Практическая работа по теме: «Человек как главная философская проблема»

Вариант 6. Куркушкин Дмитрий

Прочтите отрывок из философского сочинения древнегреческого философа Аристотеля, ответьте на вопросы после текста, выполните задания.

«Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа, согласно нашему утверждению, ничего не делает напрасно; между тем один только человек из всех живых существ одарен речью. Голос выражает и печаль, и радость, поэтому он свойственен и остальным живым существам. Но речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и несправедливо. Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек спосбен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость и тому подобное».

Вопросы и задания.

1. Что, в сответствии с философской концепции Аристотеля, отличает человека от животного? Согласны ли вы с мнением философа? Свой ответ обоснуйте.

2. Какой природой, по Аристотелю, обладает человек? Согласны ли вы с мнением философа? Свой ответ обоснуйте.

3. Представителем какой концепции относительно проблемы определения природы человека является Аристотель? Назовите еще одного представителя этой концепции, раскройте ее суть.

4. В чем состоит сущность биологизаторской концепции определения природы человека?

5. Какой природой обладает человек в соответствии с современными философскими взглядами?

 

 

Практическая работа по теме: «Человек как главная философская проблема»

Вариант 7. Курышев Антон

Прочтите отрывок из философского исследования В. Варравы, ответьте на вопросы, выполните задания.

«Жизнь человека подлинна настолько, насколько она нравственна. Смерть вызывает столь сильные духовные переживания, что часто неожиданно для себя можно прийти к самим глубоким откровениям, способным радикально изменить жизнь. Смерть раскрывает субстанциональную ничтожность временных ценностей. Смерть, разрушая
суррогатные ценности, все частые, относительные проекты и интересы, недостойные существа, способного к вопрошанию, настоятельно требует от человека обретения абсолютного смысла. Смерть как мера жизни есть то благодатное свойство бытия, которое не позволяет эмпирической (греховной, ущербной) жизни расти в бесконечность, то есть беспредельно увеличивать порок и несовершенство. В этом смысле смерть выполняет целительную функцию, выступая в качестве радикального средства, приостанавливающего дурную бесконечность дурного существования. Человек всю жизнь зреет к смерти, смерть - осмысливающее начало жизни. Смерть дает высшие духовно- нравственные критерии для различения ценного и пустого. Только смерть способствует построению правильной иерархии жизненных целей и ценностей, в которой стоящее радикально отдалено от нестоящего. Жизнь человека полна разного рода желаний и стремлений, которые перед лицом смерти становятся абсурдными и нелепыми. И это — большое нравственное благо для человека. Утверждать жизнь можно позитивно лишь в том случае, если раскрыть духовный смысл смерти. Жизнь невозможно постичь из самой жизни. Таково позитивное действие смерти. Смертный, ужаснувшийся своей смертности как «нравственному беззаконию», способен на духовный рост, который тем выше, чем сильнее воля к неприятию и преодолению смерти. Смерть имеет два лика. Светлый лик ее в том, что она ничтожит временные цели, направляет дух к горизонтам высших ценностей, которые и соответствуют истинной природе человека. Темный лик смерти в том, что она сама по себе есть зло. Смерть - величайшее нравственное испытание для человека».

Вопросы и задания.

1)  Какие лики смерти выделяет философ? Раскройте содержание этих ликов.

2) Связаны ли бытие и небытие друг с другом с точки зрения исследователя? Свое мнение обоснуйте.

3) Согласны ли вы с точкой зрения В. Варравы относительно смерти? Как вы сами относитесь к смерти? В чем видете ее смысл, или считаете ее бессмысленной? Свое мнение аргументируйте.

 


Практическая работа по теме: «Человек как главная философская проблема»

Вариант 8. Салко Иван

Прочтите отрывки из философских исследований Ж. П. Сартра и З. Фрейда. Ответьте на вопросы после них, выполните задания.

«Первоначально человек ничего собой не представляет. Человеком он становится впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Человек ответственен за то, что он есть. Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека...» (Ж. П. Сартр);

«Человек - часть природы, он подчинен физическим законам и не способен изменить их; и все же он выходит за пределы природы. Человеческое существо...отличается от всех других организмов; оно находится в состоянии постоянного и неизбежного не равновесия. Человек - единственное животное, которому может быть скучно, которое неудовлетворенно. Человек - единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой» (З. Фрейд);

Вопросы и задания

1. Представителем какого философского направления является Ж. П. Сартр? Что вы знаете об этом течении современной философии?

2. В чем состоит суть концепции экзистенциализма относительно природы человека?

3. Согласны ли вы с философией экзистенциализма? Свою точку зрения обоснуйте.

4. Какой концепции относительно природы человека придерживается З. Фрейд?

5. Согласны ли вы с точкой зрения З. Фрейда?

6. Чем, по Фрейду, человек отличается от животного? Согласны ли вы с мнением исследователя? Свою точку зрения обоснуйте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: