Формирование мотиваций

Существует определенная биологическая потребность организма. Она способствует формированию мотивации, основанное на принципе доминанты Ухтомского. Согласно А.А. Ухтомскому, доминанта представляет собой скрытую предуготовленность организма к выполнению определенной функции, исключающее излишнюю свободу личности. Это очаг, который возникает в нервной системе, на разных его этажах, на стволовом, гипоталамическом (первичные мотивации) или на корковом уровне (вторичные мотивации).

 

Данный очаг обладает целым рядом физиологических свойств:

1. Он обладает повышенной возбудимостью, то есть, способен очень активно реагировать на действия различных раздражителей.

2. Способен распространяться на значительные корковые территории благодаря дивергенции и иррадиации, что определяет вектор поведения личности.

3. Для него характерна повышенная инерционность, благодаря длительности следовых процессов.

4. Сопряженное торможение. Один доминирующий очаг может тормозить действия других очагов.

 

Классические и инструментальные условные рефлексы

 

Все условные рефлексы можно разделить на классические и инструментальные. Это два типа поведенческих реакций, которые описывают условнорефлекторное и оперантное поведение (или классическое и инструментальное обуславливание).

Классический условный рефлекс: через определенные интервалы после условного раздражителя предъявляется какой-нибудь подкрепляющий (безусловный) стимул. Подкрепление следует за условным стимулом независимо от того, будет ли реакция животного или нет. После нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей изолированное предъявление условного вызывает реакцию (как на безусловный раздражитель). Если условный раздражитель повторно применять без подкрепления, наблюдается угашение, т.е. условно-рефлекторный ответ постепенно уменьшается, и в конечном итоге прекращается. После перерыва он легко восстанавливается, но без подкрепления опять быстро угасает.
В инструментальных условных рефлексах значительную роль играет внутренняя активность животного. Появление теорий инструментального обучения связаны с возникновением в американской психологии направления по исследованию психологии поведения. Его создателями считают Эдварда Ли Торндайка и Джона Уотсона.

Торндайк исследовал поведение голодной кошки в «проблемной клетке»: животное совершало разнообразные движения (пробы), которые в начале эксперимента ни к чему не приводили (ошибка). В конце концов ей удавалось нажать на нужный рычаг, поднять дверку и покинуть клетку. Вне клетки кошка получала кусочек мяса, и ее снова помещали в клетку. С каждой новой пробой кошка все быстрее выбиралась из клетки.

Торндайк сформулировал несколько принципов инструментального обучения:

1. Закон эффекта: связь между ситуацией и реакцией организма со временем усиливается, если она вызывает удовлетворяющее животное состояние и наоборот, ослабляется, если вызывает неприятное для животного состояние.

2. Закон упражнений: связь между ситуацией и реакцией организма усиливается от повторения и ослабляется от неповторения.

В последствии для исследования инструментального обучения стали применять различные лабиринты и челночные камеры (оперантная камера, камера Скиннера и др.)

Пример.В оперантную камеру помещают крысу. Если она любым способом нажимала на рычажок и это нажатие совпадало с зажиганием зеленой лампочки, то она получала пищевое подкрепление. Зажигание красной лампочки не подкреплялось. С увеличением количества проб стимулов (зеленого и красного света) происходила дифференцировка.

В процессе этих исследований подтвердились многие особенности образования условных рефлексов, которые отмечались павловской школой. Так оказалось, что:

· важную роль в образовании навыка играет величина временного интервала между ответом и подкреплением – эффект подкрепления становился все слабее, если между подкреплением и ответом увеличивался временной интервал;

· частичное подкрепление эффективнее 100%-ого (2 группы крыс в лабиринте – 1-ая группа после каждого опыта получала подкрепление, а 2-ая только в 30% опытов. Результаты 2-ой группы были выше, угашение у них не происходило.);

· даже нейтральные сигналы могут в определенных условиях превратиться во вторичные подкрепители, если они уже ассоциированы с первичным подкреплением (крысу обучали в простом лабиринте; если стены были окрашены в белый цвет, то крыса получала пищу, если в черный – подкрепления не было. После этого крысу выпускали в сложный лабиринт, где часть стенок была окрашена в черный цвет, а другая в белый. Крыса явно оказывала предпочтение белому).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: