Для этого маленькому ребенку, как и человеку любого возраста, нужно и важно знать, что он трудится не напрасно, и то, что он делает, кому-то необходимо. Не обязательно ему самому. Даже лучше, если другим. Но кому? В каком мире смогут найти себе применение нарисованные детьми клубочки ниток или дождик?
Это мир детской игры. Именно там и дождик, и т.д. могут очень пригодиться.
Введение в процесс обучения игры вызывает у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием, создает мотивацию.
Мотивация (от латинского movere) - побуждение к действию. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата.
В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:
|
|
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке»,ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:
1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:
1.Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. 2.Интересуетесь, как они могут вам помочь.
3.Детям даётся посильное задание.
4.В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:
1. Вы сообщаете детям, что игрушка/персонаж собирается заняться какой - либо деятельностью и просит детей научить их этому.
2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь им.
3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить их какому – либо делу.
4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.
|
|
Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя»- основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете её преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такую же для себя или для своих родных.
2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
3. Изготовленная поделка поступает в распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Игровая мотивация – дело серьезное. Почему? Хотя бы потому, что работа по созданию игровой мотивации предполагает умение воспитателя играть.
Вторжение в сферу игры ребенка – тонкое и деликатное дело. Для дошкольника действия взрослого, направленные на его воспитание и обучение вполне понятны. Но когда воспитатель начинает с детьми играть, то они относятся к этому достаточно настороженно: «Действительно будет играть или притворяется и хочет использовать игру в каких – то корыстных целях?»
Для того чтобы с помощью игровой мотивации повлиять на детей, самому педагогу надо осуществить переход из одной деятельности в другую, принять позицию «равного» партнера.
Сложность выполнения этого требования состоит в том, что на каждом возрастном этапе, вслед за изменениями способов сюжетно – ролевой игры, игровая мотивация должна меняться и соответствовать возрастным особенностям детей.
Рассмотрим особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах.