Способность вещества, материала смеси и конструкций к самостоятельному горению называется горючестью.
Строительные материалы и конструкции по горючести подразделяются на три группы:
негорючие вещества — вещества или материалы, не способные к горению в атмосфере воздуха обычного состава (материалы минерального происхождения и изготовленные на их основе красный кирпич, силикатный кирпич, бетон, камень, асбест, минеральная вата, асбоцемент и другие материалы, а также большинство металлов);
трудногорючие — вещества и материалы, которые способны гореть при постоянном воздействии источника зажигания, но не способны к самостоятельному горению после его удаления (материалы, содержащие сгораемые и несгораемые компоненты, например древесина при глубокой пропитке антипиренами, фибролит и т. п.);
горючие вещества и материалы, которые способны самостоятельно гореть даже при удалении источника воспламенения (органические материалы). Элементы конструкций, зданий и сооружений при высоких температурах теряют прочность по истечении определенного времени и разрушаются.
Предел огнестойкости — время (в часах), по истечении которого конструкция или сооружение под воздействием высокой температуры теряет несущую способность, разрушается или в ней появляются разрывы, трещины или по истечении времени температура поверхности, противоположной от огня, достигает 413 К (140° С), что может привести к возгоранию прилежащих к поверхности горючих материалов.
Огнестойкость зданий и сооружений определяется пределом огнестойкости и группой возгораемости отдельных элементов.
Здания и сооружения подразделяются на пять степеней огнестойкости.
Степень огнестойкости здания или сооружения зависит от предела огнестойкости отдельных частей здания или сооружения и группы возгораемости материалов.
Степень огнестойкости всего здания значительно снижается, если предел огнестойкости одного из основных элементов здания невелик. Степень огнестойкости металлических опор можно увеличивать, защищая (облицовывая) -их негорючими материалами (кирпичом, бетоном, гипсовыми материалами, штукатуркой). Необходимая степень огнестойкости здания целиком или отдельных его частей, разделенных противопожарными стенами, устанавливается по наиболее пожароопасному объекту (помещению).
В соответствии с требованиями СНиП здания и сооружения, возводимые на территории складов нефти и нефтепродуктов, должны быть не ниже II степени огнестойкости.
Противопожарные преграды предусматриваются при проектировании и строительстве зданий и сооружений. Они препятствуют распространению огня, защищают смежные конструкции от действия тепловых лучей пламени и передачи тепла вследствие теплопроводности. К таким преградам относятся противопожарные стены и всевозможные негорючие стены и перекрытия, а также противопожарные двери, противопожарные разрывы между резервуарами и зданиями и т. п.
Рис. Противопожарная стена: Рис. Самозакрывающаяся дверь
1 — противопожарная стена; 2 — металлическая кровля; 3 — сгораемая стена
Лекция № 4
Противопожарные мероприятия на службах ГСМ авиапредприятий.
По границам резервуарного парка, а также между группами резервуаров и для подъезда к площадкам сливно-наливных устройств устанавливаются проезды шириной 3,5 м с покрытиями низшего типа, укрепленными местными материалами, такими, например, как гравий, шлак. Дороги и подъездные пути к объектам склада зимой очищаются от снега, а в ночное время освещаются.
При ремонтных работах на дорогах предусматриваются кратчайшие объездные пути.
Проезды, дороги и противопожарные разрывы между отдельными объектами складов ГСМ запрещается загромождать и устраивать на них склады стройматериалов, деталей и другого оборудования.
Материалы и оборудование допускается хранить только в штабелях на расстоянии от зданий и сооружений не менее чем на 10 м в зоне производственных зданий и сооружений по согласованию с пожарной охраной аэропорта.
На складах ГСМ запрещается проезд автотранспорта, не оборудованных искрогасящим глушителем.
В местах возможного образования взрывоопасной концентрации устанавливаются знаки, запрещающие въезд всем видам транспорта.
На территории склада запрещается пользоваться открытым огнем.
Огневые работы (сварка и резка автогенная или электрическая, варка битума) на территории склада ГСМ проводится только при получении письменного разрешения начальика службы ГСМ предприятия ГА, согласованного с пожарной охраной аэропорта предприятия ГА или с местными органами Государственного пожарного надзора.
Для курения на территории склада в обязательном порядке отводятся специальные места, оборудованные емкостью с водой для окурков.
Для обеспечения пожарной безопасности территория склада оборудуется пожарным водоснабжением, системой водоснабжения, гидрантами, водоемами.
Все резервуары должны иметь оборудование-, которое обеспечивает пожаро- и взрывобезопасность при приеме, хранении и отпуске авиатоплив.
Особую опасность взрыва представляют опорожненные резервуары, предназначенные для ремонта и недостаточно хорошо пропаренные и проветренные.
Открытое пламя может стать источником воспламенения при нарушении противопожарного режима на территории склада,, а также при выхлопах двигателей внутреннего сгорания с неисправным искрогасительным устройством. Открытое пламя» вызывает воспламенение горючих смесей вследствие того, что температура его выше 1000° С, что значительно превышает температуру самовоспламенения любой горючей смеси: 100—800° С.
Эффективность тушения пожара в начальной стадии его возникновения зависит от правильного выбора огнегасительных веществ и средств, от умения их применять, а также от оперативности средств связи, сигнализации и пуска стационарных огнегасительных установок и систем.
Горение прекращается при выполнении одного из следующих условий:
- ликвидация горючего вещества в зоне горения или снижение сто концентрации;
- снижение процентного содержания кислорода в зоне горения до пределов, при которых горение невозможно;
- понижение температуры горючей смеси до температуры ниже температуры самовоспламенения, когда горение прекращается.
Выполнение условий прекращения горения достигается различными способами и приемами тушения пожаров.
Лекция № 1
Основные понятия и определения. Формы психического состояния.
В основе аварийности и травматизма (до 60-90% случаев) часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины. В психической деятельности человека различают три основные группы компонентов.
Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).
Психические свойства (качества личности) — это свойства личности или её существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Эти свойства устойчивы и постоянны.
Психическое состояние человека -это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (как обладателя психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.
Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов.
Чрезмерные формы психического напряжения. Они вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной выраженности, что в первую очередь ведёт к снижению индивидуального, свойственного человеку уровня психической работоспособности.
Тормозной тип - характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, появляется рассеянность и другие отрицательные признаки, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.
Возбудимый тип - проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояния приборов, поправляют одежду, растирают руки. В общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.
Запредельные формы психического напряжения лежат нередко в основе ошибочных действий и неправильного поведения операторов в сложной обстановке. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.
Производственные психические состояния. Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим группам:
1) относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они определяют
отношение человека к данному конкретному производству и конкретному виду тру
да. Эти состояния (удовлетворённости или неудовлетворённости работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему и т.п.) отражают общий психологический
настрой коллектива;
2) временные, ситуативные, быстропроходящие состояния. Возникают под влиянием разного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях
работающих;
3) состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, врабатывание, повышенная работоспособность, утомление, конечный порыв состояния, вызванные содержанием и характером работы (операции): скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п.
Лекция № 2
Человеческий фактор в обеспечении производственной безопасности.
Главным виновником несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация труда, а сам работающий человек, который по тем или иным причинам не соблюдал правила техники безопасности, нарушал нормальное течение трудового процесса - не использовал предусмотренные средства защиты и т.п. Согласно статистике, более половины аварий в социотехнических системах (в авиации до 90% происшествий) связаны с человеческим фактором — из-за возрастания концентрации управляемой мощности в руках одного человека.
«Человеческие факторы» представляют собой науку о человеческих возможностях и ограничениях на рабочем месте. Исследователи человеческих факторов изучают систему проведения работ взаимосвязь работников по обслуживанию, оборудование, которое они используют, устные и письменные процедуры и правила, которым они следуют и окружающую обстановку любых систем. Цель человеческих факторов - оптимизация отношений между персоналом по обслуживанию и системами для улучшения безопасности производительности.
Этот фактор включает общечеловеческие свойства и характеристики работы людей в рамках авиационной системы. Человеческий фактор стремится оптимизировать человеческие качества путем систематического применения изучающих человека научных отраслей, часто объединяющихся в контексте системного конструирования. Его можно рассматривать в свете преследования двойной цели - безопасности и эффективности.
Человеческий фактор стал характерным для различных элементов авиационной системы.
Сюда входят: поведенческие характеристики и характеристики деятельности человека, принятие решений и другие познавательные процессы; проектирование средств управления и отображения; компоновка технических средств обслуживания воздушного судна, аспекты связи и математического обеспечения в электронно-вычислительных устройствах; модернизация технологических карт, схем и документации, а также усовершенствование процесса профессионального отбора и подготовки. Каждый из этих аспектов требует от человека профессионального мастерства и эффективности.
Учитывая возросшее в современных условиях внимание к общественным наукам в области человеческого фактора, следует помнить, что среди множества прочих источников познаний в области человеческого фактора присутствуют медицина и психология.
Так, например, антропометрия и биомеханика, включающие измерения и движения человеческого тела, уместны при проектировании рабочего места и размещаемого там оборудования; аналогичным образом биология и ее подраздел, хронобиология, необходимы для понимания ритмики тела, влияющей на характеристики работы, выполняемой человеком.
Таким образом человеческие факторы включают такие понятия как:
•человеческая психология;
•психология (включающая восприятие, рассудительность, память, социальное восприятие
ошибки и т.д.);
•дизайн рабочего места;
•условия окружающей среды
•взаимодействие человек-машина.
•антропология (наука о изучении размеров человеческого тела)
Чрезвычайно важно, чтобы все, кто причастен к эксплуатационной или административной деятельности в рамках авиационной системы, воспринимали человеческую ошибку как неизбежность. Ни один человек, не может постоянно безукоризненно выполнять свои функции. Кроме того, то, что могло считаться высококачественным исполнением при одном стечении обстоятельств, может оказаться совершенно неприемлемым при другом.
Закон Мерфи.
Среди человеческих существ имеется тенденция к благодушию. Вера в то, что инцидент или несчастный случай никогда не случится является основной проблемой при попытках убедить людей и организации в необходимости работать с человеческими факторами, опознавать риски, внедрять улучшения.