Задание по практическим занятиям на тему: «Социально-эмоциональное обучение (SEL)
Дедлайн: 13:00 30.04.2020, выслать старосте группы, файл назвать «ФИ, группа»
1. Познакомьтесь с примером занятия из образовательной программы для детей младшего школьного возраста, направленной на развитие умений управлять своим мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействовать с другими людьми, ставить и достигать цели и быть ответственным за свою жизнь (см. Приложение 2).
2. Выберите себе одну тему из тематического плана программы (см. Приложение 1, в скобках даны краткие пояснения о направленности занятия) для самостоятельной разработки занятия. Темы не должны повторяться (прошу договориться кто какую тему берет с учетом личных интересов ну или попросить старосту распределить темы директивным способом).
3. Составить методическую разработку занятия. Структура, логика изложения и оформление должны полностью соответствовать занятию в приложении 2. Не забудьте предложить задания для выполнения детьми в пособии (рабочей тетради).
|
|
Примечание: по желанию можно объединиться для выполнения задания в пары, но тогда и занятий должно быть разработано два
Критерии оценивания:
5 б. - продвинутый уровень (занятие отличается оригинальностью, продуманностью всех элементов, соответствует всем предъявленным требованиям)
4 б. – хороший, оптимальный уровень (занятие соответствует требованиям, возможна доработка выявленных в ходе его проведения недостатков)
3 б. – достаточный/допустимый уровень (занятие частично соответствует требованиям, нуждается в доработке)
2 б. – минимальный, критический уровень (занятие условно соответствует требованиям, нуждается в переработке)
1 б. – недостаточный/недопустимый уровень (занятие не соответствует требованиям, нуждается в полной переработке)
0 б. – задание не выполнено
Приложение 1
№ | Занятие |
1 | Портрет моего Я (индивидуальность и многообразие в группе) |
2 | Почему мы грустим и радуемся (радость и грусть. Признаки и причины) |
3 | Где живут страшные монстрики? (Страх. Признаки и причины. Вред и польза страха) |
4 | Что может сказать мое тело? (выражение и распознавание эмоций по невербальным признакам) |
5 | Как услышать чужие эмоции? (выражение эмоций голосом. Эмоции в речи) |
6 | Я слышу и чувствую музыку (эмоции и музыка) |
7 | Я могу рисовать свои эмоции (арт-терапия: эмоции через творчество) |
8 | Скучное я сделаю интересным (искусство – источник эмоций) |
9 | Как изменить свое настроение? (основы саморегуляции) |
10 | Искусство моего дыхания (приемы саморегуляции) |
11 | Вместе интереснее (регуляция эмоций и поведенческих проявлений при взаимодействии в группе) |
12 | Что хранится в моем сердце? (творческое выражение эмоций как способ саморегуляции) |
13 | Давай играть, вместе! (навыки коммуникации – установление отношений и сотрудничество) |
14 | Секреты понимания (эмпатия. Оказание эмоциональной поддержки. Взаимопомощь) |
15 | Как помочь другу? (эмпатия. Оказание эмоциональной поддержки. Взаимопомощь) |
16 | Надо постараться, чтобы ни с кем не драться (конфликты и разногласия. Эффективное поведение в ситуации конфликта) |
17 | Превращение моих эмоций (регуляция эмоциональных состояний при взаимодействии в группе) |
18 | Как стать хорошим другом? (установление и поддержание дружеских отношений) |
19 | Зачем быть вежливым? (этика поведения. Обращение за помощью – просьба и требование) |
20 | Учимся играя (социальные компетенции) |
Приложение 2
|
|
ЗАНЯТИЕ «ОТКЛИК ТЕЛА НА ЭМОЦИИ: ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ МИМИКОЙ, ПОЗОЙ, ДВИЖЕНИЕМ»
Цель занятия: Создать условия для актуализации знаний учащихся об эмоции «радость», понимания различных причин возникновения радости у себя и других людей.
Возраст: младший школьный возраст
Планируемые результаты: Ребёнок называет различные причины, вызывающие радость у него и других людей; определяет радость по пантомимическим признакам; может прогнозировать действия, которые порадуют окружающих.
Оборудование и материалы: бумаги формата А3 и наборы для рисования для каждой группы из 4 человек, небольшой мяч
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
№ | Продолжительность (мин) | Задание | Задачи |
1 | 2 | Моё настроение. Экспресс-самодиагностика | Способствовать развитию умения ребёнка анализировать своё эмоциональное состояние в настоящий момент и осознавать его |
2 | 2 | Лучшее задание. Работа в тетради | Актуализировать материал прошлого занятия. Способствовать осознанию детьми их собственных предпочтений |
3 | 3 | Однажды… Введение в тему занятия | Способствовать развитию представлений детей о причинах и ситуациях, вызывающих радость |
4 | 7 | Я радуюсь, когда… Работа в тетради (задание 1) | Обсудить с учащимися, какие ситуации вызывают радость у них самих и у других люде |
5 | 6 | Гимнастика радости. Динамичное упражнение | Изучить пантомимические признаки радости |
6 | 15 | Как порадовать других? Работа в группах | Расширять представления о причинах радости и ситуациях, вызывающих радость. Способствовать развитию умения поставить себя на место другого человека — децентрации |
7 | д/з | Что радует моих близких? Работа в тетради (задание 2) | Расширить представление об эмоциональном мире своих близких |
8 | д/з | Эмоция в Саду души. Работа в тетради (задание 3) | Способствовать развитию умения выражать эмоции через творчество. Обобщить изученный материал, связанный с эмоцией радости |
ХОД ЗАНЯТИЯ
3. «Однажды…»
Педагог читает детям историю про Варю и Петю и предлагает догадаться, на поляну какой эмоции из Сада души они отправятся сегодня.
История:
Bаря и Петя Морошкины — брат и сестра. Варя учится в третьем классе, Петя в этом году стал первоклассником. Сегодня утром Петя быстро проснулся, спать совсем не хотелось. С кухни доносился запах его любимых блинчиков. Весь день мальчик был очень бодрым, даже первым прибежал к финишу на уроке физкультуры. Варина подруга пригласила девочку на день рождения, а на уроке математики Варя быстро решила все примеры. Учительница Наталья Сергеевна улыбнулась, похвалила её и поставила пятёрку. Когда Варя рассказала об этом маме, она улыбнулась и сказала: «Отлично!» Папа сегодня пришёл с работы пораньше, и они всей семьёй перед ужином играли в слова. Варе и Пете так понравился этот день, что они решили вырастить его эмоцию в Саду души.
|
|
4. «Я радуюсь, когда…»
Педагог просит учащихся назвать несколько ситуаций, которые вызывают у них радость. Затем дети переходят к выполнению задания 1 в рабочей тетради (см. Приложение).
После выполнения задания педагог предлагает каждому ученику поделиться результатами своей работы с соседом по парте
Гимнастика радости»
Педагог и учащиеся обсуждают, как можно выразить радость с помощью позы, жестов, движений.
Педагог: Давайте попробуем сделать специальную гимнастику радости. Я предложу вам изобразить радость каким-либо способом, а вы постараетесь сделать это.
· Помашите радостно руками.
· Покажите такой жест, который означает для вас радость.
· Встаньте радостно с мест.
· Радостно сядьте на свои места.
· Радостно повернитесь к соседу по парте и радостно посмотрите друг на друга.
· Радостно вдохните и выдохните