Слайд 2,3.
Жили- были дедушка и бабушка, была у них внучка Машенька. Весёлая и умная девочка. Знала она почти всё по математике:
- переместительное свойство умножения;
- таблицу умножения и деления на 2;
- компоненты умножения;
- компоненты деления.
– А вы их знаете? Молодцы! Сегодня узнаете еще больше.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Слайд 4
– Захотелось внучке пирога с грибами и компота с земляникой. Вот и отпросилась она в лес у дедушки и бабушки. Повторила она правила поведения в природе и отправилась в путь. Чтобы в лес попасть надо через реку перейти по мосту. На мосту сидит лягушка и не пропускает. Она пропустит Машу, если мы выполним это задание.
Слайд 5.
Актуализация знаний учащихся.
1). – Рассмотрите выражения, записанные на доске.
40-9
41-8
42-7
43-6
…
…
– Что их объединяет? (Вычитание)
– Вычислите. Найдите закономерность в этих выражениях. (Уменьшаемое увеличивается на 1, а вычитаемые уменьшаются на 1) Продолжите.
– Проверим. (44-5,45-4)
– Ну, вот Маша перешла на тот берег. Теперь нам нужно идти по тропинке. А без математики мы с вами этого сделать не сможем.
Слайд 6.
Давайте вспомним таблицы умножения на 2 и 3.
Реши примеры устно (3х2, 2×7, 2×4, 3×5, 7×3, 2×8, 9×3, 2×2, 8×3, 2×6, 4×3, 2×5, 3×6, 9×2, 3×3)
Слайд 7.
В день рождения Артем,
Павел и Василий
По три розы, все втроем,
Свете подарили. (9)
А Валера и Вадим
Поднесли сестричке
По две штучки георгин,
И одной гвоздичке. (4 +2)
2) Взаимосвязь умножения и деления
Ответьте на вопросы:
– Какое свойство умножения использовали? (переместительное)
– Назовите компоненты умножения. (Первый множитель, второй множитель, произведение)
– Какая операция обратная операции умножения? (деление)
– Как связаны между собой умножение и деление? (если произведение разделить на один из множителей, то получим другой множитель)
– Назовите компоненты деления. (Делимое, делитель, частное)
Создание проблемной ситуации.
Слайд 8.
– А вокруг такая тишина, что девочке захотелось решить примеры в уме, а ответ она записала палочкой на земле.
Действуйте по алгоритму:
1.внимательно рассмотрите выражение;
2. вспомни порядок действий в выражениях без скобок
3. выполните действия по порядку;
4. запишите ответ в тетрадь
(45+35):10
5×(26-16)
2×3+2×6
Слайд 9.
- По дороге Маша встретила бабочку. Им стало так весело, что они начали играть.
9×2+9
18:2-12:6
3×5+27:3
– Найдите значение выражения?
– Были ли затруднения в решении выражений?
– Почему? (Не знаем деления на 3)
Какова тема урока? (Деление на 3)
Слайд 10.
- Какие цели поставим перед собой?
(Учиться выполнять деление на 3 и научиться его использовать)
“Открытие” новых знаний.
– Вот и показался густой лес. Уже совсем близко. Но что-то боязно девочке. Для того, чтобы она была уверенней надо знать как выполняется деление. На пути могут встретиться выражения на деление.
– Откройте учебники на странице 92.
-Рассмотрим записи под рисунком.
3×3=9
9:3=3
-Прочитайте, используя названия компонентов и результата действий.
Что подсчитывают с помощью умножения? Объясните, как получается следующее выражение. (Если произведение разделить на один из множителей, то получим другой множитель)
-Почему в этом столбике только одно выражение на деление?
(Два одинаковых слагаемых)
-Рассмотрим записи под каждым рисунком и объясним, как получается каждое следующее равенство из первого. (Работа в тетрадях)
–– Молодцы! Маша смело вошла в лес и оказалась на большой солнечной и красивой полянке. Как много грибов и ягод! Пора собирать их в корзинку.
Слайд 11,12.
1×3
3:3
3×2
5×3
3×8
6×3
21:7
27:3
24:3
18:6
12:4
15:3
Первичное закрепление.
– Для чего нужно уметь делить на 3? (Чтобы решать примеры, задачи)
– И, сейчас мы вернемся к тому выражению, которое вызвало у нас затруднение.
– Давайте вместе найдем ответ, используя таблицу умножения и деления на 3.
3×5+27:3=24
Слайд 13.
– Мимо пробегали 4 ёжика. У каждого было по 3 яблока. Сколько у них яблок?
- 15 птиц сидят на 3 ветках. Сколько птиц на каждой ветке?