I. Организационный момент

Класс: 7


Тема урока: «Древнегреческая вазопись». Выполнение эскиза росписи древнегреческих сосудов по мотивам мифа о Прометее.


тип урока: интегрированный (ИЗО - Технология)


Цели и задачи урока:

· познакомить учащихся с произведениями античного искусства - керамикой (вазами, чашами, сосудами), особенностями их форм, росписи, мотивами мифологических сцен в греческой вазописи;

· научить выполнять элементы росписи (орнамент, рисунки по мотивам греческой вазописи;

· развивать умение анализировать предметы искусства, выявлять пропорции, цветовую гамму, особенности изображения людей;

· закрепить и применить знания об искусстве и мифологии Древней Греции, полученные на уроке истории;

· развитие ассоциативно-образного мышления, творческой фантазии;

· способствовать развитию воображения, эстетического вкуса при изображении сюжета на эскизе вазы;

· развивать творческую активность, чувство прекрасного;

· научиться объединять творческие усилия, и работать коллективно.

Методы обучения:

· словесные (беседы, рассказ);

· наглядные (иллюстрации, демонстрации);

· практические;

· самостоятельная работа учащихся под руководством педагога;

· совместные практические действия.

Оборудование:

для учителя: Наглядные пособия с изображением греческих ваз; фотографии и репродукции с изображением греческой керамики и сюжетов росписи; плакаты свидами и группами орнаментов, видами древнегреческой керамики и одежды; литературное произведение; компьютер, музыкальное сопровождение.

для учащихся: тонированная бумага Формат А4(половинка листа), лист А3 и полоски тонированной бумаги 3 и 5 см, краски, кисти, баночка с водой, гелевые черные ручки, ножницы, клей.

Литературный ряд: отрывок из трагедии древнегреческого драматурга Эсхила «Прикованный Прометей».


Музыкальный ряд: музыка к балету «Творения Прометея» Людвига ванн Бетховена.

 

План урока:

· Организационный момент – 2 мин.

· Актуализация опорных знаний – 2 мин.

· Просмотр наглядных пособий и объяснение нового материала – 15 мин.

· Закрепление нового материала (Самостоятельная работа) – 20 мин.

· Совместная работа – 4 мин.

· Анализ работ и рефлексия урока – 2 мин.



Ход урока.

Организационный момент.
Установить дисциплину в классе, проверить наличие инструментов.
Изложить учащимся цели урока.

 

Здравствуйте! Садитесь.

Тема нашего урока «Древнегреческая вазопись». Вы сегодня выполните эскиз росписи древнегреческих сосудов по мотивам известного мифа о титане Прометее.

Тему Древней Греции мы начали изучать в 4-м и 5-м классах. Именно тогда мы впервые познакомились с особенностями архитектуры Древней Греции, с орнаментами, выполненными на вазах, фигурами олимпийских спортсменов, мифами Древней Греции, в том числе с мифом о Прометее.









Кратко напомню вам содержание истории о титане Прометее, который в свое время помог Зевсу обрести власть на Олимпе, но затем он украл огонь с Олимпа и отдал его людям. За этот поступок Зевс сильно разозлился на своего бывшего союзника. Прометей полюбил людей, он стал стараться сделать их жизнь легче. Он стал обучать людей всему, что он знал сам. Научив людей строить корабли, Прометей показал им, как широк мир. Прометей также обучил людей письму и чтению. Зевс не знал тайны Прометея. Дело в том, что, в первые годы своего правления Зевс был очень жестоким богом, он строил свою власть на беспрекословном подчинении. Все боялись бога-громовержца Зевса. Прометей же сказал Зевсу, что настанет день, и сын Зевса свергнет своего отца с Олимпа. Громовержец потребовал, чтобы титан назвал ему имя той женщины, от которой у него родится сын, но гордый Прометей отказался. Тогда верные слуги Зевса, Сила и Власть, в скифской стране привели Прометея к скале. За Силой и Властью плелся угрюмый бог Гефест, который тоже был сыном Зевса. Прометей был его большим другом, поэтому Гефест очень сильно страдал от того, что ему предстояло выполнить. А его миссия состояла в том, чтобы приковать Прометея к скале, в грудь ему вбить железный прут, который бы крепче приковал титана. Несмотря на то, что Прометей был другом Гефеста, страх перед яростью отца в Гефесте возобладал.

Так знай же ты: Менять мои страдания Я на твое не стану Пресмыкательство! Скажу открыто: Ненавижу всех богов!

Бог-громовержец никак не мог успокоиться и послал Прометею еще большие страдания. Зевс сделал так, чтобы скала, к которой был прикован титан Прометей, рухнула в бездну. Но титан не испугался и этого. Тогда Зевс послал самое страшное мучение. Каждое утро к Прометею прилетал орел, который рвал плоть титана и клевал его печень. Вечером орел улетал, а за ночь печень Прометея вырастала вновь. С утра повторялось опять, то же самое. Как бы больно ни было Прометею, он не поддавался пыткам и по-прежнему не выдавал своей тайны Зевсу. Он знал, что придет время, вместе с которым придет и его спаситель, самый великий герой всех времен. И такое время пришло. На помощь к Прометею пришел Геракл. Он разбил цепи, сковывающие титана, вытащил стальной прут из его груди и убил орла, клевавшего его печень. И только тогда Прометей раскрыл свое предсказание.

Вот как на этот сюжет были расписаны вазы в Древней Греции (рис.1)

А сейчас, чтобы вы вспомнили красоту несложных узоров, используемых древними греками много тысяч лет назад для украшения сосудов, обратите внимание на плакаты с видами древнегреческого орнамента (рис 2).


Посмотрите ребята на особенностях древнегреческих узоров – большая часть из них представлена в виде фризовой полосы, элементы внутри которой ритмично повторяются или чередуются.

А так же виды форм древнегреческих ваз (рис.3):

 


Гречеcкие сосуды были самых различных форм и размеров и у каждого свое назначение:

Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения масла, воды и пищевых продуктов.
Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой.
Килик - широкая чаша с ручками для вина.
Пиксида - сосуд для хранения женских украшений.

 

И наконец, вспомните какие одежды носили Древние греки (рис.4):

 

Все эти наглядные пособия понадобится вам для выполнения сегодняшнего задания.

 

А сейчас ответьте на вопросы:

1. Какие виды греческих сосудов вы знаете?;

2. Кто освободил титана Прометея?;

3. Для чего использовалась АМФОРА?;

4. Какие основные стили Древнегреческой вазописи вы знаете?

 

 

Работа ваша будет коллективной:

 

Выполнятся задание будет в стиле – чернофигурном – сформированном к VI веку до н. э. Черные фигуры изображали на оранжево-красном фоне, поэтому вся бумага, кроме формата А3, тонирована в оранжево-красный цвет.

 

Одни из вас будут выполнять силуэты ваз, черной краской, на больших листах формата А3, и вырежут по центру ваз квадратное отверстие, сопоставимое с половинкой листа формата А4;

Напоминаю для того чтобы ваза получилась симметричной, необходимо сложить лист А3 пополам и прорисовать половинку контура будущей вазы, учитывая, что средняя часть в которой будет помещена сюжетная роспись должен быть большего размера. А на ножке и горлышке должны поместиться ленты с орнаментом. Затем, вырезав по контуру прорисованный край, обвести и вырезать вторую половинку вазы. Приложить к широкой части вазы половинку листа А4, обвести его и вырезать отверстие по обведенной линии. Затем оставшуюся часть закрасить краской черного цвета.

 

Другие – черной гелевой ручкой выполнят орнамент на подготовленных, тонированных бумажных полосках, шириной 3 или 5 см;

Глядя на таблицы с орнаментами и выбрав, понравившиеся учащиеся, карандашом повторят элементы древнегреческого орнамента, и затем обведут и заштрихуют наиболее массивные их детали, черной гелевой ручкой.






А третьи попробуют проиллюстрировать сюжеты из мифа о Прометее, на тонированной бумаге (половина листа формата А4), простым карандашом, а затем обведут карандашные линии и заштрихуют фигуры черной гелевой ручкой.


Затем вы, объединившись по трое, попробуете составить свою неповторимую вазу с древнегреческим орнаментом на ее ножке или горлышке, иллюстративной росписью по выбранному сюжету из мифа о Прометее. Для этого вам необходимо будет в вырезанное в вазе отверстие, вставить выполненную иллюстрацию, и приклеить полоски с орнаментом к ножке и горлышку вазы.

Итак. Начнем выполнять задание, разделившись, предположим, по рядам:

Первый ряд выполняет вазы;

Второй – орнаменты;

Третий – эскизы росписи по сюжетам мифа о Прометее.

 

Пока вы делаете задание, прослушайте отрывок из балета «Творения Прометея» Людвига ванн Бетховена.

 

Ну, вот каждый из вас закончил выполнять свою часть задания. Каждый из сидящих за первой партой в первом, втором, третьем ряду слева, объединяются для создания своей вазы. Тоже делают те, кто сидит справа, и т.д.

Давайте проведем экспресс-выставку получившихся ваз. Ребята, по возможности назовите вазу и ее назначение, объясните выбранный сюжет и технику росписи.

 


Заключение

На этом уроке вы уже более детализировано соприкоснулись с древнегреческой вазописью, углубив свои знания, и снова постигли красоту несложных узоров, используемых древними греками много тысяч лет назад для украшения утилитарных предметов – ваз и сосудов. Пять тысячелетий назад около Балканского полуострова зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества. Древние греки создали искусство, понятное не только одним эллинам, но и всем другим народам.

 

Самоанализ:

9. Удалось ли достичь цели урока?:

Образовательные, воспитательные и развивающие цели урока достигнуты.

10. Какой этап урока считается главным?

Этап практической работы считается главным, т.к. выполнение поставленных целей осуществляется именно на нем.

11. Как другие этапы урока "работают" на главный этап?

Организационный этап, этап формирования темы и цели урока, а так же, этап освоения нового материала, создают мотивацию к работе.

12. Рациональность использованного времени: получилось ли уложиться в срок? Если нет, то в чем возникло затруднение?

Время использовалось рационально.

13. Какие дидактические материалы, ИКТ выбраны для данного урока?

ИКТ с визуальной и аудио информацией (презентация, музыкальные фрагменты).

14. Формирование УУД:

1) Личностные (ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; знать терминологию; получение детьми представлений о декоративном искусстве)

2) Познавательные (отличать новое от уже известного с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.)

3) Коммуникативные (уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Осуществление взаимной помощи. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.)

3) Регулятивные (проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.)

4) Знаково-символические.

15. Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных умений.

16. Результативность урока: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.

 

 

Урок изобразительного искусства "Изображение пространства. Правила линейной перспективы". 6-й класс

 

Класс: 6

 

Цели и задачи: расширить и систематизировать знания учащихся о перспективе в изобразительном искусстве, познакомить с историей возникновения и развития понятия перспектива, научить изображать пространство, используя правила линейной перспективы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку. Приложение 1. (на экране Слайд 1 – заставка презентации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: