Тема: Структура массовой коммуникации как объект психологического исследования» (часть 3)
План:
Психологические особенности технических средств массовой коммуникации.
Обратная связь в массово-коммуникативной деятельности и ее виды.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Считается, что уникальность коммуникационного процесса заключается в пяти основных его свойствах, которые обеспечиваются средствами массовой коммуникации.
1. диахронность — возможность устойчивого сохранения передаваемого сообщения во времени.
2. диатопность — возможность преодоления передаваемыми сообщениями значительных пространств и расстояний.
3. мультиплицирование — возможность многократного, почти неограниченного воспроизведения одного и того же, аутентичного содержания.
4. симультанность — это возможность предоставлять совершенно аутентичные сообщения множеству людей практически одновременно.
5. репликация — возможность регуляции своих воздействий самими средствами массовой коммуникации.
|
|
Однако эти свойства относятся только ко всей системе массовой информации. Далеко не все конкретные средства массовой информации соответствуют всем этим возможностям.
Технические средства массовой коммуникации: телевидение, радио и пресса - нельзя рассматривать как равноценные.
Радио, телевидение и пресса отвечают на три принципиально разных вопроса и, в соответствии с этим отражают каждый свой аспект освещаемого события. Радио отвечает на вопрос «что?» — что случилось? Телевидение отвечает на вопрос «как?» — как случилось то, о чем уже сообщило радио. Наконец, пресса отвечает на вопрос «почему?» — почему именно случилось именно то, о чем рассказало радио, и именно так, как это показало телевидение.
РАДИО. Преимущества радио состоят, прежде всего, в наибольшей оперативности, технической простоте формирования и распространения сообщения. Сегодня радио является одним из наиболее доступных средств именно широкой, массовой информации — прежде всего, для менее образованной и, следовательно, менее обеспеченной аудитории.
Специфика радио связана и с определенными объективными недостатками.
· Радиосообщения воспринимаются исключительно на слух.
· Слишком большое количество фактов, деталей, цифр затрудняет восприятие.
· На слух вообще воспринимается и запоминается не более 20 % информации: как правило, улавливается лишь самое главное, прежде всего тема сообщения. Кстати, именно поэтому в радиосообщениях рекомендуется несколько (до пяти) раз повторять основные моменты, подбирая разные слова для выражения одного и того же содержания.
|
|
· К радиопередаче практически невозможно «возвратиться» — нельзя «переспросить» радиоприемник. В силу быстрого темпа передачи новостных сообщений их практически нельзя записать, чтобы обдумать на досуге или поделиться ими со знакомыми.
· Радиостанции редко имеют постоянную аудиторию — она меняется даже в течение дня. Поэтому на радио редки серийные программы, рассчитанные на длительную коммуникативную связь с одной и той же общностью.
Таким образом, неоспоримые преимущества радио, делающие его уникальным средством массовой информации, — это оперативность, эмоциональность, в техническом отношении радиосообщения практически не знают ни границ, ни расстояний.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ. Главное преимущество телевидения заключено в самой его природе — это наличие «картинки», видеоряда. Именно это и придает телевизионному воздействию огромную, ни с чем не сравнимую эмоциональную силу. Сочетая зрительные и слуховые образы, показывая события или явления в динамике, в движении, в развитии, телевидение оказывается наиболее заразительным средством во всей системе массовой коммуникации. Телевидение обращено прежде всего к эмоциональным и непосредственно действенным структурам.
В силу данного основного преимущества телевидение может не просто создавать у зрителя всем известный «эффект присутствия». Наблюдая за развитием событий на телеэкране, зритель часто отождествляет себя с очевидцем или даже участником события. Так достигается самый главный психологический эффект идентификации телеаудитории с происходящими событиями и их героями. У телевизионной аудитории работает удивительный для здравого смысла принцип: «Я видел — значит, это правда!».
Безусловно, телевидение имеет свои объективные недостатки.
· Пока оно все еще далеко не столь оперативно, как радио, — телевизионная съемка, передача материалов, монтаж требуют времени.
· В техническом плане телевидение менее доступно как в территориальном (большие расстояния, природные помехи и т. д.), так и финансовом отношении (цены на телевизоры).
· Суперэмоциональность телевидения чаще всего неизбежно идет в ущерб аналитичности, осмысленности его программ.
Тем не менее, в целом уникальные достоинства телевидения не просто перевешивают его недостатки — они делают его основным средством массовой коммуникации в современном мире.
ПЕЧАТЬ. Пресса уступает в оперативности телевидению и радио. Однако, несмотря на запаздывание, важнейшим преимуществом прессы является - аналитичность. Пресса уступает радио и телевидению в эмоциональности.
Пресса имеет целый ряд своих преимуществ.
· К печатному слову можно всегда вернуться, подумать над ним. Можно передать газету друзьям и знакомым, а потом обсудить с ними прочитанное. Можно просто вести досье.
· Важным преимуществом является то, что газеты, как правило, имеют стабильную аудиторию — просто в силу наличия подписки на них. Соответственно, возникает важный фактор регулярности воздействия прессы на конкретную, «свою» аудиторию.
Таким образом, в целом, уступая в оперативности, эмоциональности, доступности и целом ряде других моментов, печатная пресса выигрывает в другом: в аналитичности, которая связана с прочностью воздействия. Радио- и телесообщения хоть и захватывающи, но быстротечны и легко забываемы. Газетная статья остается в памяти надолго.
Все технические средства массовой коммуникации имеют и достоинства, и недостатки. Поэтому нельзя выбрать один-единственный канал и ограничиться им. Только совокупное использование всех средств коммуникации позволяет ей быть максимально эффективной как для коммуникатора, так и для аудитории.