Одними из основных свойств моторного масла являются его вязкость и зависимость от температуры в широком диапазоне (от температуры окружающего воздуха в момент холодного пуска зимой до максимальной температуры масла в двигателе при максимальной нагрузке летом).
Наиболее полное описание соответствия вязкостно-температурных свойств масел требованиям двигателей содержится в общепринятой на международном уровне классификации SAE J300, первая редакция которой была введена в 1911 году, и с тех пор постоянно подвергалась дополнениям и уточнениям.
Эта классификация подразделяет моторные масла 17 классов от 0W до 60: 8 зимних (0W, 2,5W, 5W, 7,5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и 9 летних (2, 5, 7,5, 10, 20, 30, 40, 50, 60) классов вязкости.
Буква W после цифры означает, что масло приспособлено к работе при низкой температуре (Winter — зима). Для этих масел кроме минимальной вязкости при 100 °C дополнительно дается температурный предел прокачиваемости масла в холодных условиях. Предельная температура прокачиваемости означает минимальную температуру, при которой насос двигателя в состоянии подавать масло в систему смазки. Это значение температуры можно рассматривать как минимальную температуру, при которой возможен безопасный пуск двигателя.
|
|
Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, первый из которых указывает максимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а второй — определяет характерный для соответствующего класса вязкости летнего масла диапазон кинематической вязкости при 100°С и динамической вязкости при 150°С.
Методы испытаний, заложенные в оценку свойств масел по SAE J300, дают потребителю информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером и масляный насос прокачивает масло под давлением в процессе холодного пуска в режиме, недопускающем сухого трения в узлах трения.
Аббревиатура HTHS расшифровывается как High Temperature High Shear Rate, то есть «высокая температура — высокая прочность на сдвиг». С помощью данного испытания измеряется стабильность вязкостной характеристики масла в экстремальных условиях, при очень высокой температуре.
Большинство присутствующих сегодня на рынке моторных масел являются всесезонными, то есть удовлетворяют требованиям по вязкости как при низких, так и при высоких температурах.
Для всесезонного масла — сдвоенный номер. Первый — вязкость при отрицательной температуре. Второй — вязкость при плюсовой температуре.
Показатели низкотемпературной вязкости:
0W — используется при температуре до −35 ° С
5W — используется при температуре до −30 ° С
|
|
10W — используется при температуре до −25 ° С
15W — используется при температуре до −20 ° С
20W — используется при температуре до −15 ° С
Показатели высокотемпературной вязкости:
Гораздо интереснее второе число в обозначении — высокотемпературная вязкость. Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, ибо это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100—150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это или плохо именно для Вашего мотора — знает только производитель автомобиля.
Таблица вязкости масла по SAE
Класс по SAE | Вязкость низкотемпературная | Вязкость высокотемпературная | |||
Проворачивание | Прокачиваемость | Вязкость, мм2/с при t = 100 °C | Min вязкость HTHS, мПа·с при t = 150 °C и скорости сдвига 106 с−1 | ||
Max вязкость, мПа·с, при температуре, °С | Min | Max | |||
0W | 6200 при −35 °С | 60000 при −40 °C | 3,8 | - | - |
5W | 6600 при −30 °С | 60000 при −35 °С | 3,8 | - | - |
10W | 7000 при −25 °С | 60000 при −30 °С | 4,1 | - | - |
15W | 7000 при −20 °С | 60000 при −25 °С | 5,6 | - | - |
20W | 9500 при −15 °С | 60000 при −20 °С | 5,6 | - | - |
25W | 13000 при −10 °С | 60000 при −15 °С | 9,2 | - | - |
20 | - | - | 5,6 | < 9,3 | 2,6 |
30 | - | - | 9,3 | < 12,5 | 2,9 |
40 | - | - | 12,5 | < 16,3 | 3,5 (0W-40; 5W-40;10W-40) |
40 | - | - | 12,5 | < 16,3 | 3,7 (15W-40; 20W-40; 25W-40) |
50 | - | - | 16,3 | < 21,9 | 3,7 |
60 | - | - | 21,9 | < 26,1 | 3,7 |
Согласно SAE J300-07 c 2007 года изменена минимальная вязкость (HTHS) при 150°C и высокой скоростью сдвига для SAE 0W-40, 5W-40 и 10W-40 с 2,9 мПа до 3,5 мПа. Обоснование заключается в том, что переход от SAE xW-30 к SAE xW-40 должен обеспечивать увеличенную толщину пленки подшипника при работе двигателя, который не полностью отражен в старой версии Стандарта.[3]
В более новых версиях стандарта (1999 года и далее) масло SAE 20 имеет более высокую нижнюю границу вязкости — 6,9 сСт, а маловязкие масла с вязкостью ниже 6,9 сСТ выделены в отдельные категории — SAE 8, 12 и 16. Это так называемые энергосберегающие масла.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ КАТЕГОРИИ МАСЕЛ ПО КЛАССИФИКАЦИИ API
Категория | Текущий статус | Область применения |
SA | Не поддерживается | Чистое минеральное масло без присадок; Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1930-х годов. |
SB | Не поддерживается | Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1951 года. |
SС | Не поддерживается | Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1967 года. |
SD | Не поддерживается | Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1971 года. |
SE | Не поддерживается | Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1979 года. |
SF | Не поддерживается | Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1988 года. |
SG | Не поддерживается | Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1993 года. |
SH | Не поддерживается | Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1996 года. |
SJ | Актуальная | Для двигателей автомобилей, выпущенных не позднее 2001 года. |
SL | Актуальная | Для двигателей автомобилей, выпущенных не позднее 2004 года. |
SM | Актуальная | Для двигателей автомобилей, выпущенных не позднее 2010 года. |
SN | Актуальная | Введена с октября 2010 года. |