МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
02.04.2020
Тема 1.10. В.А. Моцарт.
- Симфоническое творчество В.А. Моцарта. Симфония № 40 (стр. 241-254)
- Камерная музыка В.А.Моцарта (стр. 266-276)
- Реквием. В.А. Моцарта (стр. 276)
Учебник: Музыкальная литература зарубежных стран вып. II
https://vk.com/wall-99339872_1304 Все выпуски учебников по музыкальной литературе зарубежных стран
Самостоятельная работа студента:
1. Прочитать и сделать краткий конспект разбора симфонии №40 (стр. 245-254)
2. Симфония №40 - прослушать
3. Разбор сонаты №11 (стр. 274)
4. Реквием: разбор частей №1, 7 (стр. 276)
Дополнительные источники: musice.ru;Бельканто
09.04.2020
Тема 1.11. Л. В. Бетховен
1. Жизненный и творческий путь (стр. 5-46).
2. Фортепианное творчество Бетховена (стр. 46-51, 51,-62, 68-75).
Учебник: Музыкальная литература зарубежных стран вып. III
https://vk.com/wall-99339872_1304 Все выпуски учебников по музыкальной литературе зарубежных стран
Самостоятельная работа студента
1. Прочитать и сделать конспект жизни и творчества композитора (стр. 5-46).
|
|
2. Разбор сонаты №8 (стр. 51-57), №14 (стр. 57-62).
Источники информации
https://www.belcanto.ru › beethoven Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) | Belcanto.ru
https://www.belcanto.ru/beethoven_ps.html Бетховен. Сонаты для фортепиано
http://musike.ru Лекции по зарубежной музыкальной литературе - Musike.ru
http://musike.ru/index.php?id=35 Бетховен
https://www.youtube.com/watch?v=AMrUE-eY9eI фильм «Жизнь Бетховена в свидетельствах современников», Россия, великолепные русские актеры!!!!!
https://www.youtube.com/watch?v=YoXYkUFXn4o Художественный фильм «Переписывая Бетховена» Совместное производство Европа - США!!!
16.04.2020
Тема 1.11. Л. В. Бетховен
Симфоническое творчество Бетховена. «Симфония №5»
Учебник: Музыкальная литература зарубежных стран Вып. III
https://vk.com/wall-99339872_1304 Все выпуски учебников по музыкальной литературе зарубежных стран
Самостоятельная работа студента
1. Прочитать и сделать конспект «Симфонического творчества Бетховена» (стр. 83-86).
2. Сделать конспект «Симфония №5» (трактовка цикла, драматургия частей, характеристика тем, формы частей), (стр. 98-107).
3. Прослушать симфонию №5 https://www.belcanto.ru/s_beethoven_5.html
Дополнительные источники информации
https://www.belcanto.ru › beethoven Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) | Belcanto.ru
https://www.belcanto.ru/beethoven_symphony.html Бетховен. Симфоническое творчество
https://www.belcanto.ru/s_beethoven_5.html Симфония №5
http://musike.ru Лекции по зарубежной музыкальной литературе - Musike.ru
http://musike.ru/index.php?id=35 Бетховен
https://www.youtube.com/watch?v=AMrUE-eY9eI фильм «Жизнь Бетховена в свидетельствах современников», Россия, великолепные русские актеры!!!!!
https://www.youtube.com/watch?v=YoXYkUFXn4o Художественный фильм «Переписывая Бетховена» Совместное производство Европа - США!!!
|
|
23.04.2020
Тема 1.11. Л. В. Бетховен
Симфоническое творчество Бетховена. Увертюра «Эгмонт»
Учебник: Музыкальная литература зарубежных стран Вып. III
https://vk.com/wall-99339872_1304 Все выпуски учебников по музыкальной литературе зарубежных стран
Самостоятельная работа
1. Конспект: Увертюра «Эгмонт» (уч. стр.125-130); https://www.belcanto.ru/sm_beethoven_egmont.html
2. Прослушать Увертюру «Эгмонт» https://www.belcanto.ru/sm_beethoven_egmont.html
3. Дописать (кто не сделал) конспект «Симфония №5» (трактовка цикла, драматургия частей, характеристика тем, формы частей), (стр. 98-107); https://www.belcanto.ru/s_beethoven_5.html
Дополнительные источники информации
https://www.belcanto.ru/sm_beethoven_egmont.html «Эгмонт»
https://www.belcanto.ru/s_beethoven_5.html Симфония №5
https://www.belcanto.ru/beethoven_symphony.html Бетховен. Симфоническое творчество
https://www.belcanto.ru › beethoven Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) | Belcanto.ru
http://musike.ru Лекции по зарубежной музыкальной литературе - Musike.ru
http://musike.ru/index.php?id=35 Бетховен
https://www.youtube.com/watch?v=AMrUE-eY9eI фильм «Жизнь Бетховена в свидетельствах современников», Россия, великолепные русские актеры!!!!!
https://www.youtube.com/watch?v=YoXYkUFXn4o Художественный фильм «Переписывая Бетховена» Совместное производство Европа - США!!!
30.04.2020
Тема 1.12. Романтизм – художественное направление 19 века
Самостоятельная работа
1. Конспект: Романтизм в живописи, литературе, музыке.
Источники информации
https://www.belcanto.ru/romantisme.html
Романтизм в музыке musike.ru ›
www.classic-music.ru Романтизм в музыке | Classic-music.ru
https://studme.org/1705031313608/kulturologiya/epoha_stili_muzykalnogo_romantizma
07.05.2020
Тема 1.13. Ф. Шуберт – первый композитор-романтик
Учебник: Музыкальная литература зарубежных стран Вып. III
https://vk.com/wall-99339872_1304 Все выпуски учебников по музыкальной литературе зарубежных стран
· Шуберт биография: стр. 131-159
· Характеристика тв-ва: стр. 159-163
Самостоятельная работа
Конспект:
· биография Ф. Шуберта,
· характеристика творчества.
Дополнительные источники информации
Шуберт https://www.belcanto.ru/schubert.html Общая характеристика творчества Шуберта
Общая характеристика творчества http://musike.ru/index.php?id=49
Шуберт https://www.classic-music.ru/schubert.html
14.05.2020
Тема 1.13. Вокальное творчество Ф. Шуберта
Учебник: Музыкальная литература зарубежных стран Вып. III
https://vk.com/wall-99339872_1304 Все выпуски учебников по музыкальной литературе зарубежных стран
· Вокальное тв-во: стр. 165
· Вокальные циклы стр. 178
· Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» стр. 179-191
· Вокальный цикл «Зимний путь» стр. 191
Самостоятельная работа
Конспект:
· Вокальное творчество Ф. Шуберта;
· Вокальные циклы;
· Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».
Прослушать:
· Баллада «Лесной царь»,
· Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»
Источники информации
Вокальное тв-во (песни) Шуберта https://www.belcanto.ru/schubert_songs.html
Баллада «Лесной царь» https://www.belcanto.ru/schubert_erlkonig.html
Смотреть «Лесной царь» https://www.youtube.com/watch?v=SrEIJTQt894
Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» анализ:
https://www.belcanto.ru/or-schubert-mel.html
https://musicseasons.org/shubert-prekrasnaya-melnichixa/
Слушать и смотреть «Прекрасная мельничиха» https://www.youtube.com/watch?v=feD2g5mFZhs
https://www.belcanto.ru/schubert.html
Вокальное творчество Шуберта
Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Шуберт
В области вокальной лирики раньше и полнее всего проявилась индивидуальность Шуберта, основная тема его творчества. Уже в 17 лет он стал здесь выдающимся новатором, тогда как ранние инструментальные произведения не отличаются особенно яркой новизной.
Песни Шуберта – это ключ к пониманию всего его творчества, т.к. добытое в работе над песней композитор смело использовал в инструментальных жанрах. Почти во всей своей музыке Шуберт опирался на образы и выразительные средства, заимствованные из вокальной лирики. Если о Бахе можно сказать, что он мыслил категориями фуги, Бетховен мыслил сонатно, то Шуберт мыслил «песенно».
|
|
Шуберт нередко использовал свои песни в качестве материала для инструментальных произведений[1]. Но использование песни в качестве материала – далеко не всё. Песня не только как материал, песенность как принцип – вот что существенно отличает Шуберта от его предшественников. Широко льющийся поток песенных мелодий в симфониях и сонатах Шуберт – это дыхание и воздух нового мироощущения. Именно через песенность композитор акцентировал то, что не было главным в классическом искусстве – человека в аспекте его непосредственных личных переживаний. Классические идеалы человечества превращаются в романтическую идею живой личности «как она есть».
Все компоненты шубертовской песни – мелодика, гармония, фортепианное сопровождение, формообразование – отличаются подлинно новаторским характером. Наиболее выдающаяся особенность шубертовской песни – ее огромное мелодическое обаяние. Шуберт обладал исключительным мелодическим даром: его мелодии всегда легко поются, великолепно звучат. Их отличает большая напевность и непрерывность течения: они развертываются как бы «на одном дыхании». Очень часто в них ясно обнаруживается гармоническая основа (используется движение по звукам аккордов). В этом песенная мелодика Шуберта обнаруживает общность с мелодикой немецкой и австрийской народной песни, а также с мелодикой композиторов венской классической школы. Однако, если у Бетховена, к примеру, движение по аккордовым звукам связано с фанфарностью, с воплощением героических образов, то у Шуберта оно носит лирический характер и связано с внутрислоговой распевностью, «руладностью» (при этом распевы у Шуберта обычно ограничиваются двумя звуками на слог). Интонации распевные нередко тонко сочетаются с декламационными, речевыми.
Песня у Шуберта – это жанр многоплановый, песенно-инструментальный. Для каждой песни он находит абсолютно оригинальное решение фортепианного сопровождения. Так, в песне «Гретхен за прялкой» аккоманемент подражает жужжанию веретена; в песне «Форель» короткие арпеджированные пассажи напоминают легкие всплески волн, в «Серенаде» – звучание гитары. Однако функция аккомпанемента не сводится лишь к изобразительности. Фортепиано всегда создает нужный эмоциональный фон к вокальной мелодии. Так, например, в балладе «Лесной царь» фортепианная партия с остинатным триольным ритмом выполняет несколько функций:
|
|
· характеризует общий психологический фон действия – образ лихорадочной тревоги;
· изображает ритм «скачки»;
· обеспечивает цельность всей музыкальной формы, поскольку сохраняется от начала до конца.
Разнообразны формы шубертовских песен, от простой куплетной до сквозной, которая была новой для того времени. Сквозная песенная форма допускала свободное течение музыкальной мысли, детальное следование за текстом. У Шуберта в сквозной (балладной) форме написано более 100 песен, среди которых «Скиталец», «Предчувствие воина» из сборника «Лебединая песня», «Последняя надежда» из «Зимнего пути» и т.д. Вершина балладного жанра – «Лесной царь», созданный в ранний период творчества, вскоре после «Гретхен за прялкой».
«Лесной царь»
Поэтическая баллада Гете «Лесной царь» представляет собой драматическую сцену с диалогическим текстом. Музыкальная композиция опирается на рефренную форму[2]. Рефреном являются возгласы отчаяния ребенка, а эпизодами – обращения к нему Лесного царя. Текст от автора образует вступление и заключение баллады. Взволнованные малосекундовые интонации ребенка контрастируют напевным фразам Лесного царя.
Возгласы ребенка проводятся троекратно с повышением тесситуры голоса и тональным повышением (g-moll, a-moll, h-moll), как следствие – возрастание драматизма. Фразы Лесного царя звучат в мажоре (I эпизод – в B-dur, 2-й – с преобладанием C-dur). Третье проведение эпизода и рефрена изложено Ш. в одной муз. строфе. Этим также достигается эффект драматизации (контрасты сближаются). Последний раз возглас ребенка звучит с предельным напряжением.
В создании единства сквозной формы наряду с постоянным темпом, четкой тональной организацией с тональным центром g-moll особенно велика роль фортепианной партии с остинатным триольным ритмом. Это ритмическая форма perpetuum mobile, поскольку триольное движение впервые останавливается лишь перед заключительным речитативом в 3 т. от конца.
Баллада «Лесной царь» была включена в первый песенный сборник Шуберта из 16-ти песен на слова Гете, который друзья композитора послали поэту. Сюда же вошла «Гретхен за прялкой», отмеченная подлинной творческой зрелостью (1814).
Песенные циклы Шуберта