В декабре 1978 г. Пленум ЦК КПК провозгласил курс на экономические реформы, которые возглавил Дэн Сяопин

Дэн Сяопин является одним из выдающихся политических деятелей коммунистического Китая. Именно ему пришлось иметь дело с губительными последствиями политики Мао Цзэдуна и "культурной революции". Личные ошибки и злодеяния Мао Цзэдуна не афишировались - вина пала на "банду четырех" (так в китайской пропаганде обозначают группу высших руководителей ЦК КПК, наиболее приближенных к Мао и сыгравших видную роль в размахе культурной революции): Цзян Цин (последняя жена Мао), Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюань, Ван Хунвэнь.

На смену сторонников революционных методов пришли прагматики. К ним относил себя и Дэн Сяопин, политика которого отмечена стремлением модернизировать Китай, сохраняя его идеологические основы и самобытность.

Дэн Сяопин прошел тернистый карьерный путь, прежде чем стал негласным лидером КПК. Уже к 1956 г. его назначили на должность генсека ЦК Коммунистической партии Китая, однако после десятилетней службы он был смещен с поста. Дэн Сяопин не прошел чистку партийных и государственных служащих в период «культурной революции». После смерти Мао Цзэдуна и ареста «банды четырех» прагматики были реабилитированы, и Дэн Сяопин начал претворять в жизнь экономические реформы.

Реформы Дэн Сяопина базировались на проведении "политики четырех модернизаций": в промышленности, армии, сельском хозяйстве и науке. Ее конечным итогом должно было стать восстановление и оздоровление экономики страны.

Для закрепления у власти Дэн Сяопину жизненно необходима была поддержка масс. Если при Мао Цзэдуне упор делался на развитие тяжелой промышленности и ВПК, то новый руководитель, наоборот, начал с проведения аграрной реформы, и объявил о расширении производства товаров народного потребления для восстановления внутреннего спроса в стране. Народные коммуны были отменены. На смену им пришли бригады и домохозяйства - так называемые семейные подряды. Новым крестьянским коллективам позволяли излишки продукции реализовать на зарождающемся в Китае рынке и получать прибыль. Кроме этого, предоставлялась свобода в установлении цен на сельскохозяйственные товары. Земля, которую крестьяне обрабатывали, сдавалась им в аренду, однако со временем объявлялась их собственностью. Эти нововведения способствовали значительному повышению уровня жизни в деревне. Власти на практике убедились, что личная инициатива и материальные стимулы к труду гораздо продуктивнее плана. В результате реформ к 1990 г. Китай занял первое место в мире по заготовке мяса и хлопка, повысились показатели производительности труда.

Дэн Сяопин преодолел международную изоляцию Китая. Иностранных инвесторов в Китае привлекало:

во-первых, дешевая рабочая сила. Преобладающее в Китае сельское население было готово работать за минимум, но с максимальной производительностью, чтобы прокормить свои семьи;

во-вторых, Китай владел богатой сырьевой базой, поэтому моментально возник спрос на государственные ресурсы.

Дэн Сяопин был против резкого перехода к активной внешней торговле. Все преобразования сначала тестировались в каком-либо небольшом регионе, и, если они имели успех, их вводили уже на национальном уровне. Так, уже в 1978-1979 гг. в приморских районах Фудзянь и Гуандун открыли СЭЗ (специальные экономические зоны). Их стали называть "капиталистическими островками", и количество их росло довольно медленно. Именно постепенное образование таких зон при выстраивании внешней торговли позволило Китаю не потерять львиную долю сырья, которое могло быть моментально распроданным. Также не пострадало и внутреннее производство, рискующее быть подавленным импортными и более дешевыми товарами. Выгодные связи с различными странами привели к внедрению на производстве современных технологий, машин, заводского оборудования.

Молодых китайцев отправляли на обучение за рубеж. Сложился некий экономический обмен Китая с другими странами, удовлетворяющий интересы обеих сторон.

Дэн Сяопин признал неэффективность плановой системы ведения хозяйства и выступил за ее обновление. В 1993 г. планы были сведены до минимума, государственный контроль уменьшился, введена постепенная либерализация цен. Рыночные отношения набирали обороты.

Стали формироваться коллективная, муниципальная, индивидуальная, иностранная и иные формы собственности. Власти не планировали вводить подобное многообразие. Причина этого явления кроется в личной инициативе местного населения открывать и расширять самостоятельно созданные предприятия. Людям неинтересно было приватизировать госсобственность, они желали изначально вести свое дело. Реформаторы же, увидев в них потенциал, решили официально закрепить за гражданами право иметь частную собственность, вести индивидуальное предпринимательство. Тем не менее, наибольшую поддержку властей получил иностранный капитал: зарубежным инвесторам предоставлялись различные льготы при открытии собственного дела на территории Китайской республики. А чтобы государственные предприятия не разорились при появлении столь высокой конкуренции, им тоже гарантировались разного рода налоговые вычеты, субсидии, выгодные кредитования.

Новые коммунистические лидеры продолжают экономическую политику Дэн Сяопина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: