Планы практических занятий

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Методические указания по проведению практических занятий

 

 

Пенза 2017



Общие положения

 

Практическое занятие, как групповое занятие творческого характера, имеет цель обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов, выступлений в интересах углубленного изучения и проработки отдельных, наиболее важных в методологическом отношении тем дисциплины «Права человека и механизмы их защиты».

Современное практическое занятие имеет следующие основные функции:

Познавательная. Позволяет организовать творческое, активное изучение теоретических и практических вопросов через непосредственное общение преподавателя со студентами, дает возможность внесения необходимых корректив в понимание изучаемого материала, закрепляет и расширяет полученные в ходе самостоятельной подготовки.

Воспитательная. Осуществляя связь теоретических знаний с практикой, формирует единство взглядов преподавателя и студентов по кругу рассматриваемых проблем, развивает способность у обучающихся к самостоятельности в формулировании и обосновании суждений, дает широкие возможности преподавателю для индивидуальной работы со студентами.

Контрольная. Предоставляет возможность преподавателю оценить уровень знаний студентов, качество их самостоятельной работы.

Подготовке студентов к практическому занятию, как правило, предшествует соответствующая самостоятельная работа по изучению тем дисциплины. Между темой лекции и практическим занятием предусмотрен достаточный временной интервал. За это время студенты имеют возможность ознакомиться с планом практических занятий, изучить и законспектировать рекомендованную литературу, основные нормативные правовые акты и судебную практику по теме, подготовить правовые документы.

Обычно на практическое занятие выносятся несколько вопросов. Кроме них на занятие также может быть заслушан и обсужден доклад (сообщение) на актуальную тему, с которым обычно выступают наиболее подготовленные студенты. Тема доклада либо является заглавной в проблематике всего практического занятия, либо - обобщающей. Докладчику целесообразно заблаговременно в индивидуальном порядке получить у преподавателя методические рекомендации по подготовке доклада.

По наиболее сложным вопросам студенты также могут проконсультироваться у преподавателя в ходе подготовки к семинару.

Методические рекомендации по организации практического занятия.

 

Во вступительной части практического занятия преподаватель формулирует основные цели и задачи занятия, показывает место и значение обсуждаемой темы, определяет ключевые проблемы и указывает порядок проведения занятия.

Студенты должны быть нацелены на рассмотрение поставленных вопросов в тесной связи теории с практикой, должного и сущего.

После вступительного слова преподавателя целесообразно заслушать доклад (сообщение) одного из студентов (если практическое занятие проводится с докладом). В то же время выступление докладчика может быть заслушано и позже, например, в конце занятия, в зависимости от принятого порядка рассмотрения основных вопросов.

В докладе студент должен глубоко рассмотреть заявленную проблему, а не стремиться затронуть все вопросы, стоящие в плане занятия. Если это обзор литературы, правовых источников, то он должен быть обстоятельным и критическим.

Продолжительность доклада целесообразно ограничить 10-15 минутами.

После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы, которые возникли у слушателей по ходу доклада. Если докладчик не в состоянии ответить на какой-либо из них, то по усмотрению преподавателя этот вопрос может быть поставлен на обсуждение всей группы. В ходе обсуждения доклада или в заключительном слове преподавателя такой вопрос должен получить свое разрешение.

На практическом занятии опрос студентов строится на сочетании добровольно желающих выступить и выступлений по вызову преподавателя. Регулирование выступлений на занятиях усиливает контрольные функции и способствует более тщательной подготовке студентов к последующим занятиям.

Выступления должны быть содержательными, логичными, аргументированными и не превышать 10 минут.

Вмешательство преподавателя в выступление допустимо в тех случаях, когда необходимо поправить выступающего, если он допустил грубую ошибку или выступление уходит в сторону от обсуждаемого вопроса. Вместе с тем, целесообразно дать возможность самим студентам указать выступающему на его ошибки, при этом преподаватель может задавать уточняющие вопросы.

Преподаватель должен поощрять стремление студентов к активному обсуждению темы и выяснению дополнительных вопросов по теме практического занятия.

Рассмотрение каждого вопроса занятия следует завершать обобщающими суждениями преподавателя.

В ходе практического занятия допускается проведение краткого письменного опроса (летучки), выдача персональных заданий студентам и других форм индивидуального контроля подготовленности их к занятию.

В заключение практического занятия преподавателю необходимо подвести итоги состоявшегося обсуждения вопросов в следующем порядке:

- дать общую характеристику подготовленности группы к занятию, оценить каждого выступающего, определяя положительные и отрицательные стороны их выступлений;

- провести анализ доклада (сообщения) и выступлений студентов в ходе его обсуждения, результаты рассмотрения остальных вопросов занятия;

- выдать рекомендации докладчику и всем выступающим.

Кроме того, преподавателю следует обратить внимание:

- насколько правильно умеют реагировать студенты на неточные или ошибочные выступления, суждения;

- на характер постановки студентами вопросов докладчику и выступающим;

- на научную глубину и общую культуру дискуссии.

Обращая внимание на ошибки, допущенные студентами в ходе практического занятия, преподаватель в обязательном порядке должен дать точное, научно обоснованное толкование вопроса.

В заключительном слове, которое не должно превышать 10-15 минут, преподаватель также отвечает на вопросы, которые были заданы ему студентами в конце занятия.

При изучении нормативных актов, судебной практики, учебной литературы необходимо постоянно сверять их текст с вновь принятыми нормативно-правовыми актами. Это обусловлено тем, что в последнее время система и структура правоохранительных органов России продолжают совершенствоваться, развиваться и изменяться. Такие изменения по вполне понятным причинам не могли найти отражение в рекомендованных программой литературных источниках, нормативных актах, судебной практике. Поэтому необходимо следить за вновь издаваемыми законами, другими нормативными актами, юридической практикой, публикуемыми в официальных изданиях: «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации», Официальный Интернет-портал правовой информации: pravo.gov.ru СПС Консультант Плюс, Вестник Конституционного Суда РФ, Бюллетень Верховного Суда РФ. Изучение включенных в программу тем дает базовые знания о конституционно-правовых основах судебной и прокурорской деятельности, ее основных направлениях.

Планы практических занятий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: