Заключение
Список используемых источников
Методика направленного развития анаэробной выносливости в физическом воспитании
Введение
Обучение двигательным действиям занимает центральное место в физическом образовании, являясь специфической стороной физического воспитания. В результате обучения формируются двигательные умения и навыки
Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку тут двигательная деятельность, как объект, как средство, и как цель совершенствования. В физическом воспитание обучение специфично. Суть специфики в том, что основная масса нового познания при освоение двигательных действий, выступает в форме физических упражнений.
Выносливость – это способность организма противостоять утомлению. Развитие этого физического качества является важным условием сохранения нормального двигательного образа жизни. Выносливость играет решающую роль в определении работоспособности. Данное качество имеется у каждого человека, но уровень развития разный. Выносливость передается на генном уровне, поэтому она может быть как врожденная, так и приобретенная.
|
|
Существует огромное множество дисциплин, где выносливость играет важную роль в достижении результата. Марафонец и тяжелоатлет имеют достаточно развитое данное качество, однако специфика выполняемых ими упражнений абсолютно разная. Это наталкивает на мысль, что существует несколько видов выносливости, которые отвечают за разные группы мышц и выполнение различных действий.
Теория и методика физического воспитания изучает все виды двигательных способностей. Данная курсовая работа посвящена методике направленного развития анаэробной выносливости в физическом воспитании.
Цель работы: изучить общую характеристику выносливости и методику развития анаэробной выносливости в физическом воспитании.
Задачи:
1.Рассмотреть общую характеристику выносливости.
2. Изучить средства развития анаэробной выносливости.
3. Рассмотреть методы развития анаэробной выносливости в физическом воспитании и тестирование уровня развития анаэробной выносливости на уроках в школе.
Глава 1. Выносливость и ее значение в физическом воспитании.
Общая характеристика выносливости и её виды.
ВЫНОСЛИВОСТЬ – способность человека противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
В практике физической культуры выделяют общую и специальную выносливость. Под ОБЩЕЙ понимают выносливость к продолжительной работе умеренной интенсивности, включающей функционирование всего мышечного аппарата. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе, может выполнять и другую работу в таком же темпе (ходьба на лыжах). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Общая выносливость является предпосылкой для развития специальной выносливости.
|
|
Выносливость по отношению к определенной деятельности, избранной как предмет специализации, называют СПЕЦИАЛЬНОЙ (например, специальная выносливость бегуна, боксера, игровика).
Специальная выносливость классифицируется:
• По признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (прыжковая выносливость)
• По признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (игровая выносливость)
• По признакам взаимодействия с другими физическими качествами, необходимыми для решения двигательной задачи (силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость).
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательными действиями и от уровня развития других двигательных способностей.
В зависимости от преимущественного проявления других способностей выделяют скоростную выносливость, силовую выносливость и координационную выносливость.
В зависимости от мощности (интенсивности) работы выделяют: выносливость к работе умеренной мощности, выносливость к работе большой мощности, выносливость к работе субмаксимальной мощности, выносливость к работе максимальной мощности.
Выше перечислены основные и наиболее исследованные виды выносливости. Но в практике физической культуры существуют и другие проявления выносливости, которые группируются по тем или иным признакам, например:
выносливость к работе циклического, ациклического и смешанного характера;
1. выносливость статическая и динамическая;
2. выносливость аэробная и анаэробная;
3. выносливость дистанционная, игровая или многоборная;
4. выносливость локальная, региональная или глобальная.
Различные виды выносливости независимы или мало зависимы друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточно скоростью.
Значение утомления при развитии выносливости. Факторы, влияющие на проявление аэробной и анаэробной выносливости.
Если человек выполняет какие-либо напряженную работу, то через некоторое время он ощущает, что выполнять ее становится все труднее. Наступает утомление. В зависимости от специфики видов деятельности различают несколько типов утомления: умственное, сенсорное (связано с органами чувств), эмоциональное и физическое. Нас в большей мере интересует утомление физическое. Продолжительность работы до полного утомления можно разделить на 3 фазы:
1. Фаза компенсированного утомлении характеризуется тем, что несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять необходимую интенсивность работы за счет больших, чем прежде, волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательного действия (например, уменьшением длины и увеличением темпа шагов при беге).
2. Фаза декомпенсированного утомления характеризуется тем, что, несмотря на все старания, человек не может сохранить необходимую интенсивность работы, если продолжить работу в этом состоянии, то через некоторое время наступит отказ от ее выполнения.
3. Фаза полного утомления характеризуется высокой степенью утомления, приводящего к снижению мощности работы вплоть до ее прекращения.
|
|
Уровень развития и проявление выносливости зависит от следующих факторов:
Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, системой крови). Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообеспечения являются аэробные, анаэробные алактатные (продолжительность работы до 20 сек), анаэробные гликолитические (продолжительность работы от 20 с до 5-6 мин).
Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Экономизация имеет две стороны: механическую, зависящую от уровня владения техникой упражнения; физиолого-
биохимическую, которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной работы без накопления молочной кислоты. Причем, чем выше квалификация спортсмена, тем выше экономичность выполняемой им работы на выносливость.
Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызванной работой (например, кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.
Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение наивысших результатов, а также такие волевые качества как настойчивость, выдержка, целеустремленность и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма.
Наследственные факторы. Генетический фактор в большей степени существенно воздействует на развитие анаэробных возможностей, статической выносливости и в меньшей степени на аэробные.
|
|
Среди других факторов, оказывающих влияние на выносливость человека, следует выделить возраст, пол, морфологические особенности человека и условия деятельности.