Краткие теоретические сведения по теме урока

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Преподаватель Бритвенко Светлана Владимировна
Дата и время занятия:  
Специальность (профессия): 15.02.12 Монтаж и техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям) (очно-заочная форма обучения)
Группа: 2-1мв/18
Дисциплина (МДК) История. ОГСЭ.02
Тема урока: Тема 2.6. Национальная безопасность и внешняя политика.
Цель урока: рассмотрение вопросов национальной безопасности и основных аспектов внешней политики России на современном этапе

Краткие теоретические сведения по теме урока

Просмотр видеолекции по ссылке https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/11-klass/novyy-kurs-rossii-2000-2008-gg/vneshnyaya-politika-novogo-rukovodstva

Россия является составной частью мирового сообщества, связана с большинством стран разнообразными связями - экономическими, политическими, информационными, культурными. Изменения, происходящие в современном мире, в значительной степени затрагивают интересы Российской Федерации, ее граждан.

Уровень и характер влияния окружающего мира на темпы и результаты социально-экономического и технологического развития страны свидетельствуют о том, что в современных условиях международная сфера является одной из важнейших сфер сосредоточения усилий, сил и средств обеспечения национальной безопасности, а внешнеполитическая деятельность - одним из главных инструментов модернизации России, обеспечения ее конкурентоспособности в мировом сообществе.

Общеизвестно, что внешняя политика является неотъемлемой частью государственной стратегии, определяющей направленность усилий любой страны и ее национальные интересы на определенный исторический период.

Обеспечение национальных интересов осуществляется в различных сферах жизнедеятельности общества силами и средствами обеспечения национальной безопасности, которые сосредотачивают свои усилия на важнейших на данный период времени направлениях (стратегических национальных приоритетах), используя для этого различные способы воздействия на субъекты международных отношений. Одной из сфер деятельности сил и средств обеспечения национальной безопасности является международная сфера как область жизнедеятельности общества, в которой осуществляется национальная внешнеполитическая деятельность.

Внешнеполитическая деятельность Российского государства исторически имела направленность на создание благоприятных условий для развития страны. Ее сущность в свое время была определена министром иностранных дел России А.М. Горчаковым (1798-1883): «Наша внешняя политика не имела другой цели, кроме наших внутренних дел, и отстраняла все, что могло их расстроить».

К основным нормативным правовым и концептуальным документам, отделяющим направленность, принципы, способы реализации целей и задач внешнеполитической деятельности, полномочия и ответственность органов власти и управления за их выполнение, относятся: Конституция Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция внешней политики Российской Федерации, Концепция государственной миграционной политики до 2025 года, Военная доктрина Российской Федерации и ряд других документов.

Ведущая роль в организации внешнеполитической деятельности принадлежит Президенту и Правительству Российской Федерации. Различные структуры и должностные лица государства при координирующей роли Совета безопасности и Министерства иностранных дел (МИД) Российской Федерации, а также общественные организации, граждане страны в соответствии со своими полномочиями и правами участвуют во внешнеполитической деятельности России.

Основными принципами, т.е. правилами, которыми должны руководствоваться субъекты внешнеполитической деятельности Российской Федерации при ее осуществлении, являются: безусловный учет национальных интересов, независимость, открытость, предсказуемость, сбалансированность, многофакторность, ответственность за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне.

В настоящее время Россия продолжает реализовывать политику открытости отношений с окружающим Миром, призванную способствовать развитию не только государства, но и гражданского общества, конкретного человека, в том числе за счет повышения уровня межгосударственного и межнационального доверия. Так, Президент Российской Федерации В.В. Путин в программной статье «Россия и меняющийся мир» изложил свое мнение на этот счет: «Мы рассчитываем, что наша открытость принесет гражданам России рост благосостояния и культуры и укрепит доверие, которое все больше становится дефицитным ресурсом».

Главной целью внешнеполитической деятельности Российской Федерации, как любого государства, является выстраивание и поддержание таких отношений с субъектами международного права, при которых государство и его граждане могут осуществлять беспрепятственный доступ к необходимым им ресурсам (природным, материальным, интеллектуальным), находящимся как в пределах, так и вне национальной юрисдикции Российской Федерации.

Современными тенденциями развития мирового сообщества, которые являются вызовами безопасности России и требуют от нее адекватных действий на международной арене, являются:

- расширение масштабов глобализации, повышение взаимосвязанности проблем безопасности, социально-экономического развития и защиты прав человека;

- повышение роли многосторонней дипломатии, международных институтов и механизмов в мировой политике и экономике;

- повышение роли экономических, научно-технических, экологических, демографических и информационных факторов влияния на международную политику;

- утрата Западом и западной цивилизацией позиции абсолютного мирового лидера и перспектива утраты такого лидерства во многих областях жизнедеятельности;

- углубление диспропорций в развитии различных регионов мира, резкое наращивание экономического потенциала новых центров глобального роста, запрос этих центров на повышение своего влияния на международные дела, рост соперничества между региональными державами.

К опасностям и угрозам безопасности внешнего характера, которые могут нанести ущерб национальным интересам Российской Федерации, в настоящее время относятся:

- широкое распространение международного терроризма, наркотрафика, организованной преступности, эпидемий, бедности, нелегальной миграции, демографических проблем;

- игнорирование отдельными государствами и группами государств основных принципов международного права и сложившегося после Второй мировой войны международного правопорядка;

- совершенствование оружия массового уничтожения и средств его доставки в отдельных регионах, расположенных в непосредственной близости от границ России;

- осуществление отдельными государствами действий, направленных на подрыв принципа единства и неделимости безопасности, стремление обеспечить себе абсолютную неуязвимость за счет уязвимости других стран, в том числе России.

Учитывая характер и масштаб вызовов и угроз России, а также ее геополитический потенциал, целями внешнеполитической деятельности Российской Федерации являются:

- обеспечение планомерного и бесконфликтного формирования новой системы мироустройства, основывающегося на современных геополитических реалиях;

- укрепление всеобщей безопасности, отказ от конфронтации и противодействие вызовам и угрозам безопасности, способным поставить под вопрос существование России как единого суверенного государства;

- обеспечение получения Россией последних достижений научно-технического прогресса и передовых технологий, а также достойного места российским производителям на глобальном рынке товаров и услуг.

Важнейшими задачами внешней политики Российской Федерации в интересах достижения этих целей определены:

- обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе;

- создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, обеспечения конкурентоспособности страны;

- установление и поддержание справедливого и демократического миропорядка;

- формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах и других районах мира;

- создание системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны;

- всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;

- содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой, независимой внешней политикой, высоким уровнем культуры.

Таким образом, внешнеполитическая деятельность Российской Федерации является важнейшей составной частью системы мер по реализации национальных интересов, осуществляемых государством и обществом в международной сфере деятельности сил и средств обеспечения национальной безопасности России. Многообразие и сложность целей и задач международной деятельности Российской Федерации предполагают выделение приоритетных направлений ее осуществления.

Исходя из статуса России и её геополитического положения выделяют две группы приоритетных направлений (приоритетов) ее внешнеполитической деятельности: приоритеты внешнеполитической деятельности в интересах решения глобальных проблем - глобальные приоритеты и приоритеты внешнеполитической деятельности в интересах решения проблем Евразийского континента и других, важных для национальной безопасности России регионов мира - региональные приоритеты.

В первой группе приоритетов важнейшее значение для формирования благоприятной международной обстановки занимает формирование нового мироустройства. В сложившейся ситуации Россия принимает различные политико-дипломатические меры, направленные на то, чтобы центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке оставалась ООН. Так, в интересах повышения эффективности Совета Безопасности (СБ) ООН Россия выступает за более широкое географическое и цивилизационное представительство в нем путем создания дополнительных мест при безусловном сохранении существующего статуса пяти постоянных членов СБ.

Другим приоритетом внешнеполитической деятельности России является поддержание и укрепление международной законности. В рамках ООН, других влиятельных международных организаций и создаваемых ими органов (Генеральной Ассамблеи ООН, Совета Безопасности ООН, Международного суда ООН, Экономического суда СНГ и др.), а также самостоятельно Российская Федерация:

-   добивается соблюдения участниками международных отношений международных обязательств, используя политико-дипломатические экономические, военные (участие в операциях по обеспечению безопасности судоходства в Индийском океане, операция по принуждению Грузии к миру в 2008 году и др.) и другие меры;

- противодействует попыткам отдельных государств или групп государств (прежде всего США и стран, входящих в НАТО) подвергнуть ревизии общепризнанные нормы международного права путем блокирования или инициирования принятия соответствующих резолюций СБ ООН (в частности, в отношении Ливии, Сирии, Палестинской автономии, Южной Осетии, Абхазии);

- укрепляет международно-правовые основы двустороннего сотрудничества с ведущими государствами мира (США, Китаем), объединениями государств (Европейским союзом (ЕС), НАТО), многостороннего сотрудничества (в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) и др.), а также в других региональных и субрегиональных форматах;

- принимает меры к завершению международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации, а также границ континентального шельфа и морских пространств, в отношении которых она осуществляет суверенные права и юрисдикцию (в частности, российского сектора Арктики, в котором находятся самые крупные и перспективные месторождения углеводородов).

Важнейшим приоритетом в данной сфере является укрепление международной безопасности. В этих целях Россия:

- активно участвует в международном контроле за оборотом материалов и технологий двойного назначения в рамках соответствующих режимов, прежде всего режима Договора о нераспространении ядерного оружия, а также ядерных программ, так называемых пороговых стран, прежде всего Ирана и Северной Кореи;

-   выступает с инициативами: о сокращении стратегических наступательных вооружений (путем придания глобального характера Договору 1987 года между СССР и США о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности); о недопущении вывода оружия в космос (в рамках российско-китайской инициативы о заключении Договора о предотвратим размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов); о создании системы коллективного реагирования на возможные ракетные угрозы на равноправной основе и против односторонних действий США по развертыванию глобальной системы ПРО;

- принимает активное участие в урегулировании региональных конфликтов в качестве посредника на переговорах или предоставляет свой воинский или полицейский контингент для участия в миротворческих операциях, проводимых под эгидой ООН (в Югославии, Южной Осетии, Приднестровье, Косово, Сьерра- Леоне, Либерии, Бурунди, Судане и др.);

- принимает активное участие в борьбе с международным терроризмом (предоставляя территорию для снабжения афганской миссии НАТО), противодействии незаконному обороту наркотиков (в частности, в Афганистане), организованной преступности, предупреждении, реагировании и преодолении последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Важной составляющей внешнеполитической деятельности России в данном направлении является дипломатическая поддержка и сопровождение договоренностей с другими странами о размещении контингентов российских Вооруженных Сил за рубежом.

Ещё одним приоритетом в данной сфере является международное экономическое сотрудничество. Его главной задачей является обеспечение равноправных позиций страны и российского бизнеса в системе мирохозяйственных связей. Основными мероприятиями внешнеполитической деятельности Росси в рамках данного направления являются:

- принятие в соответствии с международными правилами мер торговой политики по поддержке интересов российских предприятий, противодействия аналогичным мерам иностранных государств, ущемляющим их права (налоги, пошлины и т.п.), а также дискриминации отечественных инвесторов и экспортеров;

- участие во влиятельных международных и региональных экономических, торговых и финансово-кредитных организациях (Экономическом и Социальном Совете ООН, Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственной и сельскохозяйственной организация ООН (ФАО), Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке, Всемирной торговой организации (ВТО) и др.). Так, Россия по линии МВФ активно подключилась к международным мерам по поддержке европейских экономик, пострадавших от экономического кризиса.

Основными задачами внешнеполитической деятельности России в области международного гуманитарного сотрудничества и прав человека являются:

-     недопущение двойных стандартов в области прав человека и уважение национальных и исторических особенностей каждого государства в процессе демократических преобразований без навязывания кому-либо заимствованных систем ценностей на основе Всеобщей декларации прав человека. Главным средством внешнеполитической деятельности является конструктивный международный диалог в рамках ООН и других авторитетных региональных организаций;

- защита во взаимодействии с международными и неправительственными правозащитными организациями прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, на основе международного права и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (№ 99-ФЗ от 24.05.1999);

- создание условий для изучения и распространения в мире русского языка и культуры как неотъемлемой части мировой культуры и инструмента межнационального общения.

Одной из важных задач международного гуманитарного сотрудничества России является участие в усилиях мирового сообщества, направленных на противодействие проявлениям неофашизма, любых форм расовой дискриминации, агрессивного национализма, антисемитизма и ксенофобии, попыткам переписать историю и использовать ее в целях нагнетания конфронтации и реваншизма, подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны.

Основными региональными приоритетами внешнеполитической деятельности Российской Федерации на современном этапе являются:

- развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ; создание условий для использования возможностей государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) при реализации программ экономического подъема слаборазвитых регионов страны, в сфере противодействия терроризму, обеспечения безопасности и налаживания диалога между цивилизациями; создание системы коллективной безопасности и сотрудничества Евро-Атлантического региона; обеспечение большей стабильности и предсказуемости российско-американских отношений;

В интересах развития сотрудничества в рамках СНГ Россия:

- развивает отношения с другими государствами СНГ в различных сферах путем строительства и развития Союзного государства России и Беларуси, Евразийского экономического сообщества (планируется создать к 2015 году), Таможенного союза (существует с июня 2011 года), Единого экономического пространства и Зоны свободной торговли (функционируют с января 2012 года), Организации Договора о коллективной безопасности;

- содействует мирному разрешению конфликтов на пространстве СНГ на основе международного права, реализуя свою посредническую миссию в переговорном процессе и миротворчестве (конфликт между Арменией и Азербайджаном).

Для реализации принципа многовекторности внешней политики Российской Федерации важное и всевозрастающее значение имеет Азиатско-Тихоокеанский регион, что обусловлено принадлежностью России к этому динамично развивающемуся району мира. Продолжается активное участие России в основных интеграционных структурах АТР форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), механизмах партнерства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Особое место отводится дальнейшему укреплению ШОС, в которую в качестве полноправных членов кроме России входят Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, продвижению ее инициативы по созданию сети партнерских связей между всеми интеграционными объединениями в АТР.

Важнейшим направлением российской внешней политики является развитие дружественных отношений с Китаем, Индией и другими странами с быстроразвивающейся экономикой в рамках БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). Главной задачей внешнеполитической деятельности России в отношении этих стран является выстраивание новых кооперационных связей, позволяющих объединить технологические и производственные возможности государств в целях хозяйственного подъема Сибири и Дальнего Востока, обеспечить баланс экономических интересов России и других членов БРИКС в третьих странах.

Российская Федерация в отношениях с Евросоюзом проводит курс на всемерное укрепление механизмов взаимодействия, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое должно предусматривать безвизовый режим пересечения границы гражданами, формирование зоны свободной торговли и другие современные механизмы международной экономической интеграции.

Россия развивает взаимовыгодные двусторонние связи с государствами Европы в интересах продвижения национальных интересов России в европейских и мировых делах, а также содействия переводу российской экономики на инновационный путь развития. Одним из таких путей является реализация в рамках многосторонних структур совместных проектов (в частности, проектов «Северного» и «Южного потока» по транспортировке российского газа в Европу, изучению и освоению космоса, Арктики, Антарктиды и др.).

В интересах создания системы коллективной безопасности и сотрудничества Евро-Атлантического региона Россия выдвинула ряд инициатив, в частности, по заключению Договора о европейской безопасности на основе устранения дисбалансов, сложившихся в области ограничения обычных вооружений и вооруженных сил в Европе и принятия новых мер доверия.

Реально оценивая роль НАТО Россия развивает взаимодействие с этим блоком в формате Совета Россия - НАТО по вопросам реагирования на общие угрозы: терроризм, предотвращение распространения оружия массового уничтожения, борьба с наркотрафиком и др. Вместе с тем Россия на всех уровнях заявляет об отрицательном отношении к расширению НАТО и о приближении военной инфраструктуры НАТО к российским границам.

В интересах обеспечения стабильности и предсказуемости российско-американских отношений Россия последовательно выступает за достижение новых договоренностей с США по вопросам разоружения и контроля над вооружениями. С подписанием в декабре 2011 года Административных договоренностей к российско-американскому Соглашению о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии начался новый этап во взаимодействии между Россией и США по ядерной тематике.

При этом важнейшей составляющей внешнеполитической деятельности России в отношениях с США является сдерживание США в использовании односторонних санкциоино-силовых методов во внешней политике, особенно в ходе масштабных социально-политических трансформации, развернувшиеся на Ближнем Востоке и в Северной Африке (в отношении Ирана, Ливии и Сирии). Такое сдерживание осуществляется прежде всего политико-дипломатическими мерами в рамках участия России в деятельности СБ ООН путем выработки и принятия (или отклонения) соответствующих резолюций.

Таким образом, направленность внешнеполитической деятельности Российской Федерации свидетельствует о том, что Россия намерена и далее обеспечивать свою безопасность и национальные интересы путем самого активного и конструктивного участия в мировой политике, в решении глобальных и региональных проблем.

Задание для самостоятельной работы на уроке:

1. Прочитать лекционный материал.

2. Прочитать параграф 99, стр. 294-296 (Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. «История», часть 2, Учебник для студентов СПО. «Академия», М.,2013 г.)

3. Ответить подробно и аргументированно - на поставленный вопрос:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: