Покоробление (деформация)

 

При этом дефекте на картине образуются волнообразные складки. Обычно складки представляют собой широкие волнистые неровности холста, но иногда – морщинообразные кривые, расходящиеся в стороны от углов подрамника.

Главными причинами, вызывающими покоробление холста, являются:

1) слабая натяжка холста;

2) неправильно сделанный подрамник;

3) неправильное или редкое расположение гвоздей при натяжке холста;

4) резкие изменения температуры и влажности воздуха.

Для устранения покоробленности холста картину помещают в нормальные влаго-температурные условия (нормальная влажность 60–65 %, температура +20 °C). Если и при таких условиях деформация не устраняется, то холст осторожно подтягивают клиньями подрамника, но без перетяжки.

 

Вмятины

 

Вмятины обычно появляются при механических повреждениях картины (ударах, нажатиях на холст и др.), иногда вмятины могут быть и на грунтованных холстах. Зачастую на местах вмятин образуется кракелюр или даже отслаивание красочного слоя, дефект усиливается при смачивании холста водой при попытках удаления вмятин.

Избавиться от вмятин, как утверждает В. В. Тютюнник, можно. Холст «слегка увлажняют очень осторожно водой из пульверизатора, не допуская отдельных капель, создавая как бы водяной туман, и сейчас же быстро проглаживают».[16] Все эти операции производятся на тыльной стороне живописной работы. Тютюнник обращает особое внимание на то, что такие меры по выравниванию вмятин можно предпринимать только в том случае, если красочный слой картины прочен, не имеет сседания и трещин и, кроме того, крепко держится на грунте, а грунт – на холсте.

 

 

Удаление загрязнений с поверхности картин

 

Загрязненную поверхность картины промывают теплой водой, иногда используют мыльную воду. При этом надо помнить, что вода, а особенно мыльная вода, вредна для живописи, но бывают случаи, когда к ней приходится прибегать. При промывке необходимо соблюдать следующие правила: во-первых, красочный слой нужно протирать тампонами из ваты, слегка смоченными водой; во-вторых, промывку надо вести по возможности быстро; в-третьих, следует достаточно часто вытирать с картины воду сухой ватой. Это делается потому, что на картине не должна скапливаться вода, способная просочиться в глубину картины через возможные малозаметные трещины. Это может отрицательно повлиять на прочность грунта и красочного слоя. После промывки мыльной водой мыло удаляют ватой, смоченной в чистой воде, и насухо вытирают поверхность работы.

Неподдающаяся промывке грязь свидетельствует о том, что она находится не на поверхности картины, а под слоем покрывного лака, который в этом случае требуется удалить. Удаление лакового слоя – достаточно сложная и ответственная работа, поэтому проводить ее самостоятельно нежелательно. В этой ситуации нужно обратиться к реставраторам, обладающим знаниями и практическим опытом по реставрации масляной живописи.

 

Правила техники масляной живописи

 

Для того чтобы получилось полноценное в художественном отношении и прочное с технической точки зрения произведение живописи, выполненное масляными красками, необходимо соблюдать элементарные, но очень важные правила.

1. Прежде чем приступить к работе, нужно проверить качество грунта на прочность сцепления его с холстом, на эластичность, на проникновения масла на обратную сторону холста и на равномерность покрытия, а также обратить внимание на дату выпуска покупных грунтованных холстов (если же последние недостаточно выдержаны, то надо дополнительно их просушить до положенного срока в развернутом виде в светлом, проветриваемом помещении при нормальной влажности воздуха).

2. Разжижать краски маслом не следует, так как в фабричных красках содержится достаточное количество масла, а его избыток может очень плохо сказаться на состоянии основы, тем более если она представляет собой холст или бумагу. Проникая через микротрещины в грунте, масло может разрушить, «сжечь» основу. Разжижать масляные краски лучше всего растворителем – пиненом, лаком – даммарным, мастичным, копаловым или каким-либо другим, пригодным для данной работы. Многие художники используют для разжижения красок смеси, состоящие из лака и пинена или лака, пинена и масла. Пропорции компонентов, входящих в состав указанных смесей, могут быть различными, что зависит от индивидуальных пристрастий художников.

3. При обнаружении на загрунтованном холсте микротрещин его необходимо проклеить некрепким раствором желатинового, рыбьего клея. Некоторые художники проклеивают загрунтованный холст яичным белком, разведенным в стакане воды, или покрывают холст тонким слоем масляных белил. Если на загрунтованном холсте имеются большие трещины в грунте, наблюдается шелушение или осыпание его, то нужно перегрунтовать этот холст или загрунтовать новый.

4. Нельзя наносить краски на недостаточно просохшие нижележащие слои.

5. При необходимости исправлений в процессе работы не следует допускать слишком больших наслоений красок, надо их удалять мастихином и, осторожно соскабливая, продолжать писать по очищенному месту.

6. Законченную картину, напомним, покрывают тонким слоем покрывного лака только после полного ее высыхания, желательно не ранее, чем через год, учитывая, конечно, условия, при которых картина должна храниться.

 

Вопросы и задания для повторения

 

1. Перечислите дефекты масляной живописи.

2. Какие правила необходимо соблюсти, чтобы на живописном полотне не образовалось трещин?

3. Чем вызывается пожухание масляных красок?

4. В чем причины почернения красочного слоя?

5. Каковы причины отслоения красочного слоя?

6. Назовите причины, вызывающие меление красок.

7. С чем связано пожухание живописи?

8. Какие причины вызывают покоробление (деформацию)?

9. Что нужно сделать для устранения вмятин на холсте?

10. Перечислите правила техники масляной живописи.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: