Культура ведения бизнеса

Бизнес по общепринятому определению должен приносить выгоду и, следовательно, он должен базироваться на вечных, непреходящих культурных ценностях, приверженность которым будет гарантировать эту выгоду.

В рабочих контактах, во взаимоотношениях с партнерами, клиентами, подчиненными необходимо руководствоваться ус­тановленными канонами делового управления.

Вот некоторые из них:

• если вы хотите указать сотруднику на совершенную им ошибку, допущенную оплошность, то сначала надо отметить какие-либо положительные аспекты его работы, признать его достоинства. Постарайтесь представить дело так, чтобы недостатки, имеющиеся у работника, выглядели благоразумно;          

• не говорите с людьми в приказном тоне, постарайтесь подвести человека к мысли о необходимости осуществить конкретные действия в интересах предприятия. Если работник будет инициатором идеи, он будет трудиться энергичнее над ее практической реализацией;    

• чтобы лучше понять позицию партнера, клиента или сотрудника, постарайтесь поставить себя на его место, оценить ситуацию о его точки зрения. Тогда будет легче уяснить и учесть мотивы, которыми руководствуется собеседник;        

• лучший способ добиться оптимального результата в спорной ситуации — уклониться от спора. Но если вы в чем-то не правы, признайтесь в этом сразу, в полной мере и чистосердечно. В беседе не перебивайте партнера, дайте ему выговориться, постарайтесь показать свое дружеское отношение к нему;  

• побуждайте работников к предприимчивости, деловитости, успеху. Отмечайте в коллективе каждое, даже самое скромное достижение работника. Создайте человеку доброе имя, и он будет стремиться делать это;           

• никогда ни о ком не говорите плохо, даже если человек этого заслуживает. Лучше помолчите и не давайте негативных оценок поступкам окружающих. Любое замечание может быть истолковано по-разному. Этим могут воспользоваться конку­ренты;

• сосредоточьтесь на решении нескольких конкретных про­блем, а не начинайте сразу множество дел — вряд ли удастся довести их до конца. Приступайте к конкретной работе лишь тогда, когда в наличии имеется весь необходимый исходный материал;

• не перекладывайте собственные упущения в работе на других. Извлекайте уроки из неудачи, установите ее объектив­ные причины, сделайте необходимые выводы;

• четко разграничивайте функции работников. Отсутствие точного разграничения задач, ответственности и служебных функций нередко приводит к отрицательным результатам.

Условия этики культуры деловых отношений — это обя­зательность и точность во взаимоотношении с партнерами. До­говоренность, достигнутая по телефону, должна быть важнее юридически оформленных документов. Слово предпринимателя нерушимо, иначе с ним никто не станет иметь дело. Никогда не обещайте партнеру то, в реализации чего вы не уверены. При­няв на себя обязательство, выполняйте его полностью и в срок, какие бы непредвиденные случайности вас ни ожидали и каких бы дополнительных расходов это ни потребовало.

Точность, своевременность необходимы не только в выпол­нении контрактов, но в любом деловом контакте — появлении в назначенное время на деловую встречу, выполнении ранее согласованных действий и т. д. С необязательными партнерами настоящие бизнесмены иметь контакты не желают.

Прежде чем предлагать партнеру какие-либо предпринима­тельские идеи, необходимо точно рассчитать затраты и реальную прибыль. Общие разговоры предпринимателя не заинтересуют. Конкретные, достоверные расчеты, основанные на скрупулез­ном анализе реальной перспективы, — единственный веский аргумент в переговорах.

При организации и ведении деловых переговоров с пред­ставителями иностранных фирм в полной мере необходимо учитывать национальные особенности и традиции.

В работе любого предпринимателя большое значение имеют контакты с представителями печати, средств массовой инфор­мации, журналистами. Следует всегда помнить, что они — люди своего дела. Им нужна точная и быстрая информация. Поэтому надо заранее подготовить все необходимые, с вашей точки зрения, конкретные информационные материалы, проспекты, буклеты и обеспечить ими журналистов, заинтересованных лиц.  

Непременным условием жизни современного делового человека является свободное владение иностранными языками. Трудно вести переговоры, не зная языка собеседника. Практика убеждает, что переводчик-непрофессионал в бизнесе слабое подспорье. Если вы не знаете языка партнера, переговоры при возможности целесообразно поручить тому, кто способен их провести непосредственно.    

Во время переговоров надо стремиться постоянно поддерживать баланс интересов предприятий с интересами потенциальных клиентов Благожелательное отношение к другой стороне, учет в полной мере ее интересов — основа успеха. При возникновении разногласий следует занимать четкую конкурентную позицию, уметь подробно разъяснить собеседнику, почему вы стоите именно на такой точке зрения, а не на иной. Принимайте во внимание, в традициях какой культуры формировалось мировоззрение собеседника.

Вся деятельность предпринимателя направлена на решение конкретной задачи. Для ее успеха весьма важными являются служебные взаимоотношения с партнером с учетом его внешнего облика, национальных и других особенностей. Именно поэтому наряду с изложенными этическими нормами важным правилом является строгое соблюдение служебных отношений.    

Умение строго, но соответственно к месту и времени, одеваться — одно из слагаемых культуры человека. Внешний вид и хороший вкус в одежде предпринимателя можно считать одним из важных компонентов общей и профессиональной культуры.

Внешний облик делового человека — это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера его костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности и успехе в делах. В предпринимательстве психоло­гические факторы играют очень важную роль, часто ничуть не меньшую, чем искусно подготовленные деловые предложения.

В рабочее время в деловом мире принято носить не слишком светлые костюмы. Не рекомендуется надевать пестрые или тем­ные сорочки. Сорочка должна быть белой или светлой. Галстуки желательно выбирать для деловой обстановки не слишком яркие и без броских узоров. Они должны подходить по цветовой гамме к костюму и сорочке.

В ходе коммерческих переговоров, а тем более встреч, не рекомендуется снимать пиджак, не спросив разрешения окру­жающих дам. Это относится и к курению. В последнее время курение имеет все меньшее распространение в деловом обще­нии. Об этом нужно помнить и в отсутствие дам в обществе. Если переговоры проходят в небольшом помещении, лучше подавить в себе желание покурить.

Аккуратность и умеренность не только в одежде, но и во всем внешнем облике должны быть отличительной чертой пред­принимателя.

Необходимо соблюдать такое этическое правило служеб­ных отношений, как культура речи. Это требование обязывает предпринимателя тщательно готовиться к встрече, заранее подготовить тезисы, вопросы. Следует помнить, что грамотность, логичность, эмоциональная окраска речи являются обязатель­ными условиями любого делового контакта.

Если вы не уверены в правильности произношения или упо­требления какого-либо слова, обратитесь к словарям. Они всегда должны быть у вас под рукой. Следует избегать многословия.

Избегайте заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, выступлении — это свидетельство переоценки собс­твенной персоны и пренебрежение к окружающим. Культуре речи следует уделять особое внимание.

Деловые встречи заранее планируются и тщательно гото­вятся. В течение переговоров необходимо соблюдать ряд обще­принятых приемов общения — улыбка, доброжелательность приветствия и т. д. Во всех случаях необходимо стимулировать хорошее настроение.

Когда бы ни начинался у предпринимателя рабочий день, исходным пунктом его всегда остается домашняя обстановка: как отдохнулось, каковы отношения в семье.

Улыбка и утреннее приветствие остаются сильными сти­муляторами хорошего настроения. Предпринимателю следует всегда умело управлять своим поведением в любых условиях. Будьте приветливы, вежливы. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддерживать хорошее настроение и у себя, и у окружающих. Придя на работу, поприветствуйте своих коллег. Дайте им понять, что вы рады начать новый рабочий день, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку.

В общении среди коллег, партнеров, подчиненных целесооб­разно соблюдать общепринятое правило: общаться всегда только на вы, невзирая на ранги, близость, знакомство.

Необходимо соблюдать "границы дружбы" с подчиненны­ми, будьте особенно щепетильны во внеслужебных отношениях, не злоупотребляйте личными просьбами к подчиненным — они ведут к фамильярности во взаимоотношениях, могут поставить вас в двусмысленное положение. В то же время помните, что соблюдение субординации (например, называть молодых со­трудников по имени и отчеству) вне службы нелепо.

В работе делового человека всегда планируются совещания, заседания, собрания и другие коллективные формы управления. Они эффективны тогда, когда решаются конкретные вопросы взаимодействия на паритетных началах. На всех таких встре­чах необходимо соблюдать равноправие, уметь выслушивать альтернативные мнения.

На практике эти условия далеко не всегда соблюдаются, особенно руководителями-автократами. Реплика и откровенное навязывание своего мнения, иногда спорного и даже неверного, подавляет у подчиненных желание участвовать в обсуждении и вынуждают пребывать в рядах "молчальников". Лучше придерживаться таких правил:

• проявляйте максимум доброжелательности к участникам совещаний. Люди приходят на них для того, чтобы выработать конкретные деловые решения, в которых в первую очередь заинтересован руководитель;

• научитесь терпеливо слушать других, не допускайте в их адрес реплик, не отвергайте высказанные предложения только потому, что вы с ними не согласны, дайте высказаться другим, поощряйте активность участников совещаний.

На практике предприниматели дают указания своим под­чиненным в двух основных формах: приказ и просьба. Однако эти формы используются не всегда в соответствии с ситуацией. Приказная форма необходима в экстремальных случаях: угроза срыва выполнения задания, нарушение правил техники безопас­ности и т. д. Не следует превращать жесткие формы указаний в основной метод административного управления. Подчиненные со временем перестают реагировать на угрожающий тон, и эф­фективность таких указаний снижается.

Поручения, не входящие в круг обязанностей данного подчи­ненного, следует давать в форме просьбы. Вообще, такая форма поручений воспринимается подчиненными с большим желанием и, естественно, выполняются они охотнее.

Правилом этики служебных отношений следует считать тезис: в любых ситуациях сохраняйте самообладание, будьте вежливыми, отдавая поручение подчиненным; помните, что подчиненные лучше воспринимают поручения в форме просьбы, чем приказа.

Руководителям предприятий можно посоветовать следую­щие правила этики служебных отношений с подчиненными:

• будьте внимательны к своим подчиненным, замечайте каждый их успех в работе и поощряйте;

• простое "спасибо", высказанное вовремя, может оказаться не менее эффективным, чем денежная премия;

• если возникает необходимость наказать кого-то за слу­жебные упущения, будьте справедливы и тактичны;

• при выборе форм выражения и меры наказания учиты­вайте возраст, пол и темперамент работника.

Многим руководителям приходится вести приемы посетите­лей по личным и служебным вопросам. Это очень ответственная функция. Следует серьезно вести себя во время приемов граждан по личным вопросам, не отвлекаться на другие виды работ, быть тактичным и справедливым в отношениях с посетителями.

Особым этическим правилом в служебных отношениях сле­дует считать отношение предпринимателя к критическим замечаниям. Критика и этика тесно взаимосвязаны.

Критика имеет три направления: сверху, снизу и изнутри или самокритика. Каждое из них на практике имеет свои эти­ческие черты и проблемы.

Критика сверху, как известно, развивается беспрепятственно, но и здесь есть проблемы. Они сводятся к мере и такту.     

Постоянные мелочные упреки и разносы деморализуют работников, подрывают их веру в свои силы и справедливость руководства.      

Больше всего препятствий у критики снизу. Трудовой коллектив любой компании, предприятия состоит из достаточно квалифицированных работников. И когда кто-то из них выступает с конструктивной критикой в адрес своего руководителя, ему следует в интересах дела пытаться повысить уровень руководства. Если руководитель прислушивается к замечаниям подчиненного, то у критикующего укрепляется чувство сохозяина и уважение к руководителю.

В своей повседневной практической работе предприниматель должен опираться на коллектив работников. В служебных отношениях важно реагировать и поддерживать чувство достоинства каждого работника, инициативу и творческий подход к делу. Поэтому одно из направлений этики служебных отношений — умение ценить самостоятельных людей. Этим вы будете содействовать укреплению здорового психологического микроклимата в коллективе и повышению общей эффективности руководства.

Нельзя злоупотреблять правом единоначалия, необходимо советоваться с общественными органами по всем принципиально важным вопросам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: