МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА.
Содержание
Введение | 4 |
I. Словарь основных понятий проектно-исследовательской деятельности | 5 |
II. Типы учебных проектов и учебных исследований | 7 |
III. Этапы написания индивидуального проекта | 8 |
IV. Структура индивидуального проекта | 10 |
V. Требования к оформлению индивидуального проекта | 12 |
VI. Рекомендации по подготовке к защите индивидуального проекта | 13 |
VII. Критерии оценивания индивидуального проекта | 15 |
Приложения | 16 |
Введение
Выполнение индивидуального проекта рассматривается как вид учебной работы, обязательной для каждого обучающегося уровня среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов общеобразовательного учебного цикла в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
|
|
Для обучающегося целью выполнения индивидуального проекта является демонстрация своих личностных достижений в самостоятельном освоении избранной области исследования; способности к использованию информационно-коммуникационных технологий; способности к самоорганизации, творческой деятельности, рефлексии.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебной дисциплины «Основы проектной деятельности», специально отведенной учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Словарь основных понятий проектно-исследовательской деятельности
Актуальность – важность, значимость чего-либо для настоящего момента.
Гипотеза – предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным.
Задачи проекта, исследования – это выбор путей и средств для достижения цели.
Индивидуальный проект – проект, выполняемый одним обучающимся под руководством педагога.
Инновационный проект – это проект, решение задач которого направлено или на создание новшества, или на освоение новой технологии или нового метода (нового способа или новой возможности действий), новой системы или структуры.
|
|
Информационный проект – проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации.
Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.
Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам.
Методы исследования – основные способы проведения исследования.
Монопроект – проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета.
Портфолио (папка) проекта – подборка материалов проекта.
Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.
Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся. Например: документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, в обществе, в организации); проект закона; справочный материал; словарь; аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления; проект зимнего сада школы и т.д.
Проблема – социально-значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, например, противоречие между потребностью и возможностью её удовлетворения, недостаток информации о чём-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.
Продукт проектной деятельности – разработанное автором проекта реальное средство разрешения поставленной проблемы.
Проект – слово иноязычное, происходит от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.
Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Руководитель проекта – преподаватель, непосредственно координирующий проектную деятельность индивидуального исполнителя.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений, графического изображения (чертежей, схем и т.д.), числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
Структура проекта – последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по её достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на неё продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведённого проекта. Может включать и другие этапы.
Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации автора проекта.
Цель проекта – модель желаемого конечного результата (продукта).
|
|