ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Методические указания по проведению практических занятий
Пенза 2017
Общие положения
Практическое занятие, как групповое занятие творческого характера, имеет цель обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов, выступлений в интересах углубленного изучения и проработки отдельных, наиболее важных в методологическом отношении тем дисциплины «Права человека и механизмы их защиты».
Современное практическое занятие имеет следующие основные функции:
Познавательная. Позволяет организовать творческое, активное изучение теоретических и практических вопросов через непосредственное общение преподавателя со студентами, дает возможность внесения необходимых корректив в понимание изучаемого материала, закрепляет и расширяет полученные в ходе самостоятельной подготовки.
Воспитательная. Осуществляя связь теоретических знаний с практикой, формирует единство взглядов преподавателя и студентов по кругу рассматриваемых проблем, развивает способность у обучающихся к самостоятельности в формулировании и обосновании суждений, дает широкие возможности преподавателю для индивидуальной работы со студентами.
|
|
Контрольная. Предоставляет возможность преподавателю оценить уровень знаний студентов, качество их самостоятельной работы.
Подготовке студентов к практическому занятию, как правило, предшествует соответствующая самостоятельная работа по изучению тем дисциплины. Между темой лекции и практическим занятием предусмотрен достаточный временной интервал. За это время студенты имеют возможность ознакомиться с планом практических занятий, изучить и законспектировать рекомендованную литературу, основные нормативные правовые акты и судебную практику по теме, подготовить правовые документы.
Обычно на практическое занятие выносятся несколько вопросов. Кроме них на занятие также может быть заслушан и обсужден доклад (сообщение) на актуальную тему, с которым обычно выступают наиболее подготовленные студенты. Тема доклада либо является заглавной в проблематике всего практического занятия, либо - обобщающей. Докладчику целесообразно заблаговременно в индивидуальном порядке получить у преподавателя методические рекомендации по подготовке доклада.
По наиболее сложным вопросам студенты также могут проконсультироваться у преподавателя в ходе подготовки к семинару.
Методические рекомендации по организации практического занятия.
Во вступительной части практического занятия преподаватель формулирует основные цели и задачи занятия, показывает место и значение обсуждаемой темы, определяет ключевые проблемы и указывает порядок проведения занятия.
|
|
Студенты должны быть нацелены на рассмотрение поставленных вопросов в тесной связи теории с практикой, должного и сущего.
После вступительного слова преподавателя целесообразно заслушать доклад (сообщение) одного из студентов (если практическое занятие проводится с докладом). В то же время выступление докладчика может быть заслушано и позже, например, в конце занятия, в зависимости от принятого порядка рассмотрения основных вопросов.
В докладе студент должен глубоко рассмотреть заявленную проблему, а не стремиться затронуть все вопросы, стоящие в плане занятия. Если это обзор литературы, правовых источников, то он должен быть обстоятельным и критическим.
Продолжительность доклада целесообразно ограничить 10-15 минутами.
После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы, которые возникли у слушателей по ходу доклада. Если докладчик не в состоянии ответить на какой-либо из них, то по усмотрению преподавателя этот вопрос может быть поставлен на обсуждение всей группы. В ходе обсуждения доклада или в заключительном слове преподавателя такой вопрос должен получить свое разрешение.
На практическом занятии опрос студентов строится на сочетании добровольно желающих выступить и выступлений по вызову преподавателя. Регулирование выступлений на занятиях усиливает контрольные функции и способствует более тщательной подготовке студентов к последующим занятиям.
Выступления должны быть содержательными, логичными, аргументированными и не превышать 10 минут.
Вмешательство преподавателя в выступление допустимо в тех случаях, когда необходимо поправить выступающего, если он допустил грубую ошибку или выступление уходит в сторону от обсуждаемого вопроса. Вместе с тем, целесообразно дать возможность самим студентам указать выступающему на его ошибки, при этом преподаватель может задавать уточняющие вопросы.
Преподаватель должен поощрять стремление студентов к активному обсуждению темы и выяснению дополнительных вопросов по теме практического занятия.
Рассмотрение каждого вопроса занятия следует завершать обобщающими суждениями преподавателя.
В ходе практического занятия допускается проведение краткого письменного опроса (летучки), выдача персональных заданий студентам и других форм индивидуального контроля подготовленности их к занятию.
В заключение практического занятия преподавателю необходимо подвести итоги состоявшегося обсуждения вопросов в следующем порядке:
- дать общую характеристику подготовленности группы к занятию, оценить каждого выступающего, определяя положительные и отрицательные стороны их выступлений;
- провести анализ доклада (сообщения) и выступлений студентов в ходе его обсуждения, результаты рассмотрения остальных вопросов занятия;
- выдать рекомендации докладчику и всем выступающим.
Кроме того, преподавателю следует обратить внимание:
- насколько правильно умеют реагировать студенты на неточные или ошибочные выступления, суждения;
- на характер постановки студентами вопросов докладчику и выступающим;
- на научную глубину и общую культуру дискуссии.
Обращая внимание на ошибки, допущенные студентами в ходе практического занятия, преподаватель в обязательном порядке должен дать точное, научно обоснованное толкование вопроса.
В заключительном слове, которое не должно превышать 10-15 минут, преподаватель также отвечает на вопросы, которые были заданы ему студентами в конце занятия.
При изучении нормативных актов, судебной практики, учебной литературы необходимо постоянно сверять их текст с вновь принятыми нормативно-правовыми актами. Это обусловлено тем, что в последнее время система и структура правоохранительных органов России продолжают совершенствоваться, развиваться и изменяться. Такие изменения по вполне понятным причинам не могли найти отражение в рекомендованных программой литературных источниках, нормативных актах, судебной практике. Поэтому необходимо следить за вновь издаваемыми законами, другими нормативными актами, юридической практикой, публикуемыми в официальных изданиях: «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации», Официальный Интернет-портал правовой информации: pravo.gov.ru СПС Консультант Плюс, Вестник Конституционного Суда РФ, Бюллетень Верховного Суда РФ. Изучение включенных в программу тем дает базовые знания о конституционно-правовых основах судебной и прокурорской деятельности, ее основных направлениях.
|
|
Планы практических занятий