Создание единого русского государства

Собирание Москвы московскими князьями Иванами да Василиями с ХШ века шло медленно и непрерывно в течение двух с лишним столетий. Качественный рывок произошёл при Иване Ш (1462-1505). Сын Василия Тёмного Иван Ш в 14612 г. получил от отца Московское княжество в 400 тыс. кв.км. А своему сыну Василию оставил государство в 2 млн. кв. км. Иван Ш был грозным, жестоким правителем, но интересы государства ставил выше личных. Он интересовался европейскими ремёслами и культурой, ценил талантливых людей в России. Этим он как бы предвосхищал Петра 1. Иван стал создателем Российского 

 

централизованного государства, первой мощной монархии на Руси. Иван Ш чётко осознал и решил следующие национальные задачи страны:

· установил сильную единоличную власть монарха;

· прекратил феодальные междоусобицы князей;

· ликвидировал самостоятельность княжеств и уделов;

· окончательно сверг татарское иго;

· перешёл от оборонительной внешней политики к наступательной. Всё это соответствовало интересам основной массы населения страны. Московская Русь с конца ХУ века стала называться Россией. 

Этап великих преобразований Ивана Ш завершился.

За 70 лет правления Ивана Ш и его  сына Василия территория Московской Руси выросла в 6 раз (достигнув 2,6 млн. кв. км с населением около 7 млн. чел.). Московия вобрала в себя Восточную Европу, Урал, Северное море, Литву.

       Не будучи хорошим полководцем, Иван Ш был великим стратегом и дипломатом. Почти без войн к Москве присоединилась основная масса русских княжеств: Ярославское (1463), Ростовское (1474), Рязанское (1517), Тверское (1485), Новгородское (1478), Пермь (1472), Вятка (1489), а при его сыне Василии: Псков (1510), Смоленск (1514) – и многие другие земли. Своим титулом – царь, самодержец и государь всея Руси – Иван Ш провозгласил себя наследником Византии и оплотом православия в мире.

       Так завершился гигантский труд восьми поколений князей. Вокруг Москвы объединились почти все великороссы. И это имело огромное значение:

· пережив тяжелейшие 13-14 века, русская нация сумела выжить, объединиться;

· падение татарского ига в 1480 году обеспечило внешнюю независимость страны;

· завершилось формирование государства, создана монархия, не ограниченная уставами и учреждениями. Монархия стала более эффективной формой государства, оптимально защищающей национальные интересы;

· великокняжеская, затем царская власть стала арбитром разных интересов различных сословий и этносов в огромной разноплемённой стране;

· православная церковь поддержала полностью власть. Их интересы совпали.

И всё же великий князь той эпохи это не восточный деспот, а рачительный хозяин - собиратель, первый среди равных ему по крови князей Рюриковичей. Его власть опиралась на боярскую думу, на приказы - органы центрального управления. В ХШ-ХУ веках демократический и аристократический элементы в политике были уничтожены. Вече полностью запрещены, а княжеская аристократия ликвидирована (при Иване Грозном физически). Демократическая 

 

традиция возродилась лишь с ХУ века в общинах казаков на юге страны. Казачество возникло в ХУ-ХУ1 веках на реках Дон, Яик (Урал) и Днепр и пользовалось большой автономией от Москвы. Они выполняли роль пограничных войск. Ведь спор Руси со Степью-ханствами – осколками Золотой Орды – Казанским, Астраханским и Крымским - ещё не был утверждён.

Преобразования той эпохи рушили свободы и власть целых слоёв общества – бояр, удельных князей. Владельческие крестьяне лишены всякой свободы передвижения. По судебнику 1497 г. им было разрешено

26 ноября и неделя после. Прикрепление крестьян к земле было крайне 

необходимым государству. Чтобы сохранить себя, государство должно было иметь постоянное боеспособное войско из дворян, которые получали за свою службу и на её период поместья с крестьянами. И всё же основную часть крестьян составляли тогда ещё черносошные крестьяне (свободные общинники).

Итак, северо-восточная Русь объединилась. Но отдельно от Москвы жила ещё юго-западная Русь, значительная часть которой вошла в состав великого княжества Литовского, а потом (с 1569 г.) в объединённое польско-литовское государство – Речь Посполитую. Тем доминировали католицизм и польская культура. Иван Ш и его преемники постоянно напоминали, что Киев, Смоленск и Чернигов – это их «отчина и дедина». Давление Москвы в этих землях усилилось в 16 веке. 

· Формирование сословной системы

 

       Главной экономической единицей и формой собственности на Руси

остаётся вотчина (от слова отец). Были княжеские, купленные, родовые, пожалованные и др. вотчины. Центром нескольких деревень был погост – более крупное село, в котором шёл сбор оброка. 1 крестьянский двор имел 15 десятин земли, жили безбедно. Крестьяне жили сельским обществом и делились на три разряда: церковные, боярские и государевы. Уровень эксплуатации крестьян был довольно низким. Он платил феодалу натуральный оброк и выполнял отдельные повинности (ремонт дорог, ловлю рыбы, прядение льна). Протестовал редко, в основном, против прикрепления его к земле. В 14 веке на Руси было около 125 городов – 55 из них во Владимиро-Суздальских землях. Возрождаются литейное, ювелирное, кожевенное, сапожное, гончарное и др. ремёсла. Появляются свои деньги - рубль и деньга (монета). Доля городского населения была ничтожной. В городах появляются слободы, населённые мастерами одной специальности (Бронная, кузнечная и др.). Появляются слои купечества средних и (вст. сл.) торговцев).

       В Х1У веках укрепляется роль церкви. Татарское иго, не затронув её  богатств и влияния, превратила церковь в мощного идеологического 

 

 

посредника между князьями в крупнейшего феодального землевладельца. За это время открылось 99 монастырей – крупнейших тогда хозяйственных 

единиц. Появляются разновидность монастырей - «скиты» и «пустыни» в малонаселённых местах. В Древней Руси была три вида жизни иноков – общежитие, житие особое и самый тяжёлый вид - о т х о д ы. Отходники

посвящали себя пустынному уединению и посту, давали обет молчания. Именно таким и стал Сергий (в миру Варфоломей) Радонежский, самый почитаемый из русских святых, выразитель русской воли. Свою цель и идеал жизни он нашёл не в смене форм общежития, а во внутреннем своём совершенствовании, в житие по Евангелию. Эти идеи не осуществились до сих пор. Но всё больше людей понимает, что изменить что-то прежде надо в себе, уповать на себя, а не только на государство и окружение.

       Высший слой общества сложился на Руси в 13-14 веках. Он делился на бояр, слуг вольных и слуг под дворскими. Первые две группы имели широкие полномочия на своих землях: они распоряжались и судили своих крестьян за все проступки и преступления. Слуги под дворскими – управляли княжеским хозяйством.

       Феодалы (князья) в Y веке стали подданными государя. Удельные князья сохранили право собственности на свою землю. Князья и бояре платили налог местным властям и могли жить и служить где и кому хотят. Феодалы составляли основу войска, были служилыми людьми. Их называли помещиками (от «испомещённый» на новых землях), а их владения (которые они не могли продавать или дарить, т.к. их выделял князь) – поместьями. Большая часть помещиков была мелкими слугами великих князей, потомками старых родов.

       Формирование сословной системы на Руси шло долго и трудно. И относительно завершилось лишь в конце XYII века. Социальная система всех групп населения страны постепенно упрощалась. Князья и дружинники стали боярами и дворянами. Свободные крестьяне, закупы, родовичи стали землевладельцами. Ремесленники и другие стали горожанами. Взаимоотношения этих классов и слоёв и создали неповторимый коктейль русского общества 9-17 веков. Главные его черты – обязательное подчинение сословных интересов государственным, относительная закрытость общества, чёткие сословные границы внутри общества. Это общество не было гражданским, так как не было прав и структуры у отдельных групп населения. Сельское население превалировало над городским. Богатство связано было больше с землёй, а не с торговлей или предпринимательством.

Таким образом, в средние века формируется единое централизованное российское государство – феодальная монархия. Вся полнота власти переходит к царю. Православная церковь становится основным помощником государства. Возникает пёстрая сословная 

 

 

структура. В этом была специфика Московской Руси на фоне средневековой Европы.

       В Европе на обломках распавшейся Западной Римской империи  возникает ряд германских королевств. Открывается новый свет. В Европе утверждается христианство, зарождается и приходит в упадок феодализм. Начинается Реформация, а затем и эпоха возрождения. В 14-16 веках европейские страны были уже ремесленно-аграрными, сословно замкнутыми и глубоко религиозными. Но уже зарождаются научные знания, новое мировоззрение. Духовная жизнь всё больше отходит от религии, принимает гуманистический характер. Возникают идеалы единства духа и тела человека, красоты, мира и жизни человека. Прославляется человеческая индивидуальность.

       Слом диктатуры церкви привёл к расцвету искусства и его главной темы – человека. Быстро накапливаются знания о природе, технике, в 15 веке начинается эпоха великих географических открытий. В науке утверждается метод эксперимента. Гуманизм критикует феодальное мировоззрение, невежество, сословное деление людей. Лучшей формой государства гуманисты считали централизованную монархию. В 16 веке возникает в Европе новая религия и новая церковь – протестантизм на основе движения лютеран. Протестантизм победил в Англии, Швейцарии, части Германии и заложил базу для мировоззрения буржуазной эпохи. Конец европейского средневековья относят к английской революции 17 века. В Европе начинается новое буржуазное время. Но Россия шла своим феодальным путём. Её ждали другие потрясения.   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: