Становление государственной системы образования и реформы школы в России 19-20 вв. Первый гимназии в России

Первая фундаментальная реформа просвещения в России была подготовлена в нач. 19 в. ближайшим окружением Александра I (М. М. Сперанский, В. Н. Каразин и др.) как часть общих преобразований в стране. Создавалась иерархическая школьная система (включала 4 ступени), распределённая по учебным округам (Петербургский, Московский, Белорусский, Литовский, Дерптский, Казанский и Харьковский). Руководящая роль отводилась университетам. На общегосударственном уровне система образования подчинялась Министерству народного просвещения (МНП; учреждено в 1802; первый министр – П. В. Завадовский). Предусматривалось 3 типа общеобразовательных школ – приходские школы, уездные училища и гимназии.

Были основаны пять новых университетов: Дерптский (1802), Виленский (1803–32), Казанский (1804), Харьковский (1805), Петербургский (1820). В основе их деятельности, согласно Уставу университетов Российской империи 1804, лежали идеи университетской автономии, свободы преподавания и демократизма: выборность тайным голосованием ректоров и др. административных лиц; право университета утверждать учёные степени, открывать кафедры. Возглавлял университет совет. Приём в студенты осуществлялся без сословных ограничений. Каждому из университетов подчинялся учебный округ, давалось право определять организацию учебных заведений, назначать учителей в гимназии и училища своего округа. Главной задачей университетов была подготовка юношества «для вступления в различные государственные службы». При университетах создавались воспитательные учреждения – «благородные пансионы».

Для «отличнейших воспитанников дворянского происхождения» были открыты лицеи, дававшие высшее образование: Царскосельский (1811, с 1844 Александровский), Ришельевский (Одесса; 1817, преобразован из Благородного воспитательного института), Волынский (г. Кременец; 1819, преобразован из Высшей Волынской гимназии), Нежинский (основан в 1820 как Гимназия высших наук, лицей с 1832), Демидовский (Ярославль; 1833, преобразован из Ярославского Демидовского высших наук училища), Катковский (Москва; 1868).

 

Перед гимназиями (4 года обучения) в качестве одной из важных ставилась задача подготовки к поступлению в университет. Обучение имело общеобразовательную направленность, но основными были гуманитарные дисциплины и математика. Гимназия давала полное среднее образование тем, кто собирался по окончании заняться практической деятельностью, преподавались коммерция, технология и два новых языка. Уездные училища (2 года) готовили к поступлению в гимназии, а также давали детям «реальные» знания. Низшей ступенью образования являлись приходские училища (1 год), которые могли учреждаться при каждом церковном приходе. В них принимались дети «всякого состояния», без различия «полу и лет». Обучали чтению, письму, умению производить элементарные арифметические действия; преподавались также Закон Божий, основы природоведения и гигиены. Содержали приходские училища местные власти и само население.

 

Реформой предусматривалось, что каждый губернский город должен иметь гимназию, а уездный – училище. Однако из-за организационно-финансовых проблем в 1825 из 533 городов 131 не имел учебных заведений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: