Методика использования (каким путем)

Праздник как форма организации культурно-массовых мероприятий.

Праздник — это выражение мироощущения человека отличное от социально-ролевого восприятия человека. Праздник самый яркий феномен культуры который концентрирует или вбирает в себя высшие человеческие чувства. Утверждает жизненные идеалы, следовательно любому празднику присуща выделенность из будничного потока человека. Праздник всегда состоит оппозиции к будням, реальности, однообразию и обыденности жизненных перспектив человека.

Праздник — день торжества, установленный в честь или память кого-нибудь или чего-нибудь, выходной, не рабочий день, день радости, торжества по какому-нибудь поводу, день игр, развлечений. Праздник можно рассматривать как акт художественной коммуникации, как синтез форм, средств и методов. В празднике сливаются, взаимоусиливая и взаимодополняя друг другахудожественные и нехудожественные элементы, профессиональное и самодеятельное искусство, спортивные игры и хореография, музыка и живопись, искусство мультипликации и воинский ритуал, цирк и народный танец.

Средство – есть орудие воздействия на массу. Режиссер пользуется различными средствами. Силин выделил три группы выразительных средств:

- традиционные (так как используются в режиссуре с давнего времени): слово, музыка, свет, хореография, пластика, изобразительное искусство, киноискусство, цирк, декоративные средства (живопись, скульптура, архитектура, художественное и документальное кино).

- специфические выразительные средства:

- использование воды, огня, пиротехники, лазера, достижений науки и техники, использование животных и птиц, использование элементов спорта.

-иносказательные средства:

Символ – определенный знак, понятный всем, многозначная форма, которая кроме собственного первоначального значения исторически стала означать и иные явления (алтарь – престол, потом символ близости к богу) – Вершковский.

Метафора – в основе принцип сравнения на основании общего признака.

Три типа метафор:

1. метафора сравнения – прямое сопоставление,

2. метафора загадка – в которых объект замещен другим объектом,

3. метафоры, в которых объекту приписываются средства других предметов. Бывают метафоры оформления, метафоры пантомимы, метафоры мизансцены, метафоры в актерской игре (заяц-трусость)

Аллегория – иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного отчетливо представляемого образа. В режиссуре предполагает двуплановость. Первый план – художественный образ. Второй – иносказательный, определяемый знанием ситуации, исторической обстановкой.

 

В руках режиссера свои средства:

1) мизансцена – расположение на сцене действующих лиц, декораций.

Мизансцены основные: симметричные, ассиметричные, фронтальные и диагональные, хаотические и ритмические, круговые, спиральные, полуциркульные, шахматные, оригинальные, переходные.

2) темпо-ритм (степень скорости исполняемого действия, ритм – интенсивность, размеренность совершаемого действия).

3) атмосфера (музыка, метроном, чувства, эмоции).

4) пространственное видение (т.е. композиция, с лат. составление, соединение, связь – построение, расположение на сцене, взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов). 1 и 4 воздействуют на разум зрителя, 2 и 3 – на чувства, образ.

Принцип отбора средств:

1. Закон соответствия выразительных средств идейно-тематическому содержанию (на Новый год не поют про 7 ноября).

2. Сочетание информационно-логической линии с эмоционально-образной.

3. Соответствие выразительных средств замыслу.

4. Расширение круга использования выразительных средств (нельзя пользоваться одним видом выразительных средств).

Ассоциация – создание в сознании человека смысловой или эмоциональной параллели к происходящему явлению, невольное замещение его уже знакомым синонимом. Ассоциация зависит от интеллекта (голубь – почта, голубь – символ мира и т.п.).

Методика использования (каким путем).

1.Поиск самого факта.

2.Поиск художественного материала, органично и эмоционально воплощающий факт (стих, басня).

3.Поиск яркой формы образного решения.

4Включение в сценическое действие пантомимы, музыки, танца и т.д.

Наиболее типичны:

1.Понимание и учет специфики производства.

2.Заключение со зрителем «условий условного» — через песню, стих, игру, трансформацию деталей.

Зрелищный игровой способ общения, где условием общения является разделение на зрителей и участников.

Формы праздника:

1).Театрализованные праздники (на улице) Самая емкая и многообразная форма, включающая в себя все возможные виды искусства. Особенности ее в том, что она менее привязана к конкретной социальной общности, обобщенные образы, преобладание художественных элементов над вне художественными. Минимум импровизации. Наличие игрового элемента.

2 ) Фольклорный вид жанра. Ярмарочные гуляния, карнавалы, народные гуляния. Максимум импровизации. Максимальный игровой элемент.

3 ) Театрализованные представления и театры малых форм. Проходит в закрытом помещении. ограниченное количество участников и зрителей. Ограничение в пространстве и во времени. Может быть наличие импровизационного момента. (драматург + режиссер + художник)Жанры: театр миниатюр, эстрадный театр, эстрадные шоу и т.д.

4.)Сценарии вечеров, повещенных реальным людям, событиям. Более конкретизированы, имеют более развитую документальную основу, преобладание вне художественных элементов. Отсутствие игровых элементов. (журналист + режиссер + художник)Жанры: юбилеи, вечера памяти, презентации

5.) Досуговые программы. Проводятся в закрытом помещении. Отсутствие художественных и вне художественных элементов.

Жанры: эстетического, развлекательного, клубного характера. Умеренное использование игрового и импровизационного элементов.

Наиболее сложной праздничной формой является массовый праздник.

Массовый праздник – это форма реализации одной из ведущих потребностей личности, потребности в общении.

Процесс реализации потребности в общении требует единства комплексного и программно-целевого подходов. Суть этой работы является целенаправленная комплексная деятельность, предполагающая несколько этапов.

1 – этап – подготовительный, когда осуществляется ряд мер с целью отбора материала и подготовки аудитории праздника.

2- этап – создание сценария массового праздника.

3 – этап- проведение самого праздника.

Хочется отметить, что успешно организованный подготовительный период – залог успешной реализации потребности в общении.

Основная цель при подготовке массового праздника это формирование ситуативного коллектива – праздничной общности. Праздничная общность – это объединение людей, возникающее под воздействием двух основных факторов:

А. Праздничной ситуации, — социально психологической основы праздника,

Б. И потребности в общении.

Праздничная общность характеризуется высокой степенью стойкости и единства целей. Цели участников праздника – это выявить социальную ценность праздничного события, и выразить свое отношение.

Особенностью педагогики массового праздника является ситуативность, которая определяет характерные черты присущие праздничной общности:

· Широкое социальное общение,

· Общий эмоциональный подъем,

· Сюжетная структура,

· Причастность к событию, выделяемому в празднике,

· Активность.

Праздничная ситуация – это объективный фактор, определяющий возникновение праздничной общности, являясь социально-психологической основой для деятельности по формированию установок на праздник.

Эта деятельность организуется в нескольких направлениях:

А) изучение материалов о событии, которое стоит в центре праздника

Б) изучение традиций и истории коллектива-ядра праздничной общности;

В) анализ первичной структуры праздничной общности;

Г) организация производственной группы по подготовке праздника;

Д) организация цикла мероприятий, направленных на формирование установок.

Названные этапы деятельности назовем подготовительным периодом. Подготовительный период включает в себя теоретические, организаторские и практические виды работы.

Рассмотрим отдельно каждый из этапов подготовительного периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: