Задание направлено на выявление умения действовать по подражанию действиям взрослого, поведения ребенка в определенной ситуации, заданной взрослым.
Оборудование: тележка, кукла, тесьма.
Проведение обследования: взрослый показывает ребенку тележку и сажает в нее куклу (или матрешку). Везет тележку, говорит: "Покатаем лялю. Теперь привяжем тесемку к тележке и покатаем куклу" (катает по столу). Затем просит ребенка взять за тесемку и
покатать куклу. В случаях затруднения взрослый обучает ребенка, используя совместные действия.
Оценка в баллах:
1 балл — ребенок задание не принимает, действует неадекватно в условиях
обучения;
2 балла — ребенок задание принимает, но не может действовать с помощью тесемки,
после обучения катает тележку, не используя тесемку;
3 балла — ребенок задание принимает, может действовать по подражанию, но
действия с тесемкой одноразовые, нецеленаправленные;
4 балла — ребенок задание принимает, действует по подражанию соответственно
действиям взрослого, используя тесемку.
Методика психолого-педагогического обследования детей 3-го годя жизни
Задание | Выполнение задания | |
2-2,5 г. | 2,5-3 г. | |
1. Лови шарик | + | + |
2. Спрячь шарик: две коробочки три коробочки | + - | + |
2. Разборка и складывание матрешки: двухсоставной трехсоставной | + - | - + |
4. Разборка и складывание пирамидки: из трех колец из четырех колец | + - | + |
5. Парные картинки: две четыре | + - - | + |
6. Цветные кубики: два (красный, желтый или белый) четыре (красный, желтый или белый, зеленый, синий) | + - | - + |
6.Разрезные картинки: из двух частей из трех частей | + -- - | + - + |
7.Конструирование из палочек: "молоточек" (из двух палочек) «домик» (из трех палочек) | + - | - + |
9. Достань тележку (скользящая тесемка) | + | - |
10. Нарисуй; дорожку ДОМИК | + - | - + |
Необходимое оборудование
Желобок, 3 шарика, 3 коробки разной величины, матрешка, пирамидка, парные картинки, цветные кубики, палочки, тележка, тесемка, бумага, карандаш.
ЗАДАНИЕ 1 Лови шарик.
Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, слежение за движущимся предметом, развитие ручной моторики.
Оборудование: желобок, шарик.
Проведение обследования: психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: "Лови шарик!" Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: "Кати!" Взрослый ловит шарик. Так повторяется 4 раза,
Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2 — 3 раза), как это надо делать, т.е. обучение идет по показу.
Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание речевой инструкции, желание со!рудничать (играть) со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.
Оценка в баллах:
1 балл — ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя
неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т.д.);
2 балла — ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить шарик,
но это не всегда удается практически;
3 балла — ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда
удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный;
4 балла — ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит
шарик.
ЗАДАНИЕ 2 Спрячы шарик.
Задание направлено на выявление практической ориентировки ребенка на величину, а также наличия у ребенка соотносящих действий.
Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разные по величине, но одинаковые по цвету.
Проведение обследования: перед ребенком кладут две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Взрослый кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик — в маленькую коробочку и проеит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняет, какую крышку надо брать. Задача заключается а том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку. Если ребенок подбирает крышки наверно, взрослый показывает и объясняет: большой крышкой закрывают большую коробку, а маленькой крышкой - маленькую. Далее предлагается выполнить задание самостоятельно
Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание речевой инструкции, способы выполнения — ориентировка на величину) обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к своей деятельности, результат.
Оценка в баллах;
1 балл — ребенок не понял 'задание, не стремится к цели; после обучения задания не понял;
2 балла — ребенок не понял задание; после обучения стремится к достижению цели,
но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно
задание не выполняет;
3 балла — ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении
соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в
результате своей деятельности; после обучения задание выполняет;
4 балла — ребенок сразу понял задание; выполнил задание и при этом использовал
соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.