№ | Тема | Краткое содержание занятия | Оборудование | Кол-во часов | Дата | |||||
Теор | Практ | План | Факт | |||||||
1 модуль. Вселенная в прошлом (7 ч) | ||||||||||
1/1 | Мифы о Вселенной | Представление о Вселенной у древних народов Севера, Индии, Греции. Выполнение поделки «Вселенная древних индусов», «Вселенная древних индусов». | Презентация 1.1, портрет Фалеса, цветная бумага, картон, клей, ножницы, простой карандаш, фломастеры, ластик, пример поделки, магнит, шаблоны | 1 | ||||||
2/2 | Древняя обсерватория | Краткая история возникновения Стоунхенджа, его астрономическое назначение. Выполнение модели Стоунхенджа из пластилина | Презентация 1.2, пластилин, доска для пластилина, картон зеленого цвета, примерная поделка, трафарет, фонарик, плотная картонка-основа | 1 | ||||||
3,4/3,4 | Звездная наука Египтян. Изготовление солнечных часов | Теоретические сведения об астрономических знаниях древних Египтян. Изготовление солнечных часов | Шаблоны циферблата и гномона, картон, клей, ножницы, компас | 1 | 1 | |||||
5/5 | Аристотель и Коперник
| Аристотель – человек, остановивший Землю и Николай Коперник – «Остановивший Солнце, сдвинувший Землю». Биографические сведения об Аристотеле и Копернике. Модели Солнечной Системы обоих ученых | Презентация 1.5, портреты Аристотеля и Коперника, магниты, кроссворд | 1 | ||||||
6/6 | Как наблюдают небо? | Техника безопасности по наблюдению Солнца и других космических объектов, назначение светофильтров. Инструменты для наблюдения звездного неба: глаз, подзорная труба, бинокль, телескопы | Презентация, памятки по технике безопасности, календарь астрономических событий на 2014 год, жетоны, карточки для схемы | 1 | ||||||
7/7 | Обобщающее занятие – игра «Знатоки» | Закрепление знаний по модулю | Презентация 1.7, методический материал к занятию | 1 | ||||||
2 модуль. Планета Земля (8 ч) | ||||||||||
1/8 | Почему небо голубое? | Земная атмосфера днем и ночью. Фронтальный опыт с цветным капроном, объясняющий глубину цвета неба | Презентация 1.8. кусочки голубого капрона | 1 | ||||||
2/9 | Планета Земля – голубой шар | Основные сведения о строении нашей планеты. Знакомство с глобусом. | Презентация 1.9. | 1 | ||||||
3/10 | Создадим планету сами! | Выполнение модели Земли из пластилина с учетом внутреннего строения, вырезание части земного шара | Пластилин, доска для пластилина, стекер, поделка для примера | 1 | ||||||
4/11 | Почему днем светло, а ночью – темно? | Объяснение механизма смены дня и ночи. Демонстрация с помощью модели Земли и Солнца. | Модель Земли с предыдущего занятия, фонарь | 1 | ||||||
5/12 | Почему летом тепло, а зимой холодно?
| Объяснение механизма смены времен года. Демонстрация с помощью модели Земли и Солнца. | Модель Земли фонарь | 1 | ||||||
6/13 | Спутница Земли | Простейшие сведения о Луне как о космическом объекте, движение Луны вокруг Земли, фазы Луны. Зарисовка пейзажа с лунным небом, правильное изображение месяца и поиск ошибок изображения Луны на картинках. Наблюдение и зарисовка фаз Луны в течение недели в качестве домашнего задания | Пластилиновая модель Луны, картинки с месяцем с правильным и неправильным изображением, альбом, карандаши. | 1 | ||||||
7/14 | Лунный календарь | Роль лунного календаря в нашей жизни, сфера его использования. Закрепление понятий новолуние, полнолуние, четверть Луны, фаза Луны. Лунный календарь на текущий месяц, сравнение фаз Луны с рисунками домашнего задания | Методический материал для закрепления материала. Лунный календарь | 1 | ||||||
8/15 | Игровое занятие «Почемучки» | Закрепление знаний по модулю | Презентация 1.15. методический материал к занятию | 1 | ||||||
3 модуль. Звездное небо (8 ч) | ||||||||||
1/16 | Поговорим о звездах | Из чего состоит звезда? Ближайшая к Земле звезда – Солнце. | Презентация 1.16 | 1 | ||||||
2/17 | «Черная дорожка посыпана горошком» | Звездное небо. Сколько звезд на небе? Создание модели лунно-звездного неба из черного картона. Куда пропадают звезды днем? Опыт с моделью звездного неба и фонариком | Методический материал к уроку, черный картон, старые стержни от ручек или шило, ножницы, карманный фонарик | 1 | ||||||
3/18 | Что такое созвездие? | Определение созвездия. Наглядная демонстрация факта о различной удаленности звезд, входящих в одно созвездие – создание учащимися модели созвездия Кассиопеи | Презентация 1.18. Плотный картон, 5 пуговиц (2 больших, 2 средних, 1 маленькая), нитки, ножницы, клей, линейка | 1 | ||||||
4/19 | Созвездия северного полушария | Демонстрация северного и южного полушария. Знакомство с созвездиями, которые могут наблюдать, жители Северной Америки и мы – жители Евразии. Помещение одного созвездия на заготовку для итогового проекта | Карта звездного неба северного полушария. | 1 | ||||||
5/20 | Созвездия южного полушария | Знакомство с созвездиями, которые могут наблюдать жители Австралии, Африки, Южные Американцы. Помещение одного созвездия на заготовку для итогового проекта | Карта звездного неба южного полушария | 1 | ||||||
6/21 | Млечный Путь | Упорядоченное расположение звезд в космическом пространстве. Скопления звезд. Условия видимости Млечного пути, легенды разных народов о Нашей Галактике. Подписать заготовку для итогового проекта с учетом галактического адреса. Вращение Нашей Галактики. | Презентация 1.21. | 1 | ||||||
7/22 | Изготовление поделки «Наша Галактика» | Создание модели спиралевидной галактики из картона с вращательным механизмом | Черный картон, клей, ножницы, манка. Шаблон спиралевидной галактики, нить или веревочка, игла. | 1 | ||||||
8/23 | Игровое занятие – «Звездный час» | Закрепление знаний по модулю | Презентация 1.23. методический материал к занятию | 1 | ||||||
4 модуль. Солнечная Система (9 ч) | ||||||||||
1/24 | Самая близкая звезда | Что такое Солнце? Солнечный свет и жизнь на Земле. Размеры Солнца по сравнению с Землей. Техника безопасности при наблюдении Солнца. | Презентация 1.24. Модель Солнца и Земли для сравнения размеров | 1 | ||||||
2/25 | Планеты Солнечной Системы | Что такое планета. Можно ли увидеть планеты с Земли? Планеты Солнечной Системы. | Презентация 1.25. | 1 | ||||||
3/26 | Изготовление поделки «Планеты Солнечной Системы» | Создание модели Солнечной Системы из пластилина на заготовках. | Пластилин, стекер, доска для лепки, заготовки для модели Солнечной Системы | 1 | ||||||
4/27
| Астероиды | Знакомство с астероидами. Пояс астероидов. Изготовление пояса астероидов на поделке «Планеты Солнечной Системы». Изготовление модели астероида | Презентация 1.27, гуашь, кисточка, камешек | 1 | ||||||
5/28 | Кометы | Знакомство с кометами и облаком Оорта. Зарисовка кометы на поделке «Парад планет» | Презентация 1.28 | 1 | ||||||
6/29 | Падают ли звезды? | Что такое метеоры? Когда можно наблюдать звездопад? | Презентация 1.29 | 1 | ||||||
7/30 | Метеориты | Что такое метеорит? В чем отличие метеорита от метеора. Падение метеоритов на Землю и другие планеты. Челябинский метеорит | Презентация 1.30 | 1 | ||||||
8/31 | Туманности | Что такое туманность? Как она образуется? | Презентация 1.31 | 1 | ||||||
9/32 | Игровое занятие «Прогулка по Солнечной Системе» | Закрепление знаний по модулю | Презентация 1.32. методический материал к занятию | 1 | ||||||
33 | Защита проекта. Темы: «Модель Земли», «Луна и фазы Луны», «Созвездие Кассиопея», «Галактика Млечный Путь», «Модель Солнечной Системы», «Астероид» | |||||||||
34 | Резерв | |||||||||