Я.А. Коменский был одним из первых, кто стал рассматривать урок как форму организации обучения в школе. Он обосновал и применил классно-урочную систему обучения, доказал ее целесообразность и эффективность.
До этого основной формой работы была индивидуальная работа учителя и ученика. Такая форма организации имела свои очевидные плюсы:
· зачисление в учебное заведение проводилось в любое время года;
· в школу поступали дети разных возрастов;
· индивидуальная работа значительно повышала эффективность обучения.
Коменский предложил новую форму работы, которая предполагала:
· наличие постоянного состава учащихся со сходным уровнем развития;
· наличие стабильного расписания занятий;
· чередование учебных предметов;
· одновременная работа преподавателя со всеми детьми в классе;
· определяющая роль педагога в течение всего времени обучения.
Школьный режим, существующий в то время, а также индивидуальную работу с учеником автор подвергал резкой критике. Педагог ввел новые правила классно-урочной системы, согласно которым:
|
|
· учеников стали принимать в школу в одно время для того, чтобы целый класс мог получить поэтапное образование;
· детей перестали принимать в школу после начала занятий для того, чтобы не тормозить работу всей группы;
· учащихся не выпускали из школы без достаточных на то причин до окончания курса;
· дети делятся на классы;
· количество учебных кабинетов должно соответствовать количеству классов;
· на занятия выделяется 4 часа в день;
· учащиеся должны прийти в классную комнату по сигналу учителя без промедления;
· после каждого часа занятий предполагается перерыв;
· в течение одного часа класс должен решить стоящую перед ним задачу.
Согласно рекомендациям Коменского, на каждом из уроков 25%25% времени должно отводиться на изучение нового материала, а оставшиеся 75%75% времени на выполнение упражнений. Фактически, это комбинированный тип урока, который используется в работе педагога чаще прочих.
Автор рекомендовал делить урок на 33 основные части:
· актуализация внимания и повторение пройденного;
· объяснение новой темы, показ картинок, макетов и проч.;
· выполнение упражнений, использование новых навыков.
Вопрос. Воспитание джентльмена Дж. Локк
Значительным трудом Дж. Локка являются «Мысли о воспитании». В данном труде описано воспитание джентльмена, который умеет вести свои дела предусмотрительно и толково.
Основными направлениями воспитания джентльмена по Дж. Локку являются: Физическое воспитание – предусматривает воспитание, направленное на сохранение и укрепление своего здоровья с самого раннего детства. Будущий джентльмен в процессе воспитания должен был довольствоваться минимумом удобств: жёсткая постель, легкое стеганое одеяло, ежедневное мытьё ног холодной водой, умеренность в одежде, частое нахождение на свежем воздухе, обучение плаванию, занятия разнообразными физическими упражнениями и т.д. Воспитание дисциплинированности, характера и воли – каждый джентльмен должен быть целеустремленными, не отступать от намеченной цели и достигать ее, используя собственные реальные возможности. Только вежливые и ласковые слова, уважительное отношение способно принести тот результат, который ожидает воспитатель от воспитанника. Духовное воспитание – представлено четырьмя компонентами: добродетель, мудрость, благовоспитанность, познания. Наиболее важной Дж. Локк считал добродетель, без воспитания которой человек не может быть полностью счастлив в этом мире. Ее развитию способствует воспитание духа. Духовное воспитание предусматривает соблюдение некой середины, которая требует от воспитателя выбирать методы и средства не слишком строгие и грубые, но и не потворствующие желаниям ребенка. Кроме того, большое значением имеет собственный пример, который взрослый подает ребенку в процессе воспитания.
|
|