Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Шуберт

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

02.04.2020

Тема 1.10. В.А. Моцарт.

  1. Симфоническое творчество В.А. Моцарта. Симфония № 40 (стр. 241-254)
  2. Камерная музыка В.А.Моцарта (стр. 266-276)
  3. Реквием. В.А. Моцарта (стр. 276)

Учебник: Музыкальная литература зарубежных стран вып. II

https://vk.com/wall-99339872_1304     Все выпуски учебников по музыкальной литературе зарубежных стран     

Самостоятельная работа студента:

1. Прочитать и сделать краткий конспект разбора симфонии №40 (стр. 245-254)

2. Симфония №40 - прослушать

3. Разбор сонаты №11 (стр. 274)

4. Реквием: разбор частей №1, 7 (стр. 276)

 

Дополнительные источники: musice.ru;Бельканто

09.04.2020

Тема 1.11. Л. В. Бетховен

1. Жизненный и творческий путь (стр. 5-46).

2. Фортепианное творчество Бетховена (стр. 46-51, 51,-62, 68-75).

Учебник: Музыкальная литература зарубежных стран вып. III

https://vk.com/wall-99339872_1304     Все выпуски учебников по музыкальной литературе зарубежных стран     

Самостоятельная работа студента

1. Прочитать и сделать конспект жизни и творчества композитора (стр. 5-46).

2. Разбор сонаты №8 (стр. 51-57), №14 (стр. 57-62).

 

Источники информации
https://www.belcanto.ru › beethoven Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) | Belcanto.ru

 

https://www.belcanto.ru/beethoven_ps.html Бетховен. Сонаты для фортепиано

 

http://musike.ru Лекции по зарубежной музыкальной литературе - Musike.ru

 

http://musike.ru/index.php?id=35 Бетховен

https://www.youtube.com/watch?v=AMrUE-eY9eI фильм «Жизнь Бетховена в свидетельствах современников», Россия, великолепные русские актеры!!!!!

 

https://www.youtube.com/watch?v=YoXYkUFXn4o Художественный фильм «Переписывая Бетховена» Совместное производство Европа - США!!!


16.04.2020

Тема 1.11. Л. В. Бетховен

Симфоническое творчество Бетховена. «Симфония №5»

Учебник: Музыкальная литература зарубежных стран Вып. III

https://vk.com/wall-99339872_1304     Все выпуски учебников по музыкальной литературе зарубежных стран     

Самостоятельная работа студента

1. Прочитать и сделать конспект «Симфонического творчества Бетховена» (стр. 83-86).

2. Сделать конспект «Симфония №5» (трактовка цикла, драматургия частей, характеристика тем, формы частей), (стр. 98-107).

3. Прослушать симфонию №5 https://www.belcanto.ru/s_beethoven_5.html

 

Дополнительные источники информации
https://www.belcanto.ru › beethoven Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) | Belcanto.ru

 

https://www.belcanto.ru/beethoven_symphony.html Бетховен. Симфоническое творчество

https://www.belcanto.ru/s_beethoven_5.html Симфония №5

 

http://musike.ru Лекции по зарубежной музыкальной литературе - Musike.ru

 

http://musike.ru/index.php?id=35 Бетховен

https://www.youtube.com/watch?v=AMrUE-eY9eI фильм «Жизнь Бетховена в свидетельствах современников», Россия, великолепные русские актеры!!!!!

 

https://www.youtube.com/watch?v=YoXYkUFXn4o Художественный фильм «Переписывая Бетховена» Совместное производство Европа - США!!!


23.04.2020

Тема 1.11. Л. В. Бетховен

Симфоническое творчество Бетховена. Увертюра «Эгмонт»

Учебник: Музыкальная литература зарубежных стран Вып. III

https://vk.com/wall-99339872_1304     Все выпуски учебников по музыкальной литературе зарубежных стран

Самостоятельная работа

1. Конспект: Увертюра «Эгмонт» (уч. стр.125-130); https://www.belcanto.ru/sm_beethoven_egmont.html

2. Прослушать Увертюру «Эгмонт» https://www.belcanto.ru/sm_beethoven_egmont.html

3. Дописать (кто не сделал) конспект «Симфония №5» (трактовка цикла, драматургия частей, характеристика тем, формы частей), (стр. 98-107); https://www.belcanto.ru/s_beethoven_5.html

 

Дополнительные источники информации

https://www.belcanto.ru/sm_beethoven_egmont.html «Эгмонт»

https://www.belcanto.ru/s_beethoven_5.html Симфония №5

https://www.belcanto.ru/beethoven_symphony.html Бетховен. Симфоническое творчество


https://www.belcanto.ru › beethoven Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) | Belcanto.ru

http://musike.ru Лекции по зарубежной музыкальной литературе - Musike.ru

 

http://musike.ru/index.php?id=35 Бетховен

https://www.youtube.com/watch?v=AMrUE-eY9eI фильм «Жизнь Бетховена в свидетельствах современников», Россия, великолепные русские актеры!!!!!

 

https://www.youtube.com/watch?v=YoXYkUFXn4o Художественный фильм «Переписывая Бетховена» Совместное производство Европа - США!!!


30.04.2020

Тема 1.12. Романтизм – художественное направление 19 века

Самостоятельная работа

1. Конспект: Романтизм в живописи, литературе, музыке.

 

Источники информации

https://www.belcanto.ru/romantisme.html

Романтизм в музыке musike.ru

 www.classic-music.ru Романтизм в музыке | Classic-music.ru

https://studme.org/1705031313608/kulturologiya/epoha_stili_muzykalnogo_romantizma

07.05.2020

Тема 1.13. Ф. Шуберт – первый композитор-романтик

Учебник: Музыкальная литература зарубежных стран Вып. III

https://vk.com/wall-99339872_1304     Все выпуски учебников по музыкальной литературе зарубежных стран

· Шуберт биография: стр. 131-159

· Характеристика тв-ва: стр. 159-163

Самостоятельная работа

Конспект:

· биография Ф. Шуберта,

· характеристика творчества.

Дополнительные источники информации

Шуберт https://www.belcanto.ru/schubert.html Общая характеристика творчества Шуберта

Общая характеристика творчества http://musike.ru/index.php?id=49

Шуберт https://www.classic-music.ru/schubert.html

14.05.2020

Тема 1.13. Вокальное творчество Ф. Шуберта

Учебник: Музыкальная литература зарубежных стран Вып. III

https://vk.com/wall-99339872_1304 Все выпуски учебников по музыкальной литературе зарубежных стран     

· Вокальное тв-во: стр. 165

· Вокальные циклы стр. 178

· Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» стр. 179-191

· Вокальный цикл «Зимний путь» стр. 191

Самостоятельная работа

Конспект:

· Вокальное творчество Ф. Шуберта;

· Вокальные циклы;

· Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».

Прослушать:

· Баллада «Лесной царь»,

· Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»

 

Источники информации

Вокальное тв-во (песни) Шуберта https://www.belcanto.ru/schubert_songs.html

Баллада «Лесной царь» https://www.belcanto.ru/schubert_erlkonig.html

Смотреть «Лесной царь» https://www.youtube.com/watch?v=SrEIJTQt894

 

Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» анализ:

https://www.belcanto.ru/or-schubert-mel.html

https://musicseasons.org/shubert-prekrasnaya-melnichixa/

 

Слушать и смотреть «Прекрасная мельничиха» https://www.youtube.com/watch?v=feD2g5mFZhs

 

https://www.belcanto.ru/schubert.html

Вокальное творчество Шуберта

Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Шуберт

В области вокальной лирики раньше и полнее всего проявилась индивиду­альность Шуберта, основная тема его творчества. Уже в 17 лет он стал здесь выдающимся новатором, тогда как ранние инструментальные произведения не отличаются особенно яркой но­визной.

Песни Шуберта – это ключ к пониманию всего его творчества, т.к. добытое в работе над песней композитор смело использовал в инструментальных жанрах. Почти во всей своей музыке Шуберт опирался на образы и выразительные средства, заимствован­ные из вокальной лирики. Если о Бахе можно сказать, что он мыслил категори­ями фуги, Бетховен мыслил сонатно, то Шуберт мыслил «песенно».

Шуберт нередко использовал свои песни в качестве материала для инструментальных произведений[1]. Но использование песни в качестве материала – далеко не всё. Песня не только как материал, песенность как принцип – вот что существенно отличает Шуберта от его предшественников. Широко льющийся поток песенных мелодий в симфониях и сонатах Шуберт – это дыхание и воздух нового мироощущения. Именно через песенность композитор акцентировал то, что не было главным в классическом искусстве – человека в аспекте его непосредст­венных личных переживаний. Классические идеалы человечества превращаются в романтическую идею живой личности «как она есть».

Все компоненты шубертовской песни – мелодика, гармония, фортепианное сопровожде­ние, формообразование – отличаются подлинно новаторским характером. Наиболее выдающаяся особенность шубертовской песни – ее огромное мелодическое обаяние. Шуберт обладал исключительным мелодическим даром: его мелодии всегда легко поются, великолепно звучат. Их отличает большая напевность и непрерывность течения: они развертываются как бы «на одном дыхании». Очень часто в них ясно обнаруживается гармоническая основа (используется движение по звукам аккордов). В этом песенная мелодика Шуберта обнаруживает общность с мелодикой немецкой и австрийской народной песни, а также с мелодикой композиторов венской классической школы. Однако, если у Бетховена, к примеру, движение по аккордовым звукам связано с фанфарностью, с воплощением героических образов, то у Шуберта оно носит лирический характер и связано с внутрислоговой распевностью, «руладностью» (при этом распевы у Шуберта обычно ограничиваются двумя звуками на слог). Интонации распев­ные нередко тонко сочетаются с декламационными, речевыми.

Песня у Шуберта – это жанр многоплановый, песенно-инструментальный. Для каж­дой песни он находит абсолютно оригинальное решение фортепианного сопровождения. Так, в песне «Гретхен за прялкой» аккоманемент подражает жужжанию веретена; в песне «Форель» короткие арпеджированные пассажи напоминают легкие всплески волн, в «Серенаде» – звучание гитары. Однако функция аккомпанемента не сводится лишь к изобразительности. Фортепиано всегда создает нужный эмоциональный фон к вокальной мелодии. Так, например, в балладе «Лесной царь» фортепианная партия с остинатным триольным ритмом выполняет несколько функций:

· характеризует общий психологический фон действия – образ лихорадочной тревоги;

· изображает ритм «скачки»;

· обеспечивает цельность всей музыкальной формы, поскольку сохраняется от начала до конца.

Разнообразны формы шубертовских песен, от простой куплетной до сквозной, которая была новой для того времени. Сквозная песенная форма допускала свобод­ное течение музыкальной мысли, детальное следование за текстом. У Шуберта в сквозной (балладной) форме написано более 100 песен, среди которых «Скиталец», «Предчувствие воина» из сборника «Лебединая песня», «Последняя надежда» из «Зимнего пути» и т.д. Вершина балладного жанра – «Лесной царь», созданный в ранний период творчества, вскоре после «Гретхен за прялкой».

«Лесной царь»

Поэтическая баллада Гете «Лесной царь» представляет собой драматическую сцену с диало­гическим текстом. Музыкальная композиция опирается на рефренную форму[2]. Рефреном являются возгласы отчаяния ре­бенка, а эпизодами – обращения к нему Лесного царя. Текст от автора образу­ет вступление и заключение баллады. Взволнованные малосекундовые интонации ребенка кон­трастируют напевным фразам Лесного царя.

Возгласы ребенка проводятся троекратно с повышением тесситуры голоса и тональным повышением (g-moll, a-moll, h-moll), как следствие – возрастание драматизма. Фразы Лесного царя звучат в мажоре (I эпизод – в B-dur, 2-й – с преобладани­ем C-dur). Третье проведение эпизода и рефрена изложено Ш. в одной муз. строфе. Этим также достигается эффект драматизации (контрасты сближаются). Последний раз возглас ребенка звучит с предельным напряжением.

В создании единства сквозной формы наряду с постоянным темпом, четкой тональной организацией с тональным центром g-moll особенно велика роль фортепианной партии с остинатным триольным ритмом. Это ритмическая форма perpetuum mobile, поскольку триольное движение впервые останавливается лишь перед заключительным речитативом в 3 т. от конца.

Баллада «Лесной царь» была включена в первый песенный сборник Шуберта из 16-ти песен на слова Гете, который друзья композитора послали поэту. Сюда же вошла «Гретхен за прялкой», отмеченная подлинной творческой зрелостью (1814).


Песенные циклы Шуберта



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: