Списывание с печатного текста

Г.

Практическая работа

Тема.   Методика проведения уроков письма в начальной школе в основной период. Структура уроков письма.

Литература:

1. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. - М., 1996.

2. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2000г.Учебники и методические указания к ним (буквари, азбуки, прописи разных авторов).

3. В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2008. – 464 с.

ЗАДАНИЕ

1. Записать в тетрадь и запомнить.

1) ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге.

В формировании навыка выделяются три основных этапа. I этап – аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснения содержания. II этап – условно назван синтетическим – соединением отдельных элементов в целостное действие. III этапе – автоматизация.

Следует отличать зрительный образ буквы от зрительно-двигательного. Зрительные элементы –рисунок, элементы, на которые она расчленяется в процессе ее зрительного восприятия: овал, полуовал, прямая линия, линия с закруглением, линия с петлей.

Зрительно-двигательный образ буквы – это представление о движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе знания последовательности начертания ее двигательных элементов.

     2) ЗАДАЧИ ОСНОВНОГО (БУКВАРНОГО) ЭТАПА.

Дети овладевают письмом параллельно с обучением чтению.

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и коротких предложений из подобных слов.

Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу).

Знакомство с правилами гигиены письма.

МЕСТО УРОКА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Урок письма следует ежедневно за каждым уроком обучения чтению. После урока изучения новых звуков на уроке чтения на письме пишут строчную изученную букву. На следующий день – заглавную.

2. Изучить структуру урока письма в основной период.

Тема. Письмо строчной буквы ш.

Цель: учить писать строчную букву ш отдельно и в соединении с другими буквами; развивать умение анализировать структуру письменной буквы ш, сравнивать печатную и письменную буквы; развивать у учащихся орфографическую зоркость; воспитывать аккуратность и наблюдательность.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: образцы написания букв «ш» (печатной и строчной), пропись.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

— Ребята, перед вами на столах лежат карточки с домиками. В них пять этажей. Это значит, что сегодня мы выполним пять очень важных заданий. Каждое выполненное задание вы самостоятельно будете оценивать по двум критериям: по правильности и красоте (аккуратности).

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу.

Я от вас, друзья, не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

III. Сообщение темы и цели урока

— Дети, а начнем с первого этажа. Какое задание мы должны выполнить?

(Письмо букв и слогов)

— Для шипенья хороша

В алфавите буква… (ша).

– Как вы думаете, какую букву мы будем учиться писать?

— Молодцы! Теперь сформулируем цели урока. (научиться писать строчную букву ш, слоги и слова с этой буквой).

IV. Изучение нового материала

Знакомство с написание строчной буквы ш.

—Что вы про нее узнали на уроке чтения? Какой звук обозначает эта буква?

— Найдите в буквенной таблице, сколько раз встречается эта буква.

— Посмотрите на прописную букву ш.

(Показать образец написания.)

— Сколько элементов? Какие? Знакомы нам эти элементы? Давайте вспомним буквы с такими элементами. (и, а, н, у, ы, л, м)

(Дети по одному выходят к доске и прописывают изученные буквы)

Объяснение учителя

— Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведем вверх, снова вниз чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и останавливаемся чуть ниже середины рабочей строки.

— Пропишем элементы буквы ш в воздухе.

— Пропишем эту букву под счет (раз-и-два-и-три-и).

Работа в Прописи

Письмо буквы ш, слогов.

—Напишите строчную букву ш и слоги с ней (1 и 2 строки)

—Подчеркните самую красивую букву красным карандашом.

Оцените свою работу в домике правильности и красоты.

(желтый – Я доволен своей работой, зелёный – Я старался, но не всё получилось, красный – Я недоволен своей работой)

Слого-звуковой анализ слов. Чтение и письмо предложений.

—Поднимаемся на второй этаж нашего домика. И здесь нас ждет работа со схемами слов.

(ДИСК)

— Давайте потренируемся в составлении схем.

(Составить схемы слов шишки, шапка)

Работа в Прописи

— Рассмотрите схемы слов и слова, записанные рядом.

— Выполните слого-звуковой анализ слова школа. (самостоятельно)

—Напишите это слово.

— Как называют ребенка, который ходит в школу? (школьник)

— Обведите слово школьник, закрасьте схему слова. (Самопроверка).

— В каком числе употреблено слово «школьник»?

— А во множественном числе это слово как будет звучать?

— Прочитайте предложение, вставив пропущенное слово, опираясь на схему слова.

— Запишите вместо точек слово «школьники».

Оцените свою работу в домике правильности и красоты.

Списывание с печатного текста.

—На уроке Окружающего мира мы узнали, что деревья бывают лиственные и хвойные. —А какие хвойные деревья вы знаете?

— Какие плоды бывают на хвойных деревьях?

— Какие шишки растут на сосне? На ели?

— Образуйте и запишите словосочетания.

(Шишки сосновые и еловые).

— Оцените свою работу в домике правильности и красоты.

V. Физкультминутка.

«Зайка»

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: