течение переговоров необходимо соблюдать ряд общепринятых приемов общения — улыбка, доброжелательность приветствия и т. д. Во всех случаях необходимо стимулировать хорошее настроение.
Когда бы ни начинался у предпринимателя рабочий день, исходным пунктом его всегда остается домашняя обстановка: как отдохнулось, каковы отношения в семье.
Улыбка и утреннее приветствие остаются сильными стимуляторами хорошего настроения. Предпринимателю следует всегда умело управлять своим поведением в любых условиях. Будьте приветливы, вежливы. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддерживать хорошее настроение и у себя, и у окружающих. Придя на работу, поприветствуйте своих коллег. Дайте им понять, что вы рады начать новый рабочий день, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку.
В общении среди коллег, партнеров, подчиненных целесообразно соблюдать общепринятое правило: общаться всегда только на вы, невзирая на ранги, близость, знакомство.
Необходимо соблюдать "границы дружбы" с подчиненными, будьте особенно щепетильны во внеслужебных отношениях, не злоупотребляйте личными просьбами к подчиненным — они ведут к фамильярности во взаимоотношениях, могут поставить вас в двусмысленное положение. В то же время помните, что соблюдение субординации (например, называть молодых сотрудников по имени и отчеству) вне службы нелепо.
В работе делового человека всегда планируются совещания, заседания, собрания и другие коллективные формы управления. Они эффективны тогда, когда решаются конкретные вопросы взаимодействия на паритетных началах. На всех таких встречах необходимо соблюдать равноправие, уметь выслушивать альтернативные мнения.
На практике эти условия далеко не всегда соблюдаются, особенно руководителями-автократами. Реплика и откровенное навязывание своего мнения, иногда спорного и даже неверного, подавляет у подчиненных желание участвовать в обсуждении и вынуждают пребывать в рядах "молчальников". Лучше придерживаться таких правил:
• проявляйте максимум доброжелательности к участникам совещаний. Люди приходят на них для того, чтобы выработать конкретные деловые решения, в которых в первую очередь заинтересован руководитель;
• научитесь терпеливо слушать других, не допускайте в их адрес реплик, не отвергайте высказанные предложения только потому, что вы с ними не согласны, дайте высказаться другим, поощряйте активность участников совещаний.
На практике предприниматели дают указания своим подчиненным в двух основных формах: приказ и просьба. Однако эти формы используются не всегда в соответствии с ситуацией. Приказная форма необходима в экстремальных случаях: угроза срыва выполнения задания, нарушение правил техники безопасности и т. д. Не следует превращать жесткие формы указаний в основной метод административного управления. Подчиненные со временем перестают реагировать на угрожающий тон, и эффективность таких указаний снижается.
Поручения, не входящие в круг обязанностей данного подчиненного, следует давать в форме просьбы. Вообще, такая форма поручений воспринимается подчиненными с большим желанием и, естественно, выполняются они охотнее.
Правилом этики служебных отношений следует считать тезис: в любых ситуациях сохраняйте самообладание, будьте вежливыми, отдавая поручение подчиненным; помните, что подчиненные лучше воспринимают поручения в форме просьбы, чем приказа.
Руководителям предприятий можно посоветовать следующие правила этики служебных отношений с подчиненными:
• будьте внимательны к своим подчиненным, замечайте каждый их успех в работе и поощряйте;
• простое "спасибо", высказанное вовремя, может оказаться не менее эффективным, чем денежная премия;
• если возникает необходимость наказать кого-то за служебные упущения, будьте справедливы и тактичны;
• при выборе форм выражения и меры наказания учитывайте возраст, пол и темперамент работника.
Многим руководителям приходится вести приемы посетителей по личным и служебным вопросам. Это очень ответственная функция. Следует серьезно вести себя во время приемов граждан по личным вопросам, не отвлекаться на другие виды работ, быть тактичным и справедливым в отношениях с посетителями.
Особым этическим правилом в служебных отношениях следует считать отношение предпринимателя к критическим замечаниям. Критика и этика тесно взаимосвязаны.
Критика имеет три направления: сверху, снизу и изнутри или самокритика. Каждое из них на практике имеет свои этические черты и проблемы.
Критика сверху, как известно, развивается беспрепятственно, но и здесь есть проблемы. Они сводятся к мере и такту.
Постоянные мелочные упреки и разносы деморализуют работников, подрывают их веру в свои силы и справедливость руководства.
Больше всего препятствий у критики снизу. Трудовой коллектив любой компании, предприятия состоит из достаточно квалифицированных работников. И когда кто-то из них выступает с конструктивной критикой в адрес своего руководителя, ему следует в интересах дела пытаться повысить уровень руководства. Если руководитель прислушивается к замечаниям подчиненного, то у критикующего укрепляется чувство сохозяина и уважение к руководителю.
В своей повседневной практической работе предприниматель должен опираться на коллектив работников. В служебных отношениях важно реагировать и поддерживать чувство достоинства каждого работника, инициативу и творческий подход к делу. Поэтому одно из направлений этики служебных отношений — умение ценить самостоятельных людей. Этим вы будете содействовать укреплению здорового психологического микроклимата в коллективе и повышению общей эффективности руководства.
Нельзя злоупотреблять правом единоначалия, необходимо советоваться с общественными органами по всем принципиально важным вопросам.