История старообрядчества от XVII века до нашего времени.
Старообрядчество или древлеправославие - совокупность религиозных течений и организаций в русле Русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650-1660-х годах патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу.
Целью реформы являлось приведение к единообразной системе или формебогослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Константинопольской, а фактически создавались условия для секуляризации. В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были преданы проклятию. Сторонники старых обрядов объявлялись еретиками. Они подвергались жестоким гонениям. Репрессии смягчил Петр I, законодательно ограничения в отношении старообрядцев были отменены лишь в начале ХХ века.
Ярым противником реформ патриарха Никона и праведным гонимым мучеником являлся Протопоп Аввакум.
|
|
Протопоп Аввакум - крупнейший деятель старообрядчества, личность яркая и противоречивая. Священник, которого староверы возвели в ранг святого, не признавал полутонов и компромиссов. За суровый характер и готовность «душу положить за овцы своя» его ненавидели враги и боготворили последователи.
Его авторитет в XVII веке был огромен: последователи называли Аввакума праведником и гонимым мучеником. Вельможи и паства, придерживавшиеся свободных нравов, ненавидели сурового попа за обличения. Священника избивали, бросали в застенки без еды и одежды, ссылали в суровую Сибирь, но дух и убеждения Аввакума не сломал никто – ни цари, ни вельможи.
Цельная натура, талантливый оратор и проповедник, истинный поборник православия и философии старообрядчества – он примером показал, что значит бороться до конца.
Аввакум в одной из ссылок пять лет провел на территории современной Бурятии.
В наши дни старообрядческие общины помимо России имеются в Латвии, Литве и Эстонии, в Молдавии, Казахстане, Польше, Беларусии, Румынии, Болгарии, Украине, в Соединённых Штатах Америки, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.
Крупнейшее современное православное старообрядческое религиозное объединение в РФ и за ее границами — Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкое согласие, осн. 1846), насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле (Румыния).
Русская древлеправославная церковь образована поповцами, не признавшими Белокриницкую иерархию. Духовный центр церкви находится в Новозыбкове Брянской области. В России зарегистрировано 79 религиозных организаций РДЦ, в том числе: три централизованных, 74 местных общины. В юрисдикцию РДЦ входят епархии, монастыри и приходы, находящиеся в странах СНГ: Украине, Беларуси, Казахстане, Грузии, в дальнем зарубежье: в Румынии - пять приходов, в Болгарии - один приход.
|
|
Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ) - cовременное официальное название крупнейшего религиозного объединения староверов поморского согласия. Как и многие беспоповские толки, ДПЦ не имеет трёхчинной иерархии; принятые у поморов таинства (Крещение, Исповедь) совершаются мирянами (духовными наставниками). Имеет на территории России более 200 общин, причем значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский совет ДПЦ. Однако имеется и много иных «толков» и «согласий».
Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн человек. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и другие. В Бурятии, по разным оценкам, проживают 200 тыс потомков ссыльных сторонников древлеправославия, которых в Забайкалье называют «семейскими». ЮНЕСКО признало районы компактного проживания староверов в Бурятии одним из 19 регионов мира, хранящих «шедевры устного и нематериального мирового наследия».
В Бурятию первые старообрядцы прибыли более двух веков назад. Это были «польские выходцы», переселенные в Россию с территории Речи Посполитой, прозванные позднее в Забайкалье «семейскими». Свою новую Родину староверы за короткий срок превратили в хлебную житницу Восточной Сибири.