Джерард Уинстенли (1609–1653)

Билль о правах и свобода печати в Англии.

“Билль о правах” принят парламентом в октябре 1689 в результате “Славной революции” 1688 - ограничивает права короны, ведет к переходу к парламентской монархии. Полное название - “Акт, декларирующий права и свободы поданных и устанавливающий преемственность престола. Установил ряд конституционных ограничений королевских прав, позволявших крупной буржуазии и землевладельцам диктовать короне свою политику. Согласно '' Б. о П. '' без согласия парламента король не имел права издавать, отменять, ограничивать действия законов, также запрещался сбор денег на нужды короны без санкции парламента. Запрещалось содержание армии в мирное время, были ликвидированы особые суды по церк. и др. делам ('' Звездная Палата'' и ''Высокая Комиссия ''). '' Б. о. П. '' право подачи петиций свободы парламентских дебатов и выборов в парламент (для аристократии и буржуазии) сделал первые шаги к компромиссу круп. буржуазии и дворянства. Свобода слова была провозглашена как право (никто не может преостановить - она регулируется парламентом. Наряду с '' Декларацией Прав человека '' и первой поправкой к Конституции США ''Б. о. П.'' играл огромную роль для свободы и норм. функционирования печати того времени. В период английской буржуазной революции. Все классы общества вовлечены в идейно-полит. борьбу. В неё родились основные общ. Теории того времени. Борьба, которая велась между королём и парл., парл. и народом отражалась столкновениями на стр. печ. изданий. В англ. публицистике отражались все основные аспекты буржуазной революции. Публицистика была рупором идеологов революции. Они оценили роль печатного слова для формирования общ. мнения. Развив. Англ. жур. участвуя в рев. боролась за своё право на существование и своб. печати. (эта борьба проходила в условиях борьбы против кор. монополий на печать. Освобождение от королевской монополии давало большую свободу прессе, но все видные деятели рев. выделяли свои взгляды на свободу прессы. Не Мильтон не Лильберн не рассматривали св. печати как нечто абсолютное. (Мильтон признавал необходимость ограничения для папистских сочинений и клеветнических изданий. А Лильберн выдвигал ограничения на свободу слова для роялистов т.к. протиранические издания не имеют право на существование. Памфлетная публицистика стала мощнейшим оружием во время англ. рев. во многом предопределившем исход революции и несмотря на то, что журналистика не была тогда столь мощной как сейчас её роль в революции трудно переоценить.

Памфлетная публицистика

Расцвет политической журналистики (и в первую очередь жанра памфлета) пришелся на 1640-е годы, когда в Англии началась гражданская война (1642–1646, 1648–1649), приведшая к казни короля Карла I в 1649 году и отмене цензуры. В 1644 году поэт, писатель и публицист Джон Мильтон (1608–1674) опубликовал без разрешения цензуры памфлет «О свободе печати. Речь к английскому парламенту (Ареопагитика)». Взяв за основу форму античной речи и подражая прежде всего Исократу, Мильтон дал исторический обзор стеснений печати и подвел читателей к выводу, что все эти стеснения порождены инквизицией. Мильтон разбирал качества цензоров, выписывая абстрактный и недостижимый, по его мнению, образ идеального цензора.

Интересно, что, будучи ярым противником цензуры, Мильтон впоследствии, когда была восстановлена цензура, работал цензором печати. Он считал, что за неимением идеального цензора лучше ему заниматься экспертизой книг и газет, нежели полуграмотному, невежественному и косному человеку, какими были большинство цензоров

Другими известными памфлетистами эпохи революции были Джон Лильберн (1614–1657) и Джерард Уинстенли (1609–1653). Лильберн был идеологом и руководителем левеллеров – радикальной политической партии, объединявшей мелких торговцев и собственников и выступавшей за республику, против ликвидации частной собственности. В 1649 году левеллеры потерпели поражение в борьбе с индепендентами. Лильберна выслали из Англии, а по возвращении – заключили в тюрьму.

Уинстенли был социалистом-утопистом, идеологом диггеров – самого левого движения, выражавшего интересы городской и деревенской бедноты. В своей публицистике Уинстенли приближался к идеалам и идеям нового общества, в котором все равны. В то же время представления Уинстенли об этом обществе облечены в религиозные формы. В своих памфлетах («Знамя, поднятое истинными левеллерами», «Декларация бедного угнетенного люда Англии» и других) Уинстенли активно использовал ветхозаветные и новозаветные образы.

 

ДЖЕРАРД УИНСТЕНЛИ (1609–1653)

До начала Гражданской войны Уинстенли преуспевал в торговле, у него было собственное предприятие в лондонском Сити. В годы революции он разорился, бедствовал, участвовал в различных церковных организациях и сектах. С установлением в Англии республики Уинстенли начинал писать памфлеты на злобу дня. Он стал идеологом движения диггеров («истинных левеллеров»), которые выражали интересы городской и особенно деревенской бедноты и выступали за совместную обработку общинных земель. Большинство памфлетов Уинстенли посвящено обоснованию требований диггеров и оправданию их действий.

Уинстенли-публицист близок к идеалам утопического коммунизма. В своем главном произведении «Закон свободы» он предложил план полного переустройства общества на основе ликвидации частной собственности на землю.

«Ареопагитика, или Речь к английскому парламенту о свободе печати» была написана и опубликована в 1644 г. и направлена против закона о цензуре и системы предварительной цензуры. Мильтон стал фактически родоначальником либертарианской (мильтоновской) концепции прессы.

Памфлет «Новые цепи Англии...» написан 26 февраля 1649 г. в форме петиции, обращенной от лица «благомыслящих жителей» Лондона и его окрестностей к Долгому парламенту. Лильберн предупреждает об опасности военной диктатуры и требует упразднить Государственный совет, видя в нем угрозу тирании.

Памфлет «Вторая часть Новых цепей Англии» написан 24 марта 1649 г. в продолжение высказанных в первой части мыслей. Лильберн требует созыва нового народного представительства, избранного на справедливых началах. За оба эти памфлета Лильберн и два его единомышленника уже через четыре дня были заключены в тюрьму Тауэр.

Памфлет был написан в 1649 г., когда диггеры начали коллективные сельскохозяйственные работы на холме святого Георгия в графстве Сёррей, недалеко от Лондона. Вместе с Уинстенли памфлет подписали его единомышленники диггеры, что, по замыслу автора, должно было свидетельствовать о коллективном характере их действий и общности взглядов.

Памфлет, подписанный Дж. Уинстенли и его 44 единомышленниками, датирован 1 июня 1649 г. Его цель – предупредить захватчиков общинных земель и пустошей, начавших вырубать леса в захваченных владениях.

 

Джон Лильберн

Среди политических мыслителей Англии периода революции особое место занимает великий борец за идеи буржуазной демократии Джон Лильберн.

Джон Лильберн, родившийся в 1618 году, был младшим сыном мелкопоместного дворянина. В 1630 году был отправлен на выучку к крупному лондонскому купцу Т. Хьюсону, торговавшему сукном. В последние годы своего семилетнего ученичества ездил по поручению этого торговца в Голландию.

Среди политических мыслителей Англии периода революции особое место занимает великий борец за идеи буржуазной демократии Джон Лильберн.

Джон Лильберн, родившийся в 1618 году, был младшим сыном мелкопоместного дворянина. В 1630 году был отправлен на выучку к крупному лондонскому купцу Т. Хьюсону, торговавшему сукном. В последние годы своего семилетнего ученичества ездил по поручению этого торговца в Голландию.

В декабре 1637 года он был арестован, обвиненный в печатании пуританских книг. Лильберн отказался признать предъявленное ему обвинение. Через 10-12 дней после ареста Лильберн предстал перед Звездной палатой. За отказ от присяги Лильберна присудили к штрафу, публичному бичеванию и выставлению к позорному столбу. Приговор был приведен в исполнение 18 апреля 1638 года, после чего Лильберна заключили во Флитскую тюрьму. По решению Долгого парламента он был освобожден лишь в мае 1641 года. Лорды утвердили это решение только в декабре 1645 года.

В 1645 - Памфлет, критикующий новую власть. В этом памфлете - требовал ежегодного выбора парламента и отмены системы

обложения. “Защита прирожденного права Англии” - против цензуры и монополии государства на печать, произнесение проповедей и любое другое массовое воздействие на неокрепшую психику англичан. Эти памфлеты Лильберн написал уже Ньюгейтской тюрьме, куда был брошен в июне 1645 года за отказ изложить сущность своих взглядов перед комитетом парламента. В июне 1646 года по приказу палаты лордов его арестовали. Еще до суда Лильберн написал памфлеты “A Word in Reason”, “The Interest of England Maintained”, а также “Justmans justification”. 23 июня Лильберна заключили в Ньюгейтскую тюрьму. Во время допроса он отказался преклонить колени перед лордами и заткнул уши, чтобы не слушать их вопросов. Некоторые из его памфлетов были осуждены на сожжение007, но Лильберн продолжал свою страстную борьбу. В тюрьме он написал “The Freemans freedom vindicated”, “An Anatomy of the Lords Tyranny”, резко осуждавшие тиранию лордов, и памфлет в защиту прав Лондона – “Londons Liberty in chains”. За освобождение Лильберна боролись его друзья в Лондоне

1646 - Посадили за два памфлета (“Защита свободы свободного человека” и

“Неоправданная поспешная клевета”), в которых как всегда критика, призывы к народу, к армии. Через какое-то время выпустили.

1649 - “Новые цепи Англии” (посадили)- “Защита законных основных прав английского народа”. На этот раз его принудили уехать в Голландию, где он оказался обречен на нищенское

существование, затем ослеп (в юности много писал и читал в темноте), умер в Англии.

Публицистика английской революции XVII века (Дж. Лильберн, Дж. Уинстенли, Дж. Мильтон).

Буржуазная революция дала толчок развитию печати в Англии. Была упразднена так называемая Звездная палата (суд), способствовало ликвидации контроля со стороны государства за печатными изданиями. Резко увеличилось число авторов, которые стремились донести свои взгляды до широкой публики. Но по мере развития революции был предпринят ряд мер, поставивших английскую печать в строгие рамки цензурного надзора. Первый этап революции завершился 12 мая 1641 года казнью главного советника короля Страффорда, а 22 июля Палатой общин был издан первый закон о печати «Постановление палаты общин о воспрещении публикаций отчетов о заседаниях парламента». 14 июня 1643 года, во время первой гражданской войны, когда инициатива была ещё в руках короля, парламентом было введено новое ограничение свободы печати. Этот закон вводил предварительную цензуру и определял меру ответственности за нарушение её. В 1647 году вышел новый ордонанс Долгого парламента, устанавливавший необходимость предварительного разрешения на печатание, обязательное указание имени автора и владельца типографии. Парламент обязывал книгопечатную компанию разыскивать каждую типографию, которая печатает литературу без специального разрешения, уничтожать при этом станки и рукописи, а владельца брать под стражу. В 1649 году парламент издает «Акт о неразрешенных и возмутительных книгах и памфлетах и лучшем упорядочении книгопечатания», повторявший и ужесточавший прежние запреты. Эти законы парламента отчасти были направлены на борьбу с роялистами, но они же были призваны оградить парламент от влияния идеологов и левого крыла, наиболее близких к народным массам, в частности Лильберна и Уинстенли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: