История университетского образования. Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России

История высшего образования в России, а на тот момент Киевской

Руси началась в 1632 году. В Киеве путем объединения Киевской братской

школы и Лаврской школы была создана Киево -Могилянская академия, в

которой изучали славянский, латинский и греческий языки, богословие и

«семь свободных искусств» - грамматику, риторику, диалектику, арифмети-

ку, геометрию, астрономию и музыку.

В 1687 году в Москве была организована Славяно-греко-латинская

академия, которую окончил М. В. Ломоносов.

В 1724 году в Петербурге была создана Академия наук, при которой

открывается Академический университет (ныне Санкт-Петербургский госу-

дарственный университет) и гимназия.

Стараниями Михаила Ломоносова в 1755 году был учреждён Москов-

ский университет. Переход от мануфактурного производства к фабричному

дал толчок к появлению технических университетов, дающих систематиче-

ское инженерное образование. В России первым подобным заведением было

основанное в 1773 году Горное училище (ныне Санкт-Петербургский госу-

дарственный горный институт).

В 1830 году в Москве по указу Николая I на базе основанного 1 сен-

тября 1763 года Императорского Воспитательного Дома создается Ремес-

ленное Учебное Заведение.

В России новая двухступенчатая форма образования официально

утверждена с сентября 2009 года. В 1996 году бакалавриат и магистратура

уже были прописаны в законе как уровни подготовки, однако тогда они рас-

сматривались как высшее образование, альтернативное традиционному. По

мнению Министерства образования и науки, это необходимая и актуальная

реформа, которая поможет студентам и выпускникам российских вузов ра-

ботать и учиться за рубежом, а вузам — быть конкурентоспособными.

на данный момент в России имеется, строго говоря, три сту-

пени ВПО:

· Бакалавриат (4 года),

· Специалитет (5 лет),

· Магистратура (2 года).

Обучение в России будет построено по системе «4+2» или 5 лет. В

дальнейшем возможен переход на 3-летний бакалавриат. Однако это напря-

мую связано с увеличением сроков обучения в общеобразовательных школах

до 12 лет.

Первый уровень, бакалавриат, готовит по базовым направлениям без

специализации для работы на должностях рядовых исполнителей на произ-

водстве и в экономике. Профессиональная, углубленная специализация оста-

нется только на втором уровне образования — магистратуре и в специалите-

те. Они же будут иметь доступ и к научной работе в аспирантуре и докто-

рантуре.

 

17 вопрос. В западноевропейских странах и США появляются многочисленные концепции и течения в общественно педагогической мысли, стремившиеся к коренному изменению характера деятельности школы. Они подводятся под общее понятие «реформаторская педагогика» или «новое воспитание». Среди этих течений наиболее известными были движения сторонников «трудовой школы», «гражданского воспитания», «прагматической педагогики», «экспериментальной педагогики» и др.

Георг Кершенштейнер (1854 - 1932)Задачи школы обеспечение учащихся профессиональной подготовкой с приданием её нравственного значения, и воспитание гражданина - патриота. Для реализации этих идей организация школьного производства должна осуществляться по типу трудовой общины. В докладе "Школа будущего - трудовая школа" изложил основные принципы организации такой школы: готовить детей, главным образом из народа к будущей трудовой деятельности, причем основная цель не сообщение знаний, а выработка у учащихся элементарных трудовых навыков и воспитание дисциплины поведения.

  Вильгельм Август Лай (1862-1926)Основываясь на данных биологии и экспериментальной педагогики, попытался создать так называемую педагогику действия, которая характеризовалась чрезмерной биологизацией воспитательно - образовательного процесса.

Работа "Экспериментальная дидактика", в которой он излагал основные требования к трудовой школе. Считал, что ручной труд должен вводиться в народную школу прежде всего как средство умственного физического и духовного развития учащихся.

А.С. МАКАРЕНКО. Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В Советской стране труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренко учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем перешел к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских.

18вопрос. Экспериментальные школы в Западной Европе и Америке в начале XX века. Одним из значительных событий в западной педагогике конца XIX - начала XX в. является, безусловно, зарождение экспериментального направления, которое послужило причиной открытия школ нового типа, основанных на новых, гуманистических принципах воспитания, образования и развития.

На рубеже 19 – 20 вв. знаменитым событием в антитрадиционном воспитании стало рождение «экспериментальной педагогики», наиболее видными представителями которой был немецкий педагог Э. Мейман, французский педагог А. Бине, американский – Э. Торндайк и др.

Создатели экспериментальной педагогики полагали, что прогресс в деятельности школы, как и самих наук о ребенке, его развитии, воспитании и обучении, может быть достигнут не путем абстрактных теорий, а лишь на основе использования положительных и достоверных фактов из педагогической практики. Эти факты должны дополнительно проверяться опытным экспериментальным путем.

Были созданы научно-экспериментальные лаборатории и введен в научный обиход термин «педагогический эксперимент». На основе лабораторных наблюдений эксперименталисты выдвинули в качестве основного, педагогический принцип саморазвития личности На рубеже 19 – 20 вв. знаменитым событием в антитрадиционном воспитании стало рождение «экспериментальной педагогики», наиболее видными представителями которой был американский педагог,философ Джон Дьюи (1859-1952 гг.) Он выступил как наиболее яркий представитель философско-педагогического направления прагматизма (от греч. - дело, действие) с его трак­товкой истинности как практической значимости: «истинно то, что полезно». При этом значимость пользы определялась чувством само­удовлетворения.

Свои педагогические взгляды Дж. Дьюи изложил в работах «Школа и общество», «Школы будущего», «Введение в философию воспитания», «Школа и ребенок», «Психология и педагогика мышления» и др.

Каждый ребенок, по определению Д. Дьюи, – неповто­римая индивидуальность и потому должен стать центром пе­дагогического процесса. Одно из центральных понятий педагогики Дж. Дьюи – опыт. («Чужие слова и книги могут дать нам знания, но воспитывает опыт»; «Унция опыта значит больше, чем тонна теории»). Он рассматривал воспита­ние как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: