Организационно-содержательный блок

     Направления и содержательные линии события

     Ключевыми направлениями, реализуемыми в контексте государственной политики, являются духовно-нравственное воспитание и гражданско-патриотическое. Системообразующими являются такие содержательные направления как музейная педагогика, духовно-историческое, литературное и историческое краеведение.

   Содержательные линии события:

для школьников:

·духовно-историческое и культурное наследие региона, Сибири, России и мира в формате проектно-исследовательских и творческих работ;

·семейные традиции, реликвии и ценности в формате проектно-исследовательских работ;

·проектные и исследовательские работы по итогам посещения музеев, в том числе ТДС, святых мест, отражающие общую направленность региональных Духовно-исторических чтений;

для педагогических и руководящих работников:

· презентации по результатам исследований, инновационные проекты по музейной педагогике, краеведению;

· методические разработки из опыта работы в музее Томской духовной семинарии, с краеведческим материалом (архивными документами) в иных музеях;

· обобщенные инновационные практики по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию с использованием ресурсов музеев, в том числе вузов;

· тезисы и статьи для публикации в итоговом сборнике региональных Духовно-исторических чтений.

   Организационная модель проведения мероприятия в логике деятельности «Школа – центр» включает 2 этапа: подготовительный и сетевое событие в офлайн-режиме с использованием ресурсов социальной сети, которые отражены в Положении о событии, согласованные на Методическом совете МАОУ СОШ № 32 г. Томска, утвержденные директором школы, ДОО ТО, ОГБУ РЦРО как координатора региональной инновационной сети, согласованные с партнером мероприятия ДОО ТО, размещаемые на официальных сайтах ДОО ТО, областных Чтений, МАОУ СОШ № 32 г. Томска, РЦРО и школ – партнеров.

Особенности проектирования сетевого события:

  • проблема должна быть актуальной и значимой для потенциальных участников;
  • деятельность участников должна быть практико-ориентированной и креативной;
  • каждый участник не только создаёт продукт, но и осуществляет его презентацию (обязательно наличие презентации и аннотации);
  •  экспертиза представленных материалов строится на основе открытых критериев;
  • должно быть обеспечено тьюторское сопровождение каждого участника.

  Старт сетевого образовательного события начинается с соорганизации взаимодействия с потенциальными участниками, сетевыми партнерами. Педагогам важно не только создать информационное пространство совместной деятельности, но и стимулировать желания и готовность учащихся к совместной деятельности.

Содержательно-деятельностный уровень организационной модели научно-практической конференции в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности ведет к созданию целостного образовательного комплекса на основе развития идей и форм музейной педагогики и краеведения, включающего на организационном этапе:

* установочные и проектные совещания, семинары для педагогических работников, участников ресурсных лабораторий по музейной педагогике, медиаобразованию, наставничеству по развитию идеи темы года Дней Славянской письменности и культуры Томской области, которые в 2020 году прошли не только в Томске, но и в Кривошеино при участии представителя государственного музея – заповедника Е.В.Видной, музея «Братина», МБОУ «Кривошеинская СОШ им. Героя Советского Союза Ф.М. Зинченко» и лично ее директора и депутата Т.А.Зуевой, дома детского творчества, педагогов, поискового отряда «Рубеж» и музея им. Героя Советского Союза Ф.М. Зинченко;

* межсобытийные творческие мастерские «Традиции старинной сибирской куклы» для педагогов и школьников;

* межсобытийные беседы семинаристов подготовительного отделения ТДС с обучающимися в школах № 16 и 32 г. Томска;

* ключевые события на базе школьного музея (диалоги со школьниками и ветеранами, их близкими через действующий сайт музея, дистанционные конкурсы, акции и т.д.), которые в 2020 году посвящены их 30-летнему юбилею, 75-летию Победы в Великой Отечественной войне;

* образовательные события на основе социального партнерства в формате сетевых мастерских (мастер-классов) с участием педагогов, других музеев, в том числе в рамках РВЦИ, сетевого партнерства (государственный музей-заповедник «Сергиев Посад», музейные комнаты ООШИ № 22, Заозерной СОШ № 16 г. Томска, Музей мирной игрушки, Истории образования Томского района и др.);

* музейные занятия, мастерские, мастер - классы в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», в том числе на базе музея ТДС, Богородице-Алексиевского монастыря;

* мероприятия на базе Центра гражданского образования и Центра медиаобразования МАОУ СОШ № 32 г. Томска при участии ОГБУ РЦРО, государственного музея-заповедника «Сергиев Посад» (дискуссионный клуб, сетевой проект акции «Я-гражданин», выпуск стенной газеты (отдельный раздел или спецвыпуск), школьная телепередача и др.);

* система тематических классных часов в рамках целевых школьных подпрограмм «Возвращаясь к истокам» и «Я рожден в России»;

* мероприятия в рамках программ ВУД и дополнительных образовательных программ по соответствующим направленностям;

на этапе непосредственного сетевого образовательного события (научно-практической конференции) в офлайн-режиме:

* работу в рамках конференции традиционной сетевой презентационной площадки по медиаобразованию «Радуга школьного эфира» (выполненные на основе краеведческих источников видеоматериалы, репортажи, интервью, передачи школьного ТВ, видеоэкскурсии, фотовыставки, иные медиапродукты), консультантами и экспертами которой стали участники всероссийского проекта «Школьное ТВ» Фонда Президентских грантов РФ, ДОО «Дорога» (Петрозаводск) и лично талантливый руководитель и наш сетевой партнер Д.В.Рогаткин, коллеги из Ярославля, Новосибирска, Кирова, Санкт-Петербурга, Мурманска и др.;

* стажировочно-дискуссионную и презентационно-методическую площадки конференции для педагогов, научных сотрудников, студентов вузов и других учреждений;

 * сетевые секции исследовательских и проектных работ школьников с использованием ресурсов краеведения, школьного музея Боевой славы 19 Гвардейской дивизии, других школьных музеев и музейных комнат, музеев города, страны и мира.

Дальнейшие события также включают: рефлексивные беседы, старт-консультации для последующих проектов совместно с ТДС, Томской Епархией, ОГБУ РЦРО, ДОО ТО.   Особенностями данного комплексного мероприятия являются его сетевая основа, широкая сеть социальных партнеров (более 40) и большое число участников, внедрение дистанционного формата.

 

  2.3. Научно-методический блок

Развитие нашей образовательной организации выстраивается на основе организационно-педагогической модели «школа-центр». Ее методологическая основа включает концептуальные идеи:

· педагогов Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского об обучении на близком материале, использовании краеведения и музеев в образовательной деятельности, о национальных чувствах, идеалах, ценностях и семейном воспитании;

· философов И.А. Ильина, Н.Ф. Федорова, С.И. Гессена об изучении традиций России с опорой на национальные ценности, особенности национального самосознания, о духовно-нравственном компоненте образования, формах и средствах воспитания патриотизма и гражданственности;

· В.С.Библера, С.Ю.Курганова, В.А.Доманского о «диалоге культур»;

· ученых С.Т. Шацкого о «школах – центрах», взаимодействии школы с окружающей Научно-методический блок включает методологию проводимого события, его методическое обеспечение. В его методологической основе концептуальные идеи указанных выше ученых, методические разработки в области музейной педагогики Т.В.Галкиной, Т.А.Тужиковой.

Содержание сетевого образовательного события опирается на принципы не только духовно-нравственного развития и воспитания, но и музейной педагогики, событийности. Среди них принципы:

· научности – опора на опыт, достижения и научные знания в процессе подготовки сетевого образовательного события, а также при отборе материала для участия в нем, подготовке проектов и презентаций;

· социально-педагогического партнерства - партнерские отношения с субъектами социализации: образовательными организациями, музеями, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями и др.;

· активного взаимодействия и сотворчества - партнерские отношения «педагог – ребенок», «родитель – ребенок» в системе составляют единое целое «педагог – ребенок – родитель», при этом педагог становится не единственным источником знаний, а проводником ученика в мире информации, выполняя роли тьютора, модератора, фасилитатора и сотворца;

· интегративности – интеграции урочной, внеурочной, воспитательной деятельности и дополнительного образования при подготовке к образовательному событию как части целостного образовательного процесса;

· культуросообразности, базирующейся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям;

· практическая значимость полученных знаний и умений, возможность реализации индивидуальной траектории развития;

· опоры на традиции своего народа, его отечественную культуру –  данное образовательное событие как результат мероприятий по музейной педагогике, краеведению, образовательному туризму, в том числе на основе отечественной (православной) культуры.

Методическое обеспечение сетевого события включает рекомендации для организаторов площадок, секций, мастерских, экспертных групп и экспертно-аналитические материалы по ключевым вопросам сетевого события, методические разработки педагогов, программу деятельности Музея Боевой Славы 19 гвардейской дивизии. Учитывая, что данное мероприятие является базовым сетевых стажировочных площадок регионального и муниципального уровней.

   В число методических материалов включен методический сборник диагностических материалов для учителей и педагогов – психологов (разработчик – Филенко И.А., учитель МАОУ СОШ № 32, к.псих.н., доцент НИ ТГУ), который апробируется на практике педагогом – психологом М.К.Швадленко.

2.4. Управленческий блок включает организацию, координирование, мониторинг, контроль подготовки и проведения сетевого образовательного события.

Функцию координатора сетевого образовательного события берет на себя Методический совет МАОУ СОШ № 32 г. Томска, а также ресурсная лаборатория по музейной педагогике при поддержке лабораторий по медиаобразованию, наставничеству. Состав группы может изменяться и дополняться по мере потребности из-за увеличения объема работы. Рабочая группа:

· обеспечивает нормативные условия проведения мероприятия (положение, необходимые договоры, разработку локальных актов на уровне социального партнерства и т.д.);

· отвечает за подготовку и своевременное завершение всех этапов сетевого образовательного события согласно положению;

· проводит организационное заседание ресурсной лаборатории по музейной педагогике в рамках подготовки сетевого события;

· формирует состав экспертной группы, организует экспертизу представленных на конкурс материалов, организует оценку презентации результатов исследований, материалов в рамках секций для выявления лучших работ, педагогических практик и т.д.;

· организует информационно-просветительскую работу в рамках конференции иДней Славянской письменности и культуры Томской области;

· формирует программу Конференции и представляет ее для согласования и размещения на сайтах МАОУ СОШ № 32 г. Томска, ОГБУ «РЦРО», сетевых партнеров.

Сформированная система управления способствует достижению стратегической цели образовательной организации - создание механизма устойчивого развития в условиях модернизации российского образования, в том числе в рамках внедренной модели деятельности школы как центра гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников.

Критериями эффективности модели являются:

· соответствие целеполагания задачам модернизации образования, тенденциям его развития;

· привлекательность модели, ее открытость педагогическому сообществу;

· оптимальность научно-методического обеспечения;

· реализованность выбранных форм и методов в рамках сетевого образовательного события;

· интерес школьников и педагогов к моделированию, конструированию, проектной деятельности, презентация результатов на сетевом образовательном событии;

· метапредметные и личностные результаты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: