Культура в годы застоя

Урок № 77 (СПП-15) История

Мая

ТЕМА: «Развитие советской культуры».

Развитие культуры 1945-1991 будто началось в нуля, потому что многое было разрушено и перестроено в военное время. Мы знаем, что война ударила по всем сферам жизни общества, по экономике страны. Во время войны культура была полностью идеологизирована, как и во весь период с 45 по 91 годы. Несмотря на то, что за это время были эпизоды разного правления – и репрессии, и «оттепель», но сама суть мало чем отличалась.

Первое послевоенное десятилетие вошло в историю нашей страны как апогей сталинизма. Важнейшей задачей, стоявшей перед государством, победившим в самой кровопролитной из всех воин в мировой истории, было восстановление народного хозяйства, всех его отраслей, включая науку и культуру, которые понесли в военные годы огромные потери.

В 1945-1955 гг. развитие отечественной науки было направлено на обеспечение лидерства СССР в оборонных отраслях, а культуры - на изоляцию от Запада. В народном образовании главной задачей стало введение обязательного семилетнего обучения, а для молодежи, не сумевшей получить образование в военную пору, - создание системы вечернего обучения. Эта цель была достигнута к 1950 г. Увеличилось количество высших учебных заведений, в вузах активно вводились вечерняя и заочная формы обучения. Была усилена административная система управления народным образованием.

В послевоенные годы советская кинематография была в значительной мере восстановлена, но производство художе­ственных фильмов сократилось. Однако именно в эти годы были сняты художественные ленты «Молодая гвардия», «Подвиг разведчика», «Кубанские казаки», «Весна», «Встре­ча на Эльбе», «Золушка», до сих пор пользующиеся большой популярностью.

В изобразительном искусстве появилось немало по­лотен на военную тематику: А. И. Лактионов «Письмо с фрон­та», В. Н. Костецкий «Возвращение» и др. Поощрялось соз­дание картин, изображающих «вождя народов» И. В. Сталина, строительство коммунизма. В портретной живописи наряду с образом героя-победителя появляется и образ мирного тру­женика.

Развитие культуры в период «оттепели».

Духовная атмо­сфера времен «оттепели» была относительно либеральной. Уменьшились цензурные ограничения, расширился круг за­трагиваемых тем, шла реабилитация писателей, ставших жертвами репрессий. Одновременно сохранялась установка следовать идеалам строителей коммунизма.

Видное место в литературном процессе занял журнал «Но­вый мир», главным редактором которого был А.Т. Твардов­ский. Здесь публиковались новаторские статьи В. В. Овечкина (еще в 1952 г.), произведения И. Г. Эренбурга, Ф. И. Панфёро­ва, В. Д. Дудинцева («Не хлебом единым») и др. Широко по­пулярными были произведения Ф. А. Абрамова («Братья и сестры»), М. А. Шолохова («Судьба человека»). В поэме-размышлении А. Т. Твардовского «За далью - даль» стави­лись острые вопросы осмысления недавнего прошлого. По­лучили большое распространение вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэтами - кумирами поко­ления. Крупным событием стала публикация в 1962 г. в «Но­вом мире» повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», осуществленная при поддержке властей.

Н.С. Хрущев стремился регулировать литературный про­цесс. Многие произведения той поры не могли быть опубли­кованы по цензурным соображениям. Так случилось с рома­ном Б.JI. Пастернака «Доктор Живаго». Отвергнутый в «Новом мире», он был опубликован в Италии, благодаря че­му получил всемирную известность и Нобелевскую премию по литературе. Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от премии, чтобы избежать вы­сылки из страны.

На новый уровень вышла литература, посвященная Вели­кой Отечественной войне. Появились произведения писате­лей, которые в годы войны были простыми солдатами и офи­церами, знали «окопную правду» («лейтенантская про­за»). Среди таких писателей наибольшую известность полу­чили Ю.В. Бондарев («Батальоны просят огня», «Тишина»), Г.Я. Бакланов («Навеки девятнадцатилетние») и др.

В годы «оттепели» началась творческая деятельность из­вестных советских композиторов Э. В. Денисова, А. П. Петро­ва, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрина, А. Я. Эшпая и др. Извест­ность получают произведения выдающегося композитора Г. В. Свиридова. А. И. Хачатурян создает впечатляющую му­зыку балета «Спартак». Популярными стали песни компози­тора А.Н. Пахмутовой на стихи Н. А. Добронравова («Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Девчата» и др.). В жи­вописи продолжали творить многие известные мастера, на­пример П. Д. Корин, А. А. Пластов и др. Появляются и новые направления, например, так называемый «суровый стиль» (В. Е. Попков, Н. И. Андронов, Таир Салахов, П. Ф. Никонов, В. И. Иванов и др.).

В области киноискусства тоже царила относительная сво­бода. Впервые советские фильмы получили Гран-при на кино­фестивалях в Канне («Летят журавли» М. К. Калатозова) и Ве­неции («Иваново детство» А. А. Тарковского). Свои первые фильмы снимают режиссеры, на долгие годы определившие развитие отечественного кино - С. Ф. Бондарчук, Л. И. Гайдай, Э. А. Рязанов, Г. Н. Чухрай, М. М. Хуциев, Г.Н. Данелия и др.

В период «оттепели» произошли сдвиги в сфере обществен­ного сознания. Всячески проводилась концепция «возврата к ленинизму», культивировалась революционная романтика. Эти черты были характерны для культурного феномена «ше­стидесятников».

Культура в годы застоя.

После отставки Н. С. Хрущева по­литика власти в сфере культуры была нацелена на преодоле­ние «крайностей». В 1970 г. из журнала «Новый мир» ушел А.Т. Твардовский. Одновременно «за национализм» был снят с поста главного редактора журнала «Молодая гвардия» В. Никонов. Журнал «Октябрь», вокруг которого группи­ровались сторонники «возврата к сталинизму», также под­вергся критике.

Несмотря на все ограничения, а возможно и благодаря им, культурная жизнь второй половины 60-х - первой полови­ны 80-х гг. в СССР стала чрезвычайно глубокой и разносторонней. Ежегодно издавалось 4,3 млн. экземпляров книг и брошюр.

Творческий расцвет переживали кинорежиссеры С. Ф. Бон­дарчук («Война и мир», «Они сражались за Родину»), Ю.Н. Озеров (киноэпопея «Освобождение», «Солдаты свободы»), С.И. Ростоцкий («Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие...», «Белый Бим Черное ухо»), А. А.Тарковский («Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер»), Э.А.Рязанов («Ирония судьбы», «Гараж», «Служебный роман»), Л.И.Гай­дай («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»). Особую любовь зрителей приобретают телесериалы «Семнадцать мгновений весны» (Т.М. Лиознова), «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» (В.И.Усков и В. А. Краснопольский), «Место встречи изме­нить нельзя» (С.С.Говорухин) и др.

Советское балетное искусство продолжало триумфальное шествие по миру (М. М. Плисецкая, Н. И. Бессмертнова, М.Э.Лиепа, В. В. Васильев, Е. С. Максимова, Н. В. Павлова.

Еще одним своеобразным явлением советской культуры стала авторская песня. Символом этого явления было творчество С. Высоцкого. Не менее известны песни Ю. И. Визбора, Ю. Ч. Кима, Б. Ш. Окуджавы и др.

Популярным среди молодежи было творчество музыкальных рок-групп, например «Машины времени», «Цветов». Самыми известными эстрадными певцами в те годы являлись М. М. Магомаев, И. Д. Кобзон, Э.С. Пьеха, Э. А. Хиль, А. Б. Пугачева, С.М.Ротару, Л.В.Лещенко, музыкальные ансамбли «Самоцветы», «Песняры», «Ореро» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: