Этапы и стадии социализации

Тема 2.1. Содержание понятия «социализация»

 (в условиях дистанционного обучения 1 урок =30 минут –в связи с этим содержание занятия и задания сокращены до 2 часов учебного времени)

Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

· социализация – это сложный, многогранный динамический процесс, который представляет собой взаимодействие двух противоположных, но тесно взаимосвязанных сторон – типизации человека посредством принятия им групповых норм и ценностей, а также его индивидуализации, связанной с процессом самоопределения личности;

· Человек является субъектом социализации, так как на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он выдвигает собственные цели, способы решения, т.е. проявляет свою субъективность (индивидуальное своеобразие).

· протекание процесса социализации преимущественно детерминировано внутренними факторами, что прямо связано с активностью социализируемого человека;

· промежуточным результатом социализации является достижение индивидом социализированности как качество, соответствующее возрасту человека и уровню овладения социальными навыками;

· социализация – это непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека; по мере взросления меняются приоритетные институты социализации, однако на любом возрастном этапе неизменной остается роль семьи как первичного пространства социализации.

 

Этапы и стадии социализации.

Этапы социализации. В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юно­шеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет). Далее будет рассмотрена социализация человека до этапа молодости, т.е. социализация подрастающих поколений.

 

Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель.

Пифагор (VI в. до н.э.) выделял четыре периода в жизни человека:

весну (становление человека) – от рождения до 20 лет;

лето (молодость) – 20-40 лет;

осень (расцвет сил) – 40-60 лет;

зиму (угасание) – 60-80 лет.

Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов.

Аристотель делил детство и отрочество на три стадии:

первая – от рождения до 7 лет;

вторая – от 7 до 14 лет;

третья – от 14 до 21 года.

Отечественная психология и педагогика опирается, в основном, на периодизацию Выготского, Эльконина.

Возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1 – 3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3 – 7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (8 – 12 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (14 – 17 лет) – кризис 17 лет.

Даниил Борисович Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. Этапы детского развития. Детство, охватывающее период времени от рождения ребенка до окончания школы, по возрастной классификации делится на следующие три этапа:

дошкольное детство (от рождения до 6—7 лет);

младший школьный возраст (от 6—7 до 10—11 лет, с первого по четвертый-

пятый классы школы);

средний и старший школьный возраст (от 10—11 до 16—17 лет, с пятого по

одиннадцатый класс школы).

 

Периоды детского развития. Весь процесс детского развития в целом можно разделить на семь периодов:

· Младенчество: от рождения до одного года жизни.

· Раннее детство: от одного года жизни до трех лет.

· Младший и средний дошкольный возраст: от трех до четырех-пяти лет.

· Старший дошкольный возраст: от четырех-пяти до шести-семи лет.

· Младший школьный возраст: от шести-семи до десяти-одиннадцати лет.

· Подростковый возраст: от десяти-одиннадцати до тринадцати - четырнадцати лет.

· Ранний юношеский возраст: от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати-семнадцати лет.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности, требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.

 

В отечественной социальной педагогике и психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество — одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Трудно согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Конечно, юность — важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

Практическую же сторону обсуждаемого вопроса трудно переоценить: включение трудовой стадии в орбиту проблем социализации приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе образования взрослых. При таком решении вопроса возникают новые возможности для построения междисциплинарных исследований, например, в сотрудничестве с педагогикой, с тем ее разделом, который занимается проблемами трудового воспитания. В последние годы актуализуются исследования по акмеологии, науки о зрелом возрасте.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни — с одной стороны, определенная социальная политика государств — с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов — «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития:

от рождения до 1 года (младенчество, или орально – сенсорная стадия),

от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно – анальная стадия),

от 3 до 6 лет (возраст игры, или локомоторно – генитальная стадия),

от 6 до 12 лет (школьный возраст, или латентная стадия),

от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст),

от 20 до 25 лет (ранняя зрелость),

от 26 до 64 лет (средняя зрелость),

от 65 лет (поздняя зрелость).

 

________________________________________________________________________

1.Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 1999 - 375 с

2. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

 

 

Маршрутный лист.

1. Определите черты, характеризующие человека как объекта социализации (словесный портрет/визуализация образа). (не менее 4-5 черт письменно в тетради)

2. Объяснить сущность понятий: социальная адаптация, десоциализация, индивидуализация, институты социализации, социализация, ресоциализация, агенты социализации, социальный статус, социальная роль. (письменно в тетради)

3. Проанализируйте предложенную ситуацию. Ответьте на вопросы.

Подросток Денис (11 лет) вошел на перемене в класс и положил на один из столов свой ранец. Через минуту в кабинет вошла группа девочек – одноклассниц. Одна из них резким движением смахнула ранец Дениса на пол со словами: «Сказала же тебе, что не буду с тобой сидеть». Содержимое ранца рассыпалось. Прозвенел звонок. Денис быстро собрал ранец, сел на свободное место. Вошел учитель, оглядел класс, обратился к Денису: «Мне это, в конце концов, надоело, я же сказал тебе, чтобы ты сидел за второй партой, сколько раз надо это повторять, дай дневник.». Денис, вместо того, чтобы дать учителю дневник, схватив портфель, выбежал из класса. На остальные уроки он не явился. На следующий день в школу пришла расстроенная мама. Она рассказала учителю, что Денис явился домой после девяти вечера, угрюмо молчал. Мать, расстроенная ситуацией, безуспешно пыталась выяснить причину случившегося. Обыкновенно доверчивый и ласковый Денис нагрубил матери, ночью он плакал, утром наотрез отказался идти в школу.»

Проанализируйте пример школьной ситуации, провоцирующей дезадаптивное поведение подростка, сигнализирующее о нарушении его статуса в отношениях. Дайте описание статуса через анализ поступков, переживаний.

Статус в системе школьных отношений Характеристика статуса
Статус, предписанный отношениями с одноклассниками  
Статус, предписанный отношениями с учителем  
Влияние статуса на становление подростка  
Пути, предпринятые подростком для преодоления предписанных отношений  

Таблица может быть выполнена как в печатном, так и в письменном виде


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: