Призыв к покаянию и молитве

12 «Но и теперь еще не поздно, –

говорит Господь, –

всем сердцем ко Мне обратитесь

с постом и плачем, о содеянном скорбя.

13 И не одежды, а сердца свои разрывайте!»

Вернитесь к Господу, Богу вашему!

Ибо Он благ и полон милосердия,

любовью неизменной преисполненный,

не скор Он на гнев

и от наказания бедствием готов отказаться.

14 Кто знает, может быть,

Он еще вернется, и сжалится,

и оставит вам благословение –

хлебные приношения и возлияния

Господу, Богу вашему.

 

15 Трубите в рог на Сионе,

объявите пост, к воздержанию во всем призовите

на тот день, когда все вместе сойдетесь!

16 Соберите народ и его освятите.

Позаботьтесь о том, чтобы старцы пришли.

Всех детей с собой возьмите, даже грудных.

Пусть выйдет жених из своего чертога,

и невеста — из свадебных покоев своих.

 

17 Меж входом в Храм и жертвенником

пусть плачут священники, слуги Господни,

пусть просят они: «Пощади Свой народ, о Господи,

на поругание не отдай наследие Свое,

да не станет притчей оно во языцех,

чтобы не говорили в народах:

„Где же Бог их?»»

Плоды покаяния: Израиль прощен и восстановлен

18 Господь не остался к земле Своей равнодушным,

пожалел Свой народ.

19 Так ответил Он на просьбу их:

«Смотрите, посылаю Я вам и вино, и хлеб, и масло оливы —

будет всё это у вас в избытке;

и впредь не допущу, чтоб стали вы посмешищем для народов.

 

20 Северян изгоню,

отошлю их от вас в землю бесплодную, дикую,

сгинут первые их ряды в море Мертвом,

а последние — в Средиземном.

Смрад пойдет от них и зловоние тяжкое,

ибо много зла они сотворили».

 

21 Нивы земледельцев, более не страшитесь вредителей,

веселитесь и радуйтесь:

великое избавление совершил Господь!

22 Не бойтесь и вы, животные:

зазеленеют опять в степи пастбища,

опять будут плодоносить деревья;

вновь смоковница и виноград

принесут дары обильные.

 

23 И вы, о дети Сиона, ликуйте,

обретя свою радость в Господе, вашем Боге!

Для торжества праведности

Он пошлет вам дождь ранний,

ниспошлет на вас дожди,

осенние и весенние, — всё, как и прежде.

24 Снова переполнятся ваши гумна зерном,

изольются через край в давильнях ваших

сок лозы и масло оливы.

 

25 «Я верну вам всё, что за годы

сгубило великое войско Мое,

которое Я на вас посылал, –

саранча разновидностей всяких,

гусеницы и прочие насекомые.

 

26 Вы будете есть досыта

и прославлять имя Господа, Бога вашего,

который так дивно поступил с вами.

Никогда впредь народ Мой не будет унижен!

27 И вы будете знать, что всегда Я с Израилем,

что Я — Господь, ваш Бог, и другого нет у вас.

Никогда впредь народ Мой не будет унижен!


 


Излитие Духа Божьего и предвестия конца мира

28 А потом изолью Я Дух Мой на всех,

и станут пророчествовать ваши сыны и дочери,

вещие сны старцам будут дарованы,

и видения — юношам вашим.

29 И даже на рабов и рабынь

в те дни изолью Я Дух Мой.

 

30 Знамения явлю на небе и на земле: кровь, огонь и мрачные дыма клубы. 31 Солнце померкнет, и луна станет как кровь пред наступлением Дня Господня — страшного и великого». 32 Но всякий, кто призовет имя Господне, спасен будет, ибо на горе Сион и в Иерусалиме спасение явлено будет, как Сам Господь и говорил; и среди спасенных окажется каждый, кого Господь призовет.


 


Глава 3

Суд в долине Иосафата

«И в те дни, в то самое время, когда Я возвращу благоденствие Иудее и Иерусалиму, 2 соберу все народы прочие, в долину Иосафата приведу их и там к суду привлеку за то, что они сделали с народом Моим, наследием Моим — Израилем, рассеяв его по всему миру языческому. Поделили они между собой землю Мою 3 и о народе Моем жребий бросали; мальчиков в рабы отдавали, чтобы женщине продажной заплатить; продавали девочек за вино, чтобы тут же выпить.

4 Что вы замышляли против Меня, Тир и Сидон и все края филистимские? Вы отомстить Мне пытались за что-то? Если уж вы Мне мстите, то Я без всякого промедления против вас же обращу всё то, что вы совершили. 5 Золото и серебро Мое себе вы присвоили и сокровища драгоценные; унесли их в храмы свои; 6 детей Иудеи и детей Иерусалима, уводя подальше из мест родных, вы грекам в рабы продавали. 7 Знайте же, Я верну их оттуда, куда вы продали их; а все злодеяния ваши обращу против вас: 8 сыновей и дочерей ваших отдам Я в руки сынов Иудеи, а те продадут их далеко живущим от вас сабеянам», — так сказал Господь.

 

9 Провозгласите среди народов:

«Готовьтесь к битве по обряду, у вас заведенному!

Воинов дух поднимайте!

Строем ведите бойцов своих в поход!

10 На мечи перекуйте лемехи

и на копья — ножи садовые;

самый слабый из вас пусть говорит: „Я — герой!»

 

11 Спешите же, народы все,

в долину сходитесь отовсюду!»

Туда, Господи, да снизойдут Твои могучие воины!

12 Ведь так было сказано: «Пусть воспрянут народы!

Пусть сойдутся они в долине Иосафата!

Там Я стану судить их, живших повсюду.

 

13 Велико их нечестие,

а посему пустите в дело серпы — жатва созрела!

Ступайте, виноград топчите — давильни полны,

чаны все переполнились!»

 

14 Несметно скопление людей в Долине,

где решение об участи их исполнено будет.

Близок, близок уже День Господень,

в той Долине Решения они и встретят его!

15 Солнце и луна меркнут,

гаснет свет звезд.

 

16 В раскатах грома являет Себя Господь с Сиона,

доносится из Иерусалима глас Его,

небеса и земля содрогаются.

Но Господь — прибежище для народа Своего,

твердыня — для сынов Израилевых.


 


У народа Божьего есть будущее

17 «Вот когда вы окончательно убедитесь в том,

что Я — Господь, Бог ваш, на Сионе обитающий,

на святой горе Моей;

а Иерусалим святыней станет тогда,

и впредь никакие чужеземцы в град сей не вторгнутся.

 

18 Когда день тот придет,

вином молодым начнут горы сочиться,

с холмов потечет молоко;

в Иудее вновь водою наполнятся русла иссохшие,

а из Дома Господнего источник воды заструится

и напоит Долину Акаций.

 

19 Египет тогда превратится в пустыню,

голой степью станет Эдом –

за жестокие расправы над сынами Иудеи,

за невинную кровь, на земле их пролитую.

20–21 Я отомщу за их кровь,

за кровь, еще не отомщенную.

Иудея же будет всегда населенной,

и Иерусалим — из поколения в поколение;

а Господь на Сионе обитать будет!»


 


Книга Амоса

Введение

Пусть же справедливость потечет, как река в половодье, и праведность — как поток неиссякаемый! (5:24)

Только религия как узы любви и ответственности перед Богом, как глубочайший духовный и нравственный опыт открывает человеку возможность настоящего духовного раскрепощения и восхождения. Однако известно и то, что религия столь же успешно, притом издавна, использовалась в качестве мощного средства подчинения и унижения людей. Стоило кому-нибудь, какой-либо власти, политической или религиозной, прийти к убеждению, что они точно знают верные пути к счастливому будущему, как тут же все средства для них оказывались хороши. Многочисленные свидетельства всемирной истории о разжигавшейся на почве религии ненависти, о притеснениях и убийствах во имя тех или иных религиозных верований — ошеломляют. В числе первых, кто восставал против этого зла, были библейские пророки. Их голоса, призывавшие держаться религии, несущей в себе идеи справедливости, смирения, сострадательности и сегодня по силе убедительности не имеют себе равных.

Среди таких смелых людей был провидец Амос — сельский труженик и пастух. Он бросил вызов вождям и богачам сразу двух царств — Иудеи и Израиля, для которых стяжательство, жестокость, ложь и вопиющая безнравственность стали нормой жизни.

Начало служения Амоса следует отнести примерно к 755 / 754 гг. до Р. Х. В это время — впервые на протяжении жизни нескольких поколений — израильтянам никто не угрожал войной. Иудея на юге и Израиль на севере, расширив свои владения за счет соседних народов, контролируя главные торговые пути, стремительно обогащались. Всякого рода роскошь: новые дома каменной кладки, обложенная слоновой костью мебель, изысканная пища и лучшие вина, дорогие косметические средства — стала доступной, хотя и для немногих. Впервые в истории Израиля произошло очень сильное расслоение общества на богатых и бедных. На фоне этого внешнего благополучия обличительные речи пророка прозвучали как гром среди ясного неба. Более того, они воспринимались как оскорбления, едва ли не святотатство.

Иудеи и израильтяне, к которым обращался Амос, были «весьма религиозны» в том смысле, что они ежедневно посещали языческие капища для участия в совершавшихся там оргиях и при этом ожидали наступления «Дня Господнего», в который Бог исполнит все их чаяния о процветании страны. И именно в то время, когда всё израильское общество оказалось в глубоком кризисе, Амос принес им весть от Бога, которая никак не совпадала с тем, на что они рассчитывали: «Ненавижу, презираю празднества ваши» (5:21). Богу не угодны были ни жертвоприношения их, ни песнопения. Он ждал от правителей и священников Своего народа честности, справедливости и признания прав слабых, бедных и угнетенных.

Пророк перечислил все соседние с Израилем народы, объявив и им о возмездии Божьем за их преступления против человечности. Такого рода речь была по душе тем, кто любил хвалиться своим превосходством над языческими народами. Овладев таким образом вниманием израильтян, Амос теперь мог им сказать, что Бог будет судить и их. Все они, их прекрасные дома, их жертвенники — всё будет уничтожено.

Он предостерегал вождей Израиля того времени: если они останутся глухи к его призыву, то несправедливость власть имущих по отношению к бедным и слабым погубит народ. Господь не допустит продолжения их нечестивого, жестокого правления. Раскаяние или возмездие — такова единственная, по мысли пророка, альтернатива. Амос завершает свою книгу описанием неотвратимого и необратимого торжества праведности над беззаконием, такого торжества, при котором будет восстановлено долгожданное благоденствие народа, вверившего свою жизнь Богу.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: