В сборнике есть глава об играх.
В ней изложены рекомендации по играм для детей дошкольного возраста.
Советы Славинецкого психологически обоснованы и проникнуты любовным отношением к детям.
Симеон Полоцкий (1629-1680г.г) Из «Вечери душевной»:
Счастливо супружество, не лишаемого своего плода, но плода доброго.
В начале XVIII вбурное развитие и изменение России под влиянием реформ, осуществляемых Петром I.
Одно из направлений реформирования - образование.
В это время в России открывается большое количество учебных заведений, издается много научной и учебной литературы (переводной).
Дошкольное воспитание в это время не выделялось как самостоятельное, а осуществлялось под влиянием общих педагогических отраслей.
Педагогические идеи высказывались и публиковались лучшими представителями того времени. Это - М.В. Ломоносов (1711-1765г.г) был ученым-энциклопедистом, вел активную научную и просветительскую деятельность, Иван Иванович Бецкой (1704-1795г.г) - один из самых просвещенных людей своего времени. Образование он получил за границей, в основном во Франции. От Екатерины II получил задание преобразовать существовавшую в России систему образования. Он был создателем Смольного института. Николай Иванович Новиков (1744-1818г.г.) - просветитель, книгоиздатель, писатель-публицист, педагог.
В области дошкольного воспитания значительное место занимает его статья о воспитании детей "Для распространения общих полезных знаний и всеобщего благополучия",сформулировал правила для родителей:
"Не погашайте любопытства детей ваших, упражняйте детей в употреблении чувств (радость, эмоции);
остерегайтесь давать детям ложные знания, гораздо лучше не знать, чем знать неверно;
не учите детей тому, что они по возрасту уразуметь не могут".
Работы по педагогике раннего детства:
О воспитании и наставлении детей.
О телесном, или физическом, воспитании.
Об образовании разума.
Об образовании сердца.
Источник. Хр/С.Ф.Егоров. История дошкольной педагогики в России. (выписки) с.107-131.
Первые опыты создания дошкольных учреждений в России
Школа для малолетних детей Егора Осиповича Гугеля (1804-1842г.г)
1832г. Гатчинский воспитательный дом.
Задачи:
присмотр за детьми, нравственное, умственное воспитание.
Дети – сироты до 7лет
Низкий уровень развития детей
На собственные средства Е.О.Гугель создаёт школу для детей 4-7 лет.
Успешный 5-летний опыт школы.
- 1837 г. Е.О.Гугель – смотритель школы.
- 120 чел.
- Жили в пансионах по 5-6 чел мальчиков или девочек разного возраста.
- Женщина, содержащая пансион – образец семьи.В школе 2 отделения:
Младшее (4-6 лет)
Старшее (6-8лет).
Младшее: игры на воздухе, занятия непродолжительные (рассказы, беседы, несложные работы)
Старшие: занятия как уроки, заучивали молитвы, обучали чтению, письму, наблюдению за природой.
Владимир Фёдорович Одоевский
(1804-1869г.г). Писатель, музыкальный критик, общественный деятель.
Работа в Комитете Главного попечительства о детских приютах.
«Положение о детских приютах» 1839г.
Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами. -50 лет действовал.Содержание жизни детей подчинено одной цели:
Внушению детям «чувства доброй нравственности»
Практиковались: уроки послушания, контроль поведения, труд, приучение быть всегда занятым, задачи по развитию умственных способностей и усвоению элементарных знаний, комплексные занятия, взаимное обучение, беседа.
Вывод: узко сословные учебные заведения для беднейших слоёв населения
(послушание власти – религия, дисциплина, труд, обучение – не главное!)
Первый бесплатный, "народный детский сад"был открыт в 1866 году при благотворительном "Обществе дешевых квартир" в г. Санкт-Петербурге.
В том же году А. С. Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции. К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей - сирот. Возникновение методики дошкольного воспитания связано с выходом первого методического журнала "Детский сад" под редакцией А.Симонович.
В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста.
Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию.
К 1914 году в стране действовало несколько десятков детских садов.
В 1913 - 1917 годах Вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С 1913 до 1928 года она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом.
"Декларация по дошкольному воспитанию" 20 ноября 1917 года.
Провозгласила принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.
В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением.
Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию состоялся в Москве в 1919 году.Виднейшие представители педагогической мысли России:
Юлия Ивановна (Андрусова) Фаусек (1863-1942г.г) Елизавета Ивановна Тихеева
(1867 — 1943г.г) Аделаида Семёновна Симонович 25.03(06.04.)1844 г. - 09.11.1933г.
Юлия Ивановна (Андрусова) Фаусек в мае 1918 года открыла в Петрограде первый детский сад, работавший по системе Монтессори. Его посещали 200 детей в возрасте от одного года до девяти лет.
Итоги исследований Тихеевой и её сотрудниц были обобщены ею в книге «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, (1928).
Е. И. Тихеева рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подготовки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, выработку у детей первоначальных трудовых и поведенческих навыков, формирования у них культуры языка.
Она также считала важным иметь такую программу, которая предусматривала бы возможность гибкого планирования работы педагога, учитывающей направленность и интересы детей
Большое значение Тихеева придавала воспитанию разумной дисциплины с помощью обязательного посильного труда детей, чёткого распорядка и режима трудового обучения детей.
Аделаида Семёновна Симонович
25.03(06.04.)1844 г. - 09.11.1933 г.
"Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей" (т. 1-2, СПБ, 1874 г., 1884 г., совместно с Симоновичем) было переиздано в 1907 г. под названием "Детский сад".
Педагогическая деятельность Симонович отражена в воспоминаниях о ее племяннике - художнике В. А. Серове (Симонович - Ефимова Н. Я., Воспоминания о В. А. Серове, Л., 1964, Серова В. С., Как рос мой сын, Л., 1968.)
В 1918 г. при Наркомпросе был организован специальный дошкольный отдел.
Открылись отделения в профессиональных педагогических училищах по подготовке педагогов детских садов.
Начал свою работу дошкольный институт (научно-исследовательский) под руководством Константина Ивановича Корнилова.
К.И. Корнилов (1879-1957г.г.)- сторонник общественного воспитания.
Его работы: "Общественное воспитание пролетарских детей", "Очерк психологии ребенка дошкольного возраста", "Методика исследования ребенка раннего возраста". Эти работы имели большое значение в разработке проблем дошкольной педагогики, они пользовались большой популярностью.
С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал "Дошкольное воспитание".Первая "Программа работы детского сада" вышла в 1934 г.В 1937г.была сделана попытка разработать проект программы дошкольных учреждений. В первой части определялись основные виды деятельности (общественно-политическое, трудовое и физическое воспитание, музыкальные и изобразительные занятия, математика, грамота). Во второй части давались рекомендации по основам планирования деятельности через "Организующие моменты».В 1938 г. были разработаны устав дошкольных учреждений и программно-методические указания под названием "Руководство для воспитателей детских садов". Оно включало 7 разделов:1. Физическое воспитание. 2. Игра. 3. Развитие речи. 4. Рисование. 5. Лепка и занятия с другими материалами. 6. Музыкальные занятия. 7. Знакомство с природой и развитие первоначальных математических знаний.
В 1938 г. были опубликованы "Устав детского сада", определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и "Руководство для воспитателей детского сада", содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.
В 1937г. году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 г. устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств. В 1921-1940 гг. наблюдается значительное увеличение числа дошкольных учреждений. Сады стали переходить на 11-12-часовой рабочий день.
При домоуправлениях организовывались детские комнаты, куда матери могли привести детей в вечернее время. В селах открывались летние детские площадки.
Значительное количество детских садов стали ведомственными. Они открывались на базе крупных предприятий и производств. Усилилась целенаправленная подготовка кадров.