Составлено в виде вопросов - ответов

 В сборнике есть глава об играх.

В ней изложены рекомендации по играм для детей дошкольного возраста.

 Советы Славинецкого психологически обоснованы и проникнуты любовным отношением к детям.

Симеон Полоцкий (1629-1680г.г) Из «Вечери душевной»:

Счастливо супружество, не лишаемого своего плода, но плода доброго.

В начале XVIII вбурное развитие и изменение России под влиянием реформ, осуществляемых Петром I.

Одно из направлений реформирования - образование.

В это время в России открывается большое количество учебных заведений, издается много научной и учебной литературы (переводной).

Дошкольное воспитание в это время не выделялось как самостоятельное, а осуществлялось под влиянием общих педагогических отраслей.

Педагогические идеи высказывались и публиковались лучшими представителями того времени. Это - М.В. Ломоносов (1711-1765г.г) был ученым-энциклопедистом, вел активную научную и просветительскую деятельность, Иван Иванович Бецкой (1704-1795г.г) - один из самых просвещенных людей своего времени. Образование он получил за границей, в основном во Франции. От Екатерины II получил задание преобразовать существовавшую в России систему образования. Он был создателем Смольного института. Николай Иванович Новиков (1744-1818г.г.) - просветитель, книгоиздатель, писатель-публицист, педагог.

В области дошкольного воспитания значительное место занимает его статья о воспитании детей "Для распространения общих полезных знаний и всеобщего благополучия",сформулировал правила для родителей:

"Не погашайте любопытства детей ваших, упражняйте детей в употреблении чувств (радость, эмоции);

остерегайтесь давать детям ложные знания, гораздо лучше не знать, чем знать неверно;

не учите детей тому, что они по возрасту уразуметь не могут".

Работы по педагогике раннего детства:

О воспитании и наставлении детей.

О телесном, или физическом, воспитании.

Об образовании разума.

Об образовании сердца.

Источник. Хр/С.Ф.Егоров. История дошкольной педагогики в России. (выписки) с.107-131.

Первые опыты создания дошкольных учреждений в России

Школа для малолетних детей Егора Осиповича Гугеля (1804-1842г.г)

1832г. Гатчинский воспитательный дом.

Задачи:

присмотр за детьми, нравственное, умственное воспитание.

Дети – сироты до 7лет

Низкий уровень развития детей

 На собственные средства Е.О.Гугель создаёт школу для детей 4-7 лет.

Успешный 5-летний опыт школы.

- 1837 г. Е.О.Гугель – смотритель школы.

- 120 чел.

- Жили в пансионах по 5-6 чел мальчиков или девочек разного возраста.

- Женщина, содержащая пансион – образец семьи.В школе 2 отделения:

Младшее (4-6 лет)

Старшее (6-8лет).

Младшее: игры на воздухе, занятия непродолжительные (рассказы, беседы, несложные работы)

Старшие: занятия как уроки, заучивали молитвы, обучали чтению, письму, наблюдению за природой.

Владимир Фёдорович Одоевский
(1804-1869г.г). Писатель, музыкальный критик, общественный деятель.

Работа в Комитете Главного попечительства о детских приютах.

«Положение о детских приютах» 1839г.

Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами. -50 лет действовал.Содержание жизни детей подчинено одной цели:

Внушению детям «чувства доброй нравственности»

Практиковались: уроки послушания, контроль поведения, труд, приучение быть всегда занятым, задачи по развитию умственных способностей и усвоению элементарных знаний, комплексные занятия, взаимное обучение, беседа.

Вывод: узко сословные учебные заведения для беднейших слоёв населения

         (послушание власти – религия, дисциплина, труд, обучение – не главное!)

 Первый бесплатный, "народный детский сад"был открыт в 1866 году при благотворительном "Обществе дешевых квартир" в г. Санкт-Петербурге.

 В том же году А. С. Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции. К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей - сирот. Возникновение методики дошкольного воспитания связано с выходом первого методического журнала "Детский сад" под редакцией А.Симонович.

В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста.

Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию.

К 1914 году в стране действовало несколько десятков детских садов.

В 1913 - 1917 годах Вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С 1913 до 1928 года она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом.

"Декларация по дошкольному воспитанию" 20 ноября 1917 года.

Провозгласила принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.

В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением.

Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию состоялся в Москве в 1919 году.Виднейшие представители педагогической мысли России:

Юлия Ивановна (Андрусова) Фаусек (1863-1942г.г) Елизавета Ивановна Тихеева
(1867 — 1943г.г) Аделаида Семёновна Симонович 25.03(06.04.)1844 г. - 09.11.1933г.

Юлия Ивановна (Андрусова) Фаусек в мае 1918 года открыла в Петрограде первый детский сад, работавший по системе Монтессори. Его посещали 200 детей в возрасте от одного года до девяти лет.

Итоги исследований Тихеевой и её сотрудниц были обобщены ею в книге «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, (1928).

Е. И. Тихеева рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подготовки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, выработку у детей первоначальных трудовых и поведенческих навыков, формирования у них культуры языка.

Она также считала важным иметь такую программу, которая предусматривала бы возможность гибкого планирования работы педагога, учитывающей направленность и интересы детей

Большое значение Тихеева придавала воспитанию разумной дисциплины с помощью обязательного посильного труда детей, чёткого распорядка и режима трудового обучения детей.

Аделаида Семёновна Симонович
 25.03(06.04.)1844 г. - 09.11.1933 г.

"Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей" (т. 1-2, СПБ, 1874 г., 1884 г., совместно с Симоновичем) было переиздано в 1907 г. под названием "Детский сад".

Педагогическая деятельность Симонович отражена в воспоминаниях о ее племяннике - художнике В. А. Серове (Симонович - Ефимова Н. Я., Воспоминания о В. А. Серове, Л., 1964, Серова В. С., Как рос мой сын, Л., 1968.)

В 1918 г. при Наркомпросе был организован специальный дошкольный отдел.

 Открылись отделения в профессиональных педагогических училищах по подготовке педагогов детских садов.

Начал свою работу дошкольный институт (научно-исследовательский) под руководством Константина Ивановича Корнилова.

К.И. Корнилов (1879-1957г.г.)- сторонник общественного воспитания.

 Его работы: "Общественное воспитание пролетарских детей", "Очерк психологии ребенка дошкольного возраста", "Методика исследования ребенка раннего возраста". Эти работы имели большое значение в разработке проблем дошкольной педагогики, они пользовались большой популярностью.

С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал "Дошкольное воспитание".Первая "Программа работы детского сада" вышла в 1934 г.В 1937г.была сделана попытка разработать проект программы дошкольных учреждений. В первой части определялись основные виды деятельности (общественно-политическое, трудовое и физическое воспитание, музыкальные и изобразительные занятия, математика, грамота). Во второй части давались рекомендации по основам планирования деятельности через "Организующие моменты».В 1938 г. были разработаны устав дошкольных учреждений и программно-методические указания под названием "Руководство для воспитателей детских садов". Оно включало 7 разделов:1. Физическое воспитание. 2. Игра. 3. Развитие речи. 4. Рисование. 5. Лепка и занятия с другими материалами. 6. Музыкальные занятия. 7. Знакомство с природой и развитие первоначальных математических знаний.

В 1938 г. были опубликованы "Устав детского сада", определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и "Руководство для воспитателей детского сада", содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.

В 1937г. году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 г. устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств. В 1921-1940 гг. наблюдается значительное увеличение числа дошкольных учреждений. Сады стали переходить на 11-12-часовой рабочий день.

При домоуправлениях организовывались детские комнаты, куда матери могли привести детей в вечернее время. В селах открывались летние детские площадки.

Значительное количество детских садов стали ведомственными. Они открывались на базе крупных предприятий и производств. Усилилась целенаправленная подготовка кадров.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: