Особенности композиции:
• 2 пролога (пролог в театре и пролог на небе) (завязка);
• 1 часть - 25 сцен (1806) - не разбита на действия, как того требует форма драматического жанра;
• 2 часть - 5 действий (1825 - 1831)- многовато для драматического произведения.
В первой части Гете показывает жизнь третьего сословия в маленьком немецком городке в эпоху средневековья.
Во второй части Гете знакомит читателей с жизнью верхов общества. Гете обличает "мир" верхов. Он не изображает и не упоминает ни одного исторического события, но все идеи, выраженные в трагедии, соотносятся с эпохой Гете, эпохой больших революционных сдвигов. Он не был сторонником революционных преобразований, но ясно понимал, что начинается новая эпоха всемирной истории. Каково место человека в новой эпохе, смысл его жизни, его призвание – разрешение этого философского вопроса становится идейной задачей Гете в "Фаусте". Автор ставит проблему активного и пассивного разума. Для понимания этой проблемы важен "Пролог на небе", где дана предыстория событий, развертывающихся в трагедии: спор о Фаусте между богом и чертом и предсказания благополучной развязки трагедии. Пролог открывается гимном гармонии Вселенной, движение которой непостижимо и таинственно.
|
|
Но вслед за прославлением бога – творца Вселенной – следуют резкие и насмешливые слова Мефистофеля:
Мне нечего сказать о солнцах и мирах:
Я вижу лишь одни мученья человека.
Смешной божок земли, всегда, во всех веках,
Чудак такой же он, как был в начале века.
- Прочитать спор бога и Мефистофеля о Фаусте по ролям от слов "Ты знаешь Фауста?" до слов "Сознаньем истины полна!"
- Человек свой разум на что смог употребить? («Разум свой,- говорит Мефистофель, -человек смог употребить лишь на то, чтоб из скотов скотиной быть!»)
- Чтение от слов "Ты знаешь Фауста?" до слов "Сознаньем истины полна!"
Мефистофель в своем монологе представляет человека как смешного и несчастного чудака, разум которого пассивен. Но среди людей он выделяет доктора Фауста, "не такого, как все". Это одинокий печальный мечтатель, наделенный активным, ищущим разумом.
– Как вы думаете, какая форма человеческого разума более полезна для людей, для общества?
Да, Гете в трагедии "Фауст" прославляет активный человеческий разум, искания которого направлены на благо людей.
Это составляет идею трагедии.
В трагедии Гете «Фауст» человек заключает сделку с сатаной. Герой трагедии — мыслитель, философ, ученый. Сделка совершается из благих побуждений человека — он хочет познать мир. Господь отдает человека «под опеку» сатане, заранее уверенный, что человек не позволит черту унизить себя:
|
|
И посрамлен да будет сатана!
Знай: чистая душа в своем исканье смутном
Сознаньем истины полна.
Здесь уже, в сущности, выражен основной смысл «Фауста».
С Фаустом Гете знакомит нас уже в первой сцене первого действия.
- Прочитать монолог до слов "Так пес не стал бы жить! Погибли годы"
Фауст стар годами, но не умом, и силы его для исканий еще не иссякли. Он говорит:
"Мне хочется борьбы, готов я с бурей биться!" Оказавшись бессильным познать тайну мироздания и место человека в нем с помощью науки, волшебства, магии, доктор Фауст решает умереть.
Он уже подносит чашу с ядом к своим устам, но раздается пасхальный звон. Фауст опускает чашу: не религия, не вера останавливает его ("Не имею веры!Могу ли верить я?"). Он вспоминает о своей юности.
О нет! Не сделаю я рокового шага;
Воспоминанием все муки смягчены!
О звуки дивные, плывете надо мною!
Я слезы лью, мирюсь я с жизниюземною!
Фауст идет к людям.
5. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля
- Прочитайте выразительно монолог Фауста из сцены «Ночь»со слов «Я богословьем овладел…» до слов «Ответьте мне на этот зов». Что стало причиной разочарования Фауста в жизни?
- Прочитайте выразительно диалог Фауста и Духа со слов «Кто звал меня?» до слов «Несносный, ограниченный школяр». В чём конфликт диалога Фауста и Духа?
-Прочитайте по ролям диалог Фауста и Мефистофеля из сцены «Рабочая комната Фауста» со слов «Вот, значит, чем был пудель начинён!» до слов
«Лишь скуки на меня не наведи». Как понять слова Мефистофеля о себе: «Часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла»?
- Прочитайте по ролям диалог Фауста и Мефистофеля со слов «А что ты требуешь в уплату?» до слов «Себя находит человек». На что надеются Фауст и Мефистофель, заключая пари, требующее «остановить мгновенье»?
- В чем же нашел Фауст смысл жизни, сказав: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»? (в борьбе, в труде ради народа, в исканиях).
-Фауст мучился, страдал, но жизнь его была полноценной, ибо требовала от него напряжения всех душевных сил, он щедро отдавал себя науке, любви, служению красоте, труду ради блага других. Верой в человека проникнуты строки последнего монолога Фауста:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой.