Значение утомления при развитии выносливости. Факторы, влияющие на проявление аэробной и анаэробной выносливости

Заключение

Список используемых источников

Методика направленного развития анаэробной выносливости в физическом воспитании

Введение

Обучение двигательным действиям занимает центральное место в физическом образовании, являясь специфической стороной физи­ческого воспитания. В результате обучения формируются двига­тельные умения и навыки

Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку тут двигательная деятельность, как объект, как средство, и как цель совершенствования. В физическом воспитание обучение специфично. Суть специфики в том, что основная масса нового познания при освоение двигательных действий, выступает в форме физических упражнений.

Выносливость – это способность организма противостоять утомлению. Развитие этого физического качества является важным условием сохранения нормального двигательного образа жизни. Выносливость играет решающую роль в определении работоспособности. Данное качество имеется у каждого человека, но уровень развития разный. Выносливость передается на генном уровне, поэтому она может быть как врожденная, так и приобретенная.

Существует огромное множество дисциплин, где выносливость играет важную роль в достижении результата. Марафонец и тяжелоатлет имеют достаточно развитое данное качество, однако специфика выполняемых ими упражнений абсолютно разная. Это наталкивает на мысль, что существует несколько видов выносливости, которые отвечают за разные группы мышц и выполнение различных действий.


 Теория и методика физического воспитания изучает все виды двигательных способностей. Данная курсовая работа посвящена методике направленного развития анаэробной выносливости в физическом воспитании.

Цель работы: изучить общую характеристику выносливости   и методику развития анаэробной выносливости в физическом воспитании.

Задачи:

1.Рассмотреть общую характеристику выносливости.

2. Изучить средства развития анаэробной выносливости.

3. Рассмотреть методы развития анаэробной выносливости в физическом воспитании и тестирование уровня развития анаэробной выносливости на уроках в школе.

 


Глава 1. Выносливость и ее значение в физическом воспитании.

Общая характеристика выносливости и её виды.

ВЫНОСЛИВОСТЬ – способность человека противостоять физиче­скому утомлению в процессе мышечной деятельности.

В практике физической культуры выделяют общую и специаль­ную выносливость. Под ОБЩЕЙ понимают выносливость к продолжи­тельной работе умеренной интенсивности, включающей функциониро­вание всего мышечного аппарата. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе, может выполнять и другую работу в таком же темпе (ходьба на лыжах). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспе­чения, функциональная и биомеханическая экономизация. Общая вы­носливость является предпосылкой для развития специальной выносли­вости.

Выносливость по отношению к определенной деятельности, из­бранной как предмет специализации, называют СПЕЦИАЛЬНОЙ (на­пример, специальная выносливость бегуна, боксера, игровика).

Специальная выносливость классифицируется:

• По признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (прыжковая выносливость)

• По признакам двигательной деятельности, в условиях кото­рой решается двигательная задача (игровая выносливость)

• По признакам взаимодействия с другими физическими каче­ствами, необходимыми для решения двигательной задачи (силовая вы­носливость, скоростная выносливость, координационная выносливость).

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышеч­ных источников энергии, от техники владения двигательными дейст­виями и от уровня развития других двигательных способностей.

В зависимости от преимущественного проявления других способ­ностей выделяют скоростную выносливость, силовую выносливость и координационную выносливость.

В зависимости от мощности (интенсивности) работы выделяют: выносливость к работе умеренной мощности, выносливость к работе большой мощности, выносливость к работе субмаксимальной мощно­сти, выносливость к работе максимальной мощности.

Выше перечислены основные и наиболее исследованные виды вы­носливости. Но в практике физической культуры существуют и другие проявления выносливости, которые группируются по тем или иным признакам, например:

 выносливость к работе циклического, ациклического и смешан­ного характера;

1. выносливость статическая и динамическая;

2. выносливость аэробная и анаэробная;

3. выносливость дистанционная, игровая или многоборная;

4. выносливость локальная, региональная или глобальная.

Различные виды выносливости независимы или мало зависимы друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливо­стью, но недостаточно скоростью.

 

 

Значение утомления при развитии выносливости. Факторы, влияющие на проявление аэробной и анаэробной выносливости.

Если человек выполняет какие-либо напряженную работу, то через некоторое время он ощущает, что выполнять ее становится все труднее. Наступает утомление. В зависимости от специфики видов деятельности различают несколько типов утомления: умственное, сенсорное (связано с органами чувств), эмоциональное и физическое. Нас в большей мере интересует утомление физическое. Продолжительность работы до пол­ного утомления можно разделить на 3 фазы:

1. Фаза компенсированного утомлении характеризуется тем, что несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое вре­мя сохранять необходимую интенсивность работы за счет больших, чем прежде, волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательного действия (например, уменьшением длины и увеличением темпа шагов при беге).

 

2. Фаза декомпенсированного утомления характеризуется тем, что, несмотря на все старания, человек не может сохранить необходимую интенсивность работы, если продолжить работу в этом состоянии, то через некоторое время наступит отказ от ее выполнения.

 

3. Фаза полного утомления характеризуется высокой степенью утомления, приводящего к снижению мощности работы вплоть до ее прекращения.  

  Уровень развития и проявление выносливости зависит от следую­щих факторов:

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм и функциональные возможно­сти его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, системой крови). Обра­зование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энер­гообеспечения являются аэробные, анаэробные алактатные (продолжи­тельность работы до 20 сек), анаэробные гликолитические (продолжи­тельность работы от 20 с до 5-6 мин).

Факторы функциональной и биохимической экономизации опреде­ляют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Экономизация имеет две стороны: механическую, завися­щую от уровня    владения техникой упражнения; физиолого-

биохимическую, которая определяется тем, какая доля работы выполня­ется за счет энергии окислительной работы без накопления молочной кислоты. Причем, чем выше квалификация спортсмена, тем выше эко­номичность выполняемой им работы на выносливость.

Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызванной работой (например, кисло­родного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохра­нять заданные технические и тактические параметры деятельности, не­смотря на нарастающее утомление.

Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним отно­сят мотивацию на достижение наивысших результатов, а также такие волевые качества как настойчивость, выдержка, целеустремленность и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организ­ма.

Наследственные факторы. Генетический фактор в большей сте­пени существенно воздействует на развитие анаэробных возможностей, статической выносливости и в меньшей степени на аэробные.

Среди других факторов, оказывающих влияние на выносливость человека, следует выделить возраст, пол, морфологические особенности человека и условия деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: