Серебряный век в мировой истории

Серебряный век русской культуры

       Конец XIX – начало XX вв. – период, вошедший в историю под названием “Серебряный век русской культуры”. Ярче всего это проявилось в русской поэзии, литературе и искусстве. Этот стремительный взлет во всех областях культуры Н. А. Бердяев назвал “ русским культурным ренессансом”.

Состояние общества в последние годы Российской империи

В конце XIX – начале XX вв. развитие России происходило крайне неравномерно. Огромные успехи в развитии науки, техники, промышленности переплетались с отсталостью и неграмотностью подавляющего большинства населения.

Наука развивалась быстрыми темпами. Отставание России в промышленности не помешало нашим ученым внести в мировую науку огромный вклад, названный революцией в естествознании. Это касалось и физики, и математики, и биологии, и химии, и многих других отраслей науки.

XX век провел резкую грань между “старой” и “новой” культурой. Еще больше усложнила

Культура Серебряного века

В начале XX века ведущим направлением в литературе остается критический реализм. В то же время поиски новых форм приводят к возникновению абсолютно новых течений.

       Творческая элита видела в Первой мировой войне предзнаменование близкого конца света. Популярными становятся темы мировых катаклизмов, печали, тоски, бесполезности жизни.

Многие поэты и писатели, действительно, очень правдоподобно предсказывали будущую Гражданскую войну и победу большевиков.

Литература. Это было время небывалого расцвета всех видов творческой деятельности, рождения новых направлений в искусстве, появления плеяды блестящих имен, ставших гордостью не только русской, но мировой культуры. Наиболее показательно образ "серебряного века" проявился в литературе.

       Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты- символисты, которые объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия - краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они считали, что поэты наделены способностью приобщаться к запредельному миру посредством художественных символов.
       Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни.

       Русская художественная культура начала XX в. испытывала влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Это течение вобрало в себя различные художественные направления, объявившие о своем разрыве с традиционными культурными ценностями и провозгласившие идеи создания "нового искусства". Яркими представителями русского авангарда были футуристы (от лат. "футурум" - будущее). Их поэзия отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме поэтической конструкции. Программные установки футуристов ориентировались на вызывающую антиэстетичность. В своих произведениях они использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши.


Живопись.

Сходные процессы протекали и в русской живописи. Законодателем моды стал стиль, получивший название "модерн". Модернистские искания затронули творчество таких крупных художников-реалистов, как К. А. Коровин, В. А. Серов. Сторонники этого направления объединились в обществе "Мир искусства".

Музыка, балет, театр, кинематограф.

       Начало XX в. - это время творческого взлета великих русских композиторов-новаторов А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского, С. В. Рахманинова. В своем творчестве они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы.
       К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой сценические постановки выдающегося балетмейстера М. И. Петипа. В то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник.

· В 1898 г. был основан Московский Художественный театр во главе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

· “Русские сезоны” за рубежом с участием А. П. Павловой, М. Ф. Кшесинской, М. И. Фокина стали настоящим триумфом русского балета.


Серебряный век в мировой истории

       В этот период интенсивно развивается технически новый для того времени вид искусства — кинематограф. В 1911 г. вышел первый отечественный полнометражный фильм «Оборона Севастополя».

       В целом русская национальная культура конца XIX начала XX в. развивалась на традиционной народной почве. В ее основу легли идеи независимости, поиска добра и справедливости.

 

       Серебряный век имел огромное значение для развития мировой культуры. Россия доказала всему миру, что по-прежнему претендует на роль великой культурной державы.

       Тем не менее эпоха “культурного ренессанса” стала последним завоеванием разрушающейся Российской империи. Октябрьская революция положила конец Серебряному веку.

 

Таблица “Серебряный век русской культуры” (в помощь к лекции)

Область культуры Литература Направление Ведущие представители Особенности творчества
Критический реализм   Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн. Правдивое изображение жизни, обличение существующих общественных пороков.
Символизм Поэты-символисты К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Андрей Белый Противопоставление “пошлому” реализму. Лозунг “искусство для искусства”.
Акмеизм   Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам Главное в творчестве – безупречный эстетический вкус и красота слова
  Революционное направление А. М. Горький Острая критика существующего государственного и общественного строя.
Футуризм В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский Отрицание всех общепризнанных культурных ценностей. Смелые эксперименты в стихосложении и словообразовании.
  Имажинизм   С. Есенин   Красота образов.

Живопись

Реализм В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. И. Левитан   Изображение социальной действительности и быта, сюжеты из русской истории, пейзажная живопись. Основное внимание уделяется мельчайшим деталям.
Модернизм   Группа “Мир искусства”: М. Н. Бенуа, Н. Рерих, М. Врубель и др. Стремление создать совершенно новое искусство. Поиск экспериментальных форм выражения.
Абстракционизм В. Кандинский, К. Малевич. Полная отрешенность от реальности. Произведения должны порождать свободные ассоциации.
Музыка   Смешение различных стилей   С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин.   Мелодизм, народная певучесть в сочетании с поиском новых форм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: