Задание № 1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.
Материалом исследования служили слова: мак, ком, рука, лужа, книга, почта.
Процедура и инструкция. Логопед произносит звуки в ненарушенной последовательности и дает инструкцию «Послушай звуки, подумай и составь из них слово м, а, к – мак» и т.д.
Задание № 2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.
Материалом исследования служили слова: дом, сок, лапа, роза, полка, кошка.
Процедура и инструкция. Логопед произносит звуки в нарушенной последовательности и дает инструкцию «Послушай звуки, подумай и составь из них слово. Например, звуки поссорились, поставь их рядом д, м, о - дом» и т.д.
Критерий оценки результатов исследования:
4 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления.
3 балла – ребенок самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х – 4-х звуков, испытывает трудности при синтезе слов из 5-ти звуков.
2 балла – испытуемый самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х звуков, при синтезе слов из 4-х - 5-ти звуков допускает ошибки, требуется помощь логопеда (повторное предъявление звуков).
|
|
1 балл – ребенок испытывает трудности при синтезе слов состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.
0 баллов – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
Полученные результаты позволяют определить уровень сформированности фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
I уровень (высокий) – от 3,6 до 4 баллов
II уровень (средний) – от 2,6 до 3,5 баллов
III уровень (низкий) – от 1, 6 до 2,5 баллов
IV уровень (очень низкий) – менее 1,5 баллов