Модель ученического самоуправления в начальной школе

Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.

При организации ученического самоуправления, ставлю следующие цели и задачи:

Цель: Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника

Задачи:

1.Содействие развитию ребенка. Формирование самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, дисциплинированности.

2.Организация эффективного функционирования учебной группы.

3. Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.

4.Способствовать развитию социально ценных устремлений детей.

Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:

 Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.

 Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.

 Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.

 Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед общим собранием.

 

 Программа самоуправления "Экипажи" рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов. Реализую программу поэтапно:

 

 1этап - изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив.

2 этап - укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Призыв взрослого "Делай как я!" - основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период. Формирование умения взаимодействовать.

3 этап - развитие самоуправленческих начал. Девиз: "Делай, как лучшие из нас! Делай, как большинство из нас!" Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим.

4 этап - лучшее в жизни класса становится достоянием всего школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива. Девиз: "Сей добро, оделяй добром!"

 На 4 года учащиеся становятся "Друзьями" большой группы "Экипаж". Друзья – символ света, доброты, жизни. И этот светлый, позитивный образ как нельзя лучше призван влиять на ребенка. Все "Друзья" делятся на подгруппы. Например, "Друзья природы", "Друзья чистоты", "Друзья книги". Каждый ребенок имеет поручение. Основу группы составляет классный актив. Руководят активом классный руководитель и воспитатель, помогают родители. Роль родителей в деятельности группы очень важна. Вся деятельность ученического самоуправления осуществляется под руководством классного руководителя и родителей.

 Воспитатель и актив класса:

1. Содействуют соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе;

2. Организуют выполнение решений классных часов и классных ученических служб;

3. Организуют помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы.

 Староста: обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.

Группы и их обязанности:

Друзья чистоты

следят за чистотой в классе, сдают медицинские справки в медкабинет, собирают информацию о заболеваемости учащихся класса, организуют посещения ребят, которые находятся на лечении в больницах или дома длительное время.

Друзья книги

сохранность и ремонт школьных учебников, выпуск классных газет по определенной теме или по результатам классных дел, подготовка сюжетов о классе к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе.

Друзья труда  –

 сохранность и ремонт мебели класса, подготовка и обеспечение класса в экскурсиях и поездках, походах, оказание шефской помощи больным престарелым людям.

Друзья природы

 ухаживают за комнатными растениями, организуют сбор корма для птиц и животных, занимаются изготовлением кормушек.

Друзья интересного отдыха

занимаются подбором необходимого материала для подготовки сценариев, участвует в жюри различных конкурсов в классе, ребята помогают в подготовке праздников у младших школьников. Они занимаются проведением дискотек в классе, вечеров, выполняют роль ведущих на таких праздниках.

Развитие самоуправления в классном коллективе осуществляю постепенно, в несколько этапов:

1.Диагностирование классного пространства.

2. Проектирование классного самоуправления.

3. Становление самоуправления как основного принципа жизни

класса.

4. Функционирование в оптимальном режиме.

5.Обновление и перестройка.

Ожидаемый результат.

Обретение чувства уверенности в себе.

Умение поддерживать других.

 Осознание ответственности за свои поступки.

 Расширение представлений о себе, своих возможностях.

 Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.

Стремление использовать свои умения на радость близким.

 Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.

Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: