Причины и сущность Раскола

Оглавление

Введение

Глава 1. Раскол Русской Церкви 4

1.1 Причины и сущности Раскола4

1.2 Реформа Никона и старообрядчество7

1.3 Последствия и значения церковного Раскола 9

Глава 2. Развитие старообрядческой культуры в России 12

2.1 Исторические аспекты развития                                                          12

2.2 Воспитательная роль семейно-бытовой и празднично-обрядовой культуры старообрядцев                                                                  15

2.3Церковно–певческие традиции18

2.4 Роль научных исследований в сохранении и развитии традиций сейских Забайкалья                                                                                   22

Глава 3. Праздник как возрождение и сохранение

народно-художественной культуры,на всемирной

встречи старообрядцев «Путь Аввакума»                                                      30

3.1 История старообрядчества от XVII века до нашего времени      30

3.2 «Путь Аввакума» 2007                                                            33

3.3 «Путь Аввакума» 2015                                                            36

3.4 «Путь Аввакума» 2020                                                                39

Заключение»                                                                                                      41

Список используемой литературы                                                                  43

 

 

Введение

Цель данной работы – осуществить анализ истории русской церкви неразрывно связаной с историей России. Любое кризисное время, так или иначе, сказывалось на положении Церкви. Одно из самых тяжелых времён в истории России — Смутное время — естественно также не могло не сказаться и на ее положении. Брожение в умах, вызванное Смутным временем, привело к расколу общества, что закончилось расколом Церкви.

Рассмотреть события, связанные с церковной реформой Никона, в историографии традиционно придается большое значение.В переломные моменты Российской истории принято искать корни происходящего в ее далеком прошлом. Поэтому обращение к таким периодам как период церковного раскола представляется особенно важным и актуальным.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что вРеспублики Бурятия в 2020 году, как и во всей России, состоятся празднования в честь четырёхсотлетия со дня рождения «неистового» протопопа Аввакума - идеолога старообрядчества. В проекте плана юбилейных республиканских мероприятий уже обозначена III Встреча старообрядцев мира «Путь Аввакума». Также, запланированы: VII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи»; международный фестиваль-конкурс фольклора старообрядческих художественных коллективов «Раздайся, корогод!»; выставка-ярмарка изделий мастеров народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства; республиканский смотр-конкурс культуры и быта семейских «Хранители отчих традиций» и другие события.

Раскол Русской Церкви 

Причины и сущность Раскола

 

В середине XVII века начинается переориентация в отношениях между церковью и государством. Ее причины исследователями оцениваются по-разному. В исторической литературе преобладает точка зрения, согласно которой процесс становления абсолютизма вел с неизбежностью к лишению церкви ее феодальных привилегий и подчинению государству. Поводом для этого стала попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской. Церковные историки отрицают такую позицию патриарха, считая Никона последовательным идеологом «симфонии власти»’.

Инициативу в отказ от этой теории они усматривают в деятельности царской администрации и влиянии протестантских идей.
Православный раскол стал одним из ведущих событий в российской истории. Раскол 17 века был вызван сложными временами того времени и несовершенством взглядов.

Великая смута, накрывшая тогда державу, и стала одной из причин церковного раскола.Церковный раскол 17 века повлиял как на мировоззрение, так и на культурные ценности народа.      

В 1653-1656 гг., во время царствования Алексея Михайловича и патриаршества Никона, была проведена церковная реформа, направленная на унифицирование религиозных обрядов, исправление книг по греческим образцам. Ставились также задачи централизации церковного управления, увеличения сбора налогов, взимаемых с низшего духовенства, укрепление власти патриарха. Внешнеполитические цели реформы состояли в том, чтобы сблизить российскую церковь с украинской в связи с воссоединением Левобережной Украины (и Киевом) с Россией в 1654 г. До этого воссоединения украинская православная церковь, подчинявшаяся Константинопольскому греческому патриарху, уже прошла аналогичную реформу. Именно патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды.    

Церковная реформа по сути дела, имела весьма ограниченный характер. Однако эти незначительные перемены произвели потрясение в общественном сознании, были крайне враждебно восприняты значительной частью крестьян, ремесленников, купцов, казаков, стрельцов, низшего и среднего духовенства, а также некоторыми аристократами.
Все эти события и стали причинами церковного раскола. Церковь раскололась на никонианцев (церковная иерархия и большая часть верующих, привыкших подчиняться) и старообрядцев, которые первоначально называли себя старолюбцами; сторонники реформы называли их раскольниками.

Старообрядцы не расходились с православной церковью ни в одном догмате (основном положении вероучения), а лишь в некоторых обрядах, которые отменил Никон, поэтому они были не еретиками, а раскольниками. Встретив сопротивление, правительство приступило к репрессиям против «старолюбцев».

Священный собор 1666-1667 гг., одобрив результаты церковной реформы, сместил Никона с поста патриарха, а раскольников предал проклятию за непокорность. Ревнители старой веры перестали признавать отлучившую их церковь. В 1674 г. старообрядцы приняли решение о прекращении молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв старообрядцев с существующим обществом, начало борьбы за сохранение идеала «правды» внутри своих общин. Раскол не преодолен и по сей день.

Русский раскол – значимое событие в истории церкви. Раскол православной церкви стал следствием тяжёлых времён, которые переживала великая держава. Смутное время не могло не отразиться на ситуации в России и истории раскола церкви.     

На первый взгляд может показаться, что причины раскола лежат только в основе никоновской реформы, однако это не так. Так, только выйдя из смутного времени, перед началом истории раскола Россия всё ещё переживала бунтарские настроения, что и явилось одной из причин раскола. Были и другие повлекшие протесты причины церковного раскола Никона: Римская Империя перестала быть единой, и сложившаяся политическая ситуация также повлияла на возникновение православного раскола в будущем.

У реформы, ставшей одной из причин церковного раскола 17 века, были следующие принципы:

1. Причины церковного раскола возникли, в частности, из-за запрета старообрядческих книг и введения новых. Так, в последних вместо слова «Исус» начали писать «Иисус». Конечно, эти нововведения не стали главным подспорьем для возникновения церковного раскола Никона, однако вкупе с другими факторами стали провокаторами церковного раскола 17 века.

2. Причиной раскола явилась и замена 2-перстного креста 3-перстным. Причины раскола спровоцировала и замена коленных поклонов на поясные.

3. У истории раскола было и другое подспорье: так, крестные ходы стали проводиться в обратном направлении. 

Эта мелочь вместе с другими подтолкнула к началу православного раскола. Таким образом, предпосылкой к возникновению церковного раскола Никона была не только реформа, но и волнения, и политическая ситуация. История раскола имела серьёзные последствия для людей.        




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: