Занятие 11. Предложение

Цель. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах; знакомить с предложением; учить выделять на слух предложения из высказывания; учить членить предложения на слова; упражнять детей в умении делить слова на слоги; развивать фонематическое восприятие (гласные звуки); закреплять соотношение звук — буква.

Оборудование. Панно букв, фишки (пуговицы), полоски бумаги, счетные палочки, набор картинок.

Ход занятия

1. 1. Педагог показывает буквы на панно, дети называют соответствующие звуки. Уточняют, что все названные звуки — гласные. Дети дают характеристику гласных звуков (при их произнесении воздушная струя не встречает преград).

2. Игра «Найди гласный звук» (работа парами).

Дети берут лежащие на столе картинки. На одной картинке изображены предметы, названия которых — односложные слова (с одним гласным звуком): дом, мак, лук, дым, кот, нос, рак, рысь и т. д. На другой картинке изображены предметы, названия которых — двусложные слова (с двумя гласными звуками): лужа, лапа, бусы, книга, часы, гуси и т. д.

Задания детям:

а) выбрать картинку с предметом, в названии которого слышится один гласный звук. Произнести слово, выделяя (протягивая) гласный звук, и назвать его. Например, в слове лу-у-у-к — гласный звук [у];

б) взять оставшиеся картинки, произнести названия изображенных предметов, найти гласные звуки и назвать их. Например, в слове лу-у-у-ужа-а-а-а два гласных звука — [у] и [а].

3. Игра «Измени слово».

Детям предлагается взять картинки с предметами, которые называются односложными словами и изменить их так, чтобы в слове слышались два гласных звука. Образец: дом — домик.

II. 1. Педагог обращает внимание детей на то, что они работали с отдельными словами.

— Слова (произносимые сами по себе) нам ни о чем не говорят, не рассказывают. Например: слово дом. Мы можем его произнести много раз, но никогда не узнаем, какой это дом (высокий или низкий, новый или старый); где он стоит (в городе или деревне, в лесу или на берегу реки); кто в нем живет и т. п.

Для того чтобы слова начали рассказывать, сообщать нам о чем-то, они должны подружиться друг с другом. Например: Рабочие построили новый дом. Из дружных слов получилось предложение. Только с помощью предложений мы можем сообщать другим людям различные сведения.

Скажите, что вы узнали о доме из этого предложения. (Кто построил дом, какой это дом?)

 

Предложения мы будем обозначать длинным прямоугольником (зарисовка на доске

 

или длинной полоской бумаги (показ бумажной полоски).

2. Упражнение * Составь предложение *. Воспитатель предлагает детям составить предложения, взяв за основу слова лужа, кот. Всем, кто составил предложения, педагог дает длинные полоски бумаги.

3. Упражнения на выделение предложений из высказываний на слух.

а) — Предложения тоже умеют дружить. Так получаются рассказы. В рассказах одно предложение от другого отделяется паузой (короткой остановкой). Послушайте коротенький рассказик из трех предложений.

Маша и Петя живут в большом городе. (Пауза.) Они ходят в детский сад. (Пауза.) В детском саду они играют, и занимаются.

— Повторите первое предложение. О чем оно вам рассказало?

Далее проводится аналогичная работа с другими предложениями.

б) — Послушайте другой рассказик; выложите столько полосок бумаги, сколько в нем предложений.

Петя пошел гулять. (Пауза.) Во дворе он нашел котенка. (Пауза.) Мальчик взял котенка домой.

— Повторите первое предложение (второе, третье).

4. Выделение слов из предложения.

Педагог произносит предложения. Дети определяют в них количество слов. Называют слова. Вводится условное обозначение слов в предложении (короткие линии на полосках бумаги

--------- ---------
------- -------- ----------

).  

 

— Каждая линия — это отдельное слово. Сколько слов в предложении, столько линий на полоске.

Из чего состоят слова? (Из звуков.) Линии-слова — это ниточки наших волшебных звуковых бус.

Примерный набор предложений для разбора: Девочка смеется. Мальчик надувает шарик. Дети рисуют. Собака громко лает.

III. Игровое упражнение «Веселая гимнастика» на закрепление пространственной ориентировки.

Педагог предлагает детям внимательно выслушать его указания (предложения) и точно выполнить их.

— Поднять руки вверх. Правую руку опустить вниз. Левую руку поставить на пояс. Руки опустить вниз. Повернуться направо. Посмотреть налево. И т. д.

Занятие 12. Звуки [м — м'] и буква Мм

Цель. Учить детей выделять первый согласный звук в слове; знакомить с буквой Мм; учить подбирать глаголы действия к предложенным существительным; ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зеленый цвет).

Оборудование. Картинки со звуками [м — м'], палочки, картинки с изображением цветов, фломастеры, звуковые бусы.

Ход зан ятия

I. Педагог предлагает детям познакомиться с одной очень интересной девочкой Машей и послушать историю.

1. — Жила-была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Маша проснулась и подумала: «Какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Маша подошла к окну и увидела корову и кошку. Они сидели напротив друг друга и разговаривали. Корова мычала: «Му-у-у!» А кошка отвечала: «Мяу!»

— Какой первый звук в песенке коровы? (Звук [м].) Какой первый звук в песенке кошки? (Звук [м'].)

Маша улыбнулась: «Значит, я сегодня играю и дружу со звуками [м — м']». Маша пошла на кухню, где мама готовила завтрак. Она сказала маме: «Ты в моей игре самая главная, потому что в твоем слове есть сразу два звука».

— Какие два звука имела в виду Маша? (Звук [м].) Где в слове мама слышен звук [м]? (В начале и середине слова.)

Маша вышла в сад. Она хотела нарвать букет цветов со звуками [м — м']. На клумбе росли цветы: ирисы, маки, пионы.

— Как вы думаете, какие цветы Маша сорвала? (Маки.) Почему?

Маша вернулась с букетом маков. Поставила их в вазу. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец! Ты помогаешь мне в моей игре».

Почему так сказала Маша? (В словах манная, молоко — первый звук [м].)

После завтрака Маша пошла в огород. Надо помочь маме приготовить обед. Маша сорвала морковь для супа, малину для компота.

— Какой первый звук в словах морковь и малина? (Звук [м].)

Придя с огорода, Маша увидела, что на столе лежали макароны и мясо. Догадливая девочка поняла, что мама будет готовить макароны по-флотски.

— Какие звуки слышны в начале слов макароны, мясо? (Звуки [м — м'].)

К обеду приехал папа. Увидев дочку, папа спросил: «В какую новую игру играешь, Машенька?»

«Я играю в слова со звуками [м — м']», — ответила Маша.

«Пока мама накрывает на стол, я с тобой поиграю, — сказал папа, посадил Машу себе на колени и стал загадывать ей загадки, — ехал я полем и увидел вот кого со звуком [м] в названии:

Маленькие зверьки, Серенькие шубки, Длинные хвосты, Черненькие глазки, Остренькие зубки. Кто это?»

(Мышки.)

— Маша подумала и отгадала. А вы отгадали, кого увидел Машин папа?

«Я привез тебе игрушку. Угадаешь — будет твоя:

Бьют его рукой и палкой — Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут».

(Мяч.)

— Эту загадку Маша отгадала сразу. А вы, дети?

2. Дети вместе с воспитателем сравнивают звуки [м — м'] в словах мышь и мяч. Определяют, что в первом слове звук произносится твердо, во втором слове — мягко.

Артикуляция звуков. При произнесении звуков [м — м'] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.

Воспитатель договаривается с детьми, что звуки, при произнесении которых встречаются преграды во рту, будут называться согласными. Как видно из примеров, согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

Характеристика звуков. Звуки [м — м'] — согласные, могут быть твердыми и мягкими.

П. 1. Звуковой анализ слов мышь и мяч (с закрашиванием фломастерами первых бусин в схемах (звуковых бусах) в синий цвет).

2. Игровая ситуация «Фокус*.

Воспитатель привлекает внимание детей к схемам слов, на которых согласные звуки [м — м*] закрашены синим фломастером.

— Мы с вами обнаружили, что согласные могут произноситься мягко и твердо. А на нашей схеме этого не видно. Как бы нам показать, что звук [м] в первом слове звучит твердо, а во втором — мягко, словно солнышко растопило всю его твердость?

Воспитатель берет желтый фломастер и закрашивает им синюю бусинку во втором слове (как будто на него упал лучик солнца). Синяя бусинка превращается на глазах детей в зеленую. После этого принимается решение обозначать мягкие согласные зеленым цветом, а твердые оставлять синими. Красным цветом, как раньше, обозначается гласный звук.

III. 1. Воспитатель предлагает из пар слов выбрать и назвать те слова, которые начинаются со звука [м'].

Примерные пары слов: масло — мясо, мак — мяч, море — мель, мышка — мишка, машина — метро и т. п.

2. Воспитатель показывает картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [м], дети подбирают к ним глаголы действия. Например: муха — летала, жужжала, надоедала.

Примерный набор слов: машина (ехала, остановилась, везла), морковь (росла, зеленела), макароны (лежали, варились, жарились), мышка (бежала, пищала), мальчик (прыгал, бегал, рисовал, спал, играл) и др.

IV. 1. Знакомство с буквой.

Педагог интересуется у детей:

— Как вы думаете, звук [м] имеет свой знак — букву? А звук [м'] имеет свою букву? Я вам раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой. Сейчас я вам покажу букву, которая обозначает звуки [м — м'].

Показ демонстрационной буквы и размещение ее на панно по адресу: четвертый этаж (четвертый ряд снизу), квартира № 2 (вторая клетка слева). Квартиры для букв, обозначающих согласные звуки, выделяются синим и зеленым цветом (рамка окошечка на панно делится пополам: одна половина закрашивается в синий цвет, другая — в зеленый).

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

V. Игровое упражнение «Из каких элементов состоит предмет». Цель. Упражнять детей в умении анализировать изображение и вычленять составляющие его элементы.

Педагог рисует на доске схематичные изображения различных предметов (стол, стул, снеговик и т. п.) и предлагает ответить на вопросы: из каких элементов состоит изображение каждого предмета? Сколько всего элементов?

Задание 13. Звуки [н — н'] и буква Нн

Цель. Уточнять артикуляцию звука [н]; развивать у детей фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками [н — н']; учить составлять предложения с предлогами на, над; знакомить с буквой Нн.

Оборудование. Набор картинок, наборное полотно, панно букв, схема для разбора артикуляции звука, доска, мел, конверт с загадкой.

Ход занятия

I. Воспитатель обращает внимание детей на конверт, прикрепленный к букве Мм на панно. Это сюрприз, который приготовила буква для детей. Педагог вскрывает конверт и читает просьбу буквы — вставить пропущенные слова в загадке и отгадать любимую сказку буквы М.

Маша в коробе сидит, Далеко она... (глядит).

Кто несет ее, ответь, Быстрыми шагами?

А несет ее... (медведь) Вместе с пирогами.

Путь не близкий,

Дальний путь.

Хочет Миша... (отдохнуть).

Только Маша не дает На пенек присесть И румяный пирожок По дороге... (съесть).

Провела его малышка, Будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка, Это — «----и------ -».

(В. Степанов.)

Педагог просит детей дать характеристику первым звукам в словах Маша и медведь.

— В каком слове звук произносится мягко, а в каком — твердо?

II. 1. — Сегодня мы идем в гости к новому звуку [н]. Но сначала отберем слова со звуком [н], которые будут являться пропуском на праздник. (Детям предлагаются картинки. Они отбирают изображения тех предметов, в названии которых есть звуки [н — н'].)

Примерный набор картинок: ножницы, чемодан, зонтик, посуда, ваза, диван, телефон, машина и т. д.

2. Артикуляция звуков.

— Звуки [н — н'] рады, что вы нашли все слова, в которых они живут. Они просят, чтобы вы рассказали, как правильно их произносить.

Дети смотрят друг на друга, произносят звуки [н — н']. Устанавливают, что губы разомкнуты, зубы на расстоянии 2—3 мм (или сближены), голосовые связки вибрируют, воздушная струя направлена на кончик языка; воздушная струя встречает во рту преграду.

Но при произнесении звука [н] язык находится за верхними зубами, а при произнесении звука [н'] язык находится за нижними зубами.

Характеристика звуков. Звуки [н — н'] — согласные, бывают твердыми и мягкими.

III. 1. — У звуков [н — н'] большой праздник — новоселье. Они построили дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Это животные, в названии которых есть звук [н]. Давайте, ребята, поможем новоселам вселиться в дом.

Педагог рисует на доске трехэтажный дом с двумя квартирами на каждом этаже. Детям предлагаются картинки: теленок — бельчонок, зайчонок — медвежонок, лисенок — вороненок.

Ребенок выбирает картинку и размещает ее в доме (магнит, пластилин), сопровождая свои действия словами: «Теленок будет жить на втором этаже в квартире слева».

— Давайте, ребята, выберем подарки для наших новоселов. Но раз мы в гостях у звуков [н — н'], то и подарки наши должны быть с этими звуками. Выбирайте, пожалуйста!

Педагог выставляет на наборном полотне картинки с изображением предметов со звуками [н — н'] и без них: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, нитки, лапша, зонт, замок.

Дети выбирают предмет со звуками [н — н'] и дарят его одному из новоселов. Например: «Я подарю диван бельчонку, который живет на втором этаже справа» (картинка с изображением подарка размещается так, чтобы не был виден предмет — прикрепляется обратной стороной).

После того как все подарки подарены, воспитатель просит детей вспомнить, на каком этаже поселился вороненок и что ему подарили. (Предполагаемый ответ: «На третьем этаже слева поселился вороненок. Мы подарили ему зонт».)

2. Работа по составлению предложений с предлогами на, над (само понятие «предлог» не дается).

Картинки, закрывающие новоселов, убираются. Дети должны видеть всех жильцов дома. (Если воспитатель ставит задачу развития зрительной памяти, то картинки остаются закрытыми.)

Педагог задает детям вопросы:

а) Кто живет в нашем доме на первом этаже (на втором этаже, на третьем этаже)? Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог на: «На первом этаже живут медвежонок и зайчонок»,

б) Кто живет над зайчонком (над медвежонком, над теленком, над бельчонком)? Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог над: «Над зайчонком живет бельчонок».

IV. 1. Знакомство с буквой.

— У звуков [н — н'] есть буква Нн. Познакомьтесь! Она живет в доме на четвертом этаже в квартире № 1. 2. Аналитико-синтетическая деятельность.

V. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги и упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки при работе с карандашом. Дети проводят отрывистые линии (штрихи) в направлении сверху вниз.

Задания детям;

а) Нарисуйте в правом верхнем углу синий овал, в верхнем левом углу желтый круг.

б) Представим, что синий овал — туча, а желтый круг — солнце. Чего им не хватает? (Дождинок и лучиков.)

Дети дорисовывают дождь и лучи в виде штрихов. Воспитатель обращает внимание детей на то, что штрихи необходимо проводить только сверху вниз.

Педагог следит (и при необходимости поправляет детей), чтобы при выполнении задания дети правильно чередовали напряжение и расслабление в мышцах руки и пальцах. Когда рисуешь штрихи — мышцы в напряжении, в промежутке между штрихами рука должна отдыхать, идет расслабление мышц.

Занятие 14. Звуки [б — б'] и буква Бб

Цель. Уточнять артикуляцию звуков [б — б']; учить детей находить в окружающей обстановке слова со звуками [б — б']; учить правильно согласовывать существительные с прилагательными; упражнять в изменении глагола хочу по числам, родам, временам; знакомить с буквой Бб.

Оборудование. Схема анализа артикуляции, набор картинок, доска, мел, панно букв, камень (любой твердый предмет), подушечка; картинка, нарисованная белой гуашью на черном фоне; цветные карандаши.

Ход занятия

I. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: Чем режут бумагу? (Ножницами.) Какой звук слышен

в начале слова? (Звук [н].)

Как называется часть суток, которая наступает после

утра? (День.) Какой звук вы слышите в конце слова?

(Звук [н'].)

— Найдите на панно букву, соответствующую этим звукам.

Деление на слоги слова ножницы.

Звуковой анализ слова день (с использованием звуковых бус).

II. 1. — А теперь задание для внимательных. Послушайте и определите, какой звук часто встречается в этом стихотворении:

Барабан боднул баран. Бух! — и лопнул барабан. (Звук [б].)

(Г. Виеру.)

— С этим звуком мы сегодня будем знакомиться.

2. У звука [б] есть брат — мягкий звук [б']. Он живет, например, в таких словах: бинокль, бисер, бизон. (Дети в изолированном виде произносят звуки [б — б'].)

Артикуляция звуков [б — б'] по схеме.

При произнесении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожат.

Характеристика звуков. Звуки [б — б'] — согласные, бывают мягкими и твердыми.

3. — В нашей группе появились новые картинки с изображением предметов со звуками [б — б']. Найди картинку, назови предмет, определи, какой в слове звук — мягкий [б'] или твердый [б], принеси картинку к столу и положи ее на твердый камень, если звук [б] звучит твердо; на мягкую подушку, если он звучит мягко.

III. 1. Игра «Магазин» (работа парами). В магазине два отдела: в одном продают предметы со звуком [б], в другом — со звуком [б']. Воспитатель раздает детям по две картинки с этими звуками. Назначает заведующих отделами, которые будут контролировать поступление товара.

Примерный набор картинок:

на звук [б]: бант, байка, барабан, баранки, бабочка, банан, батон, бусы, шуба, рыба, альбом;

на звук [б']: белка, белье, бидон, билет, бинокль, бинт, бегемот, бисер, бисквит, воробей, рябина.

2. Воспитатель предлагает детям побыть в роли покупателей и ответить на вопросы: что вы хотели бы купить? Что вы хотите купить?

Дети отвечают индивидуально и парами. Примерные ответы:

— Я хотел бы купить.... Я хотела бы купить.... Мы хотели бы купить....

— Я хочу купить.... Мы хотим купить....

3. — Пока мы с вами были в магазине, на улице стемнело. Художник изобразил ночь вот так (показ картинки). Он все изобразил белым цветом. Назовите предметы, к которым подходит слово белый. (Дети перечисляют предметы с картинки. Затем подбирают свои слова, в которых есть звуки [б — б']: билет, бант, автобус, бинокль, балкон, лебедь, букет.)

Аналогичная работа со словами белая, белое, белые.

IV. 1. Знакомство с буквой.

Два звука [б — б'] обозначаются одной буквой Бб. Она живет на третьем этаже (третий ряд снизу), в квартире № 1 (первая клетка слева).

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

V. — Художник рисовал ночь и пользовался черной и белой красками. Но я знаю, что вы любите рисовать цветными карандашами. А раз сегодня мы знакомились со звуками [б — б'], то давайте нарисуем красивые бордюры из вертикальных и горизонтальных линий. (Это слово начинается на звук [б].)

Педагог напоминает, что все вертикальные линии надо проводить сверху вниз, а горизонтальные — слева направо.

Занятие 15. Звуки [п — п'] и буква Пп

Цель. Уточнять артикуляцию звуков [п — п']; закреплять умения детей определять место звука в слове; составлять предложения с предлогами по, под, перед; знакомить с буквой Пп.

Оборудование. Схема для разбора артикуляции звуков, панно букв, набор предметов и картинок, игрушка попугай с длинным пояском, наборное полотно.

Ход занятия

I. Мягкий и твердый звуки.

— К нам в гости прилетел гость из дальних жарких стран — попугай Попугап. Он узнал, что дети научились различать мягкие и твердые звуки. Попугап собрал картинки (в названиях которых встречаются звуки [б — б'], [м — м'], [н — н']) и принес вам. Проверьте, какие слова начинаются на мягкие согласные, а какие — на твердые.

Воспитатель показывает картинки, дети называют первый звук в слове и определяют, мягкий он или твердый.

Предполагаемый набор картинок: бусы, бык, бинокль, билет; ножницы, нож, нитки, небо; метель, море, малина, мясорубка.

Работа со схемами — волшебными звуковыми бусами (звуковой анализ слова бык).

II. 1. — Попугай Попуган лросит вас выделить первый звук в следующих словах:

а) парк, паук, пуговица (дети выделяют звук [п]);

б) пень, петух, пила (дети выделяют звук [п']).

Педагог обращает внимание детей, что в первых трех словах звучал твердый звук [п], а в последних трех звук был мягким — [п'].

Артикуляция звуков по схеме перед зеркалом или глядя друг на друга.

При произнесении звуков губы сомкнуты, воздушная струя разрывает сомкнутые губы.

Характеристика звуков. Звуки [п — п'] — согласные, бывают мягкими и твердыми.

2. — Попугай, изучая русский язык, сделал интересные наблюдения: один и тот же звук в словах может находиться в начале, середине и конце слова.

Попугап умеет определять место звука в слове. В этом ему помогает обыкновенный поясок. Вот он! (Педагог снимает с попугая поясок, раскладывает его на столе.)

Попугай каждое слово представляет себе в виде этого пояска. Начало слова — это петелька на пояске, конец слова — это пуговка. А все, что между началом и концом, — середина.

Давайте и мы, ребята, попробуем определить с помощью пояска, где находятся звуки [п — п'] в словах.

Воспитатель предлагает детям выбрать понравившиеся игрушки, предметы и (или) картинки, выставленные на отдельном столике. (Примерный набор материала: поезд, перчатки, палка, пароход, репа, капля, цыплята, суп, сноп, гриб[п].)

Дети называют выбранный предмет, ставят на поясок: если звук стоит в начале слова, предмет ставится на начало пояска, если в середине — на середину, если в конце — на конец пояска.

Попугай просит определить местоположение звука [п] в своем имени Попугап. (Дети находят звук во всех трех позициях.)

III. 1. — Попугай — очень подвижная птица. Он любит походить, полетать, попрыгать. Расскажите, что делает попугай.

Воспитатель действует с птицей и задает вопросы детям:

Где ходит попугай? (Попугай ходит по столу.)

Где летает попугай? (Попугай летает под столом.)

Где прыгает попугай? (Попугай прыгает перед столом.)

Затем воспитатель использует другие предметы (стул, шкаф, полка, цветок).

2. — У Попугана есть птенчики. Когда в гнезде из яичек вылупились шесть попугайчиков, Попугап дал им имена. Первого зовут Па, второго — Пу, третьего — Пи, четвертого — Пэ, пятого — По, шестого — Пы.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что во всех именах встречается одна и та же буква. Просит определить, как будет звучать звук [п] в именах маленьких попугайчиков. Обращает внимание детей на то, что во всех случаях звук [п] звучит твердо. И только когда после него слышен звук [и], согласный звук произносится мягко.

IV. Знакомство с буквой.

1. Звуки [п — п'] обозначаются одной буквой, которая живет по адресу: второй этаж (второй ряд снизу), квартира № 1 (первая клетка слева). Дети рассматривают букву и помещают ее на панно.

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

V. Педагог от имени попугая предлагает детям поиграть в игру, название которой тоже начинается со звука [п], «Прятки».

— В эту игру любят играть его попугайчики.

Воспитатель заранее прячет попугаев в разных местах группы. Дети находят их. Педагог дает указания, помогающие сориентироваться в помещении (например, один попугай спрятался между шкафом и окном и т. д.).

Занятие 16. Звук П] и буква Йй

Цель. Уточнять артикуляцию звука [)]; упражнять детей в подборе притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои; закреплять умение определять место и последовательность звуков в слове; знакомить с буквой Йй; закреплять образ буквы.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, кружки, мел, набор картинок, листы бумаги по количеству детей, карандаши; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход з анятия

I. Определение места звука в слове.

— Сегодня мы побываем на уроке в лесной школе. В ней учатся Зайка и Белый Котенок. Им дали задание. Нужно найти в своем окружении предметы со звуками [п — п'] и определить, где в слове стоит звук (в начале, середине, конце). Друзья нашли много слов. Вот они: липа, пень, полка, репей, птица, песок, гриб (на конце [п]), поляпа, лапка, поле, пруд. Зайка и Котенок стали рисовать палочкой на песке линию, обозначающую слово, а кружочком место звука в слове. Вот так:

липа — ——————О — пень — О ———————— гриб — ————————О и т- Д-

Показ воспитателем на доске (1—3 образца по необходимости).

— Давайте, ребята, и мы попробуем, как Зайка и Котенок, определить в их словах место звуков [п — п'].

Дети выполняют задания на листах бумаги: сначала чертится прямая линия (слово), затем ребенок ставит кружок в начале (середине, конце) линии в зависимости от того, где слышатся звуки [п — п']. Каждое слово разбирается педагогом на доске после выполнения задания детьми. Педагог предлагает детям проверить правильность выполнения задания и исправить ошибки (если они есть).

II. 1. — Сегодня Белый Котенок — дежурный по классу. Он должен подобрать и выставить на доску картинки со звуком [^], потому что именно этот звук сегодня будут изучать ученики лесной школы.

Пока Белый Котенок ищет картинки со звуком []], нам нужно об этом звуке узнать как можно больше.

Артикуляция звука. Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка поднимается вверх, голосовые связки вибрируют, воздушная струя выходит толчкообразно.

Характеристика звука. Звук [;)] — согласный, всегда мягкий.

2. — Белый Котенок выставил на доску картинки. Тут пришел его друг Зайка. Посмотрел и говорит: «Ты ошибся. В двух картинках этого звука нет».

— Как вы думаете, ребята, в названии каких картинок нет звука [.)]?

Педагог вместе с детьми произносит и разбирает каждое слово: чайник, воробьи, трамвай, лейка, яйцо, кофейник, скамейка, чайки, караваи, соловей, майки, клей, сарай.

— Как изменить слова воробьи, караваи, чтобы в них слышался звук [Л? (Поставить в единственное число: воробей, каравай.)

III. — Ученый Соловей дал ученикам лесной школы трудное задание: подобрать к предметам, изображенным на картинках, слова мой, моя, мое, мои. И многие ученики задумались. А мы, ребята, сможем выполнить это задание? (Дети подбирают местоимения. Например: мой чайник, моя лейка, мои майки и т. п.)

IV. 1. Знакомство с буквой.

— В лесной школе все ученики хорошо знают, что каждому звуку соответствует буква. И все с нетерпением ждут, когда же ученый Соловей познакомит их с новой буквой. Вот настало время, и учитель достал букву Йй. Вот она какая! Соловей рассказал ученикам о букве И:

Букву «И» зовут «И кратким». «И» — почти как «И» в тетрадке. Чтобы «И» не спутать с *И» — Сверху галочку впиши.

(В, Степанов.)

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

3. Дифференциация образов букв И и И.

Воспитатель раздает детям полоски бумаги с напечатанными буквами (большими и маленькими, разного цвета). Просит красным карандашом обвести все буквы И, зеленым — буквы И.

V. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Посолим суп» на развитие щепоти (большого, указательного и среднего пальцев). Упражнение сопровождается стихотворением «Мы варили суп, суп...».

Занятие 17. Сочетание звуков []а] и буква Яя

К сведению педагогов. Изучение гласных букв Е, Ё, Я, Ю представляет для детей определенную трудность. Во-первых, они могут обозначать два звука (сочетание звуков): Е — Пэ], Ё — [}о], Я — Па], Ю — Ц у]. Это бывает в тех случаях, когда:

гласные стоят в начале слова (Юра, ель, яма, ёлка)',

гласные стоят после гласных звуков (маяк, даёт, поют);

гласные стоят после букв ъ и ь знаков (семья, съел).

Во-вторых, буквы Е, Ё, Я, Ю указывают, что предшествующий согласный должен произноситься мягко (небо, нёс, няня. Люба).

Поэтому воспитатель может изучать с детьми эти гласные значительно позже или вообще оставить эту сложную работу до школы.

Однако мы предоставляем воспитателю возможность познакомить детей старшего дошкольного возраста с этими звуками, так как умение обозначать мягкость согласных с помощью букв Е, Ё, Я, Ю, основанное на противопоставлении твердых и мягких фонем, является одним из важнейших умений в усвоении письменной речи.

Цель. Учить детей слышать при произнесении сочетание звуков [^а]; упражнять в образовании глаголов 1-го лица единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени; знакомить с буквой Яя; закреплять образы букв.

Оборудование, Панно букв, набор картинок, флане-леграфы демонстрационные и индивидуальные.

Ход занятия

1. — На прошлом занятии в лесной школе ученики изучали звук []]. Они могут изменить слово так, чтобы хорошо был слышен этот звук. А вы?

Пример воспитателя: попугаи — попугай (первое слово произносит педагог, дети изменяют его).

трамваи — трамвай караваи — каравай урожаи — урожай лентяи — лентяй сараи — сарай змеи — змей лицеи — лицей музеи — музей воробьи — воробей соловьи — соловей муравьи — муравей ручьи — ручей

П. 1. — Звук [Л сегодня закрыл свое окошко и пошел к своему соседу, звуку [а], который живет на четвертом этаже. У звука [а] играла веселая музыка, и он пел замечательную песню: «А-а-а». Звуку Ц] тоже захотелось спеть. Но он умел петь только хором. Звук []] начинал, а звук [а] продолжал. И так у них дружно получалось! Слышат друзья, что стала появляться новая песенка:

и -* а П - а] Па]

Я (длительное плавное произношение) Ребята, когда вы услышите такую песенку, то знайте: ее поют два звука, Ц] и [а].

2. — Потом звуки взяли раскраски и стали раскрашивать картинки со звуковым сочетанием Па]. Как вы думаете, ребята, какие картинки раскрасили эти звуки? (Воспитатель выставляет на наборное полотно следующие картинки: якорь, море, маяк, берег, ястреб, одеяло, свинья, курочка, листья, змея, ягненок и др.)

III. 1. Образование глаголов 1-го лица единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.

— В лесной школе на перемене Заяц-хвастун хвастал: «Я рисую».

А звери и птицы ему отвечали: «Мы рисуем».

Далее педагог дает опорные слова либо предлагает детям подумать и сказать, чем еще мог хвастаться зайка, и что ему отвечали другие звери.

Я пою. — Мы поем. Я читаю. — Мы читаем. Я считаю. — Мы считаем. Я знаю. — Мы знаем. Я пишу. — Мы пишем. И т. д.

— Надоело зверям и птицам слушать хвастуна и говорят они ему: «Мы пели».

А зайка поникшим голосом: «И я пел». Мы читали. — И я читал. Мы считали. — И я считал. Мы знали. — И я знал. И т. д.

Звери сказали зайке: «Мы терпели такого хвастуна, но больше не будем».

Тогда зайка сказал: «Я не знал, что это плохо. Больше я не буду хвастать».

2. — Что говорил зайка о себе, хвастаясь? (Я-я-я.) Из каких звуков состоит слово я? (Из сочетания звуков Па].)

3. Артикуляция звукового сочетания.

Педагог предлагает детям произнести сочетание звуков Па] и обращает внимание на следующее: при произнесении данного сочетания звуков воздух свободно выходит изо рта, несмотря на то, что в начале и образуется небольшое препятствие (при произнесении звука П]). Самое главное, что буква Я может образовать слог (я-ма, семь-я). Поэтому двойной звук Па] — гласный.

4. Знакомство с буквой.

— Двойной звук Па] обозначают одной буквой Я. Посмотрите на эту букву. Она проживает по адресу: пятый этаж (пятый ряд снизу), квартира № 1 (первая клетка слева).

Дети рассматривают букву и размещают ее на панно.

5. Закрепление образа буквы.

а) Найди букву Я среди других букв: А, М, Я, Н, О, Э, Я, Б, Я.

б) Назови звуки, которые обозначают эти буквы. (Педагог показывает вразбивку разные буквы, а дети называют звуки. Можно использовать буквы из предыдущего задания.)

Внимание! К буквам М, Н, Б дети должны назвать два звука — мягкий и твердый. Здесь возможна помощь педа­гога и (или) наводящие вопросы.

в) Определи звуки в слогах.

-ам-, -ям-   -ма-, -мя-   -бя-, -ба-

-ан-, -ян-    -на-, -ня-    -ня-, -на-

г) Прочитай слоги.

д) Выбери слог и придумай к нему слово (слова).

— Это слоги. Слоги — только часть слова. Прибавь к этим частям другие слоги-части так, чтобы получилось слово. Например, ба-: баня, барабан, баранка, собака и т. д.

IV. Аналитико-синтетическая деятельность (подготов­ка к письму).

V. Развитие мелкой моторики.

Воспитатель показывает картинку корабля с якорем на борту и загадывает загадку: на корабле есть предмет, кото­рый бросают, когда корабль нужно остановить, и поднима­ют, когда корабль отправляется в плавание. Просит ска­зать, что это такое. Дети отвечают: «Якорь».

Далее педагог предлагает детям раскрасить один якорь штриховкой сверху вниз (якорь опускают), дру­гой — штриховкой снизу вверх (якорь поднимают).

Внимание! Если дети не укладываются в отведенное время, то раскрашивание якорей можно перенести в сво­бодную самостоятельную деятельность.

Занятие 18. Сочетание звуков Цу] и буква Юю

Цель. Учить детей слышать при произнесении сочета­ние звуков [зу]; упражнять в образовании глаголов 1-го лица настоящего времени с приставками; знакомить с бук­вой Юю; закреплять образы букв.

Оборудование. Панно букв; волчки.

Предварительная работа. Изготовление детьми волчков из картона и кусочка заточенного карандаша.

Ход занятия

I. 1. — На прошлом занятии мы вместе с учениками лесной школы познакомились с двойным звуком []а] и буквой Я, которая обозначает это сочетание звуков. Мне хочется поиграть с вами в игру «Договори слово».

Я начну, а вы кончайте, Дружно хором отвечайте.

2. — Вспомните, ребята, какие звуки образуют букву Я. (Показ буквы.) (ра].)

Я хочу обратить ваше внимание на то, что Я составляет отдельный слог в словах, которые мы с вами только что договаривали. Давайте эти слова разделим на слоги.

Образец деления показывает воспитатель. Затем дети опре­деляют количество слогов (коллективно и индивидуально).

II. 1. — Сегодня звук []] закрыл плотно свое окошечко и пошел знакомиться с соседом, который живет на тре­тьем этаже. Он вежливо постучал в дверь и представился, что он звук []']. Хозяин квартиры тоже назвал свое имя: звук [у]. Каждый еще раз повторил свое имя: [)'], [у]. Оба звука улыбнулись. Они сразу понравились друг другу, ведь вместе они получили двойной звук: [}у]. Их дружба началась с первых минут знакомства.

2. Артикуляция звукового сочетания. Проводится по аналогии с артикуляцией звукового сочетания Па].

III. 1. — Гостеприимный звук [у] пригласил звук []] поиграть. Сначала они построили каюту, в которой жили юнги. Потом из каюты сделали юрту. В конце игры они собрались в путешествие на юг. Но было уже поздно. Пора звукам ложиться спать.

Ребята, в какие игры играли друзья?

Какие слова с сочетанием звуков Ц у] вы услышали?

Из каких звуков состоит буква Ю?

Что означают эти слова? (Каюта — спальная комната на корабле. Юнга — молодой матрос. Юрта — легкий пе­реносной дом у народов Севера, сделанный из прутьев, на­крытых шкурами. Юг — теплый край.)

2. — Ребята, а сможете ли вы найти одно слово с соче­танием звуков Ц у] из двух предложенных слов? Уля — Юля ура — Юра юбка — губка юрта — унты душный — южный пума — юмор

3. — У меня есть знакомая девочка. Имя ее начинается

с буквы Ю. Юля — хорошая портниха. Она очень любит

шить и рассказывать, что она делает для своих кукол. Она говорит:

Я пуговицы к платью... (дети добавляют: пришиваю).

Я вышивку на платье... (вышиваю).

Я подол у платья... (подшиваю).

Платье кукле широко, я его... (ушиваю).

Рукав в платье... (вшиваю).

Детали платья я... (сшиваю).

Из платья кофту я... (перешиваю).

Дырку на брюках я... (зашиваю).

Чем заканчиваются все добавленные вами слова? (Соче­танием звуков [}у].)

4. Знакомство с буквой.

— Двойной звук [}у] обозначается одной буквой Ю. Посмотрите на эту букву,

Демонстрация буквы Юю и размещение ее на панно букв по адресу: пятый этаж (пятый ряд снизу), квартира № 3 (третья клетка слева).

5. Закрепление образа буквы.

Нахождение буквы Ю и последующее прочтение бук­венных сочетаний.

Есть игра «Чепуха».

Все смеются: «Ха-ха-ха».

Хоть всю землю обойдешь,

Слов таких ты не найдешь.

6. Чтение слогов с последующим подбором слов.

му мю

бу бю

пу пю

ну ню

7. Чтение слов (до слогам).

я-ма

ма-ма

IV. Аяалитико-синтетическая деятельность (подготов­ка к письму).

V. Подготовка руки к письму.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Запу­сти юлу» (юлу можно сделать из картона и кусочка отто­ченного карандаша). Необходимо следить, чтобы дети за­пускали юлу тремя пальцами щепоти.

Занятие 19. Сочетание звуков []о] и буква Её

Цель. Учить детей слышать при произнесении сочета­ние звуков [,)о]; упражнять в определении количества сло­гов в словах; развивать интонационную сторону речи; зна­комить с буквой Её; закреплять образы букв.

Оборудование. Панно букв, счетные палочки, ка­рандаши-штампы, детские вещи, мел, игрушки (картин­ки) Еж и Баба-Ежка.

Предварительная работа. Изображение ежа (контур), сделанное по трафарету, на каждого ребенка. (К изготовлению изображений можно привлечь детей.)

Ход занятия

I. — На прошлых занятиях мы знакомились с буквами Я и Ю. Какие звуки их образуют? (Я = [^] + [а];

II- — Сегодня звук [.)] закрыл свое окошечко и пошел в гости к соседу, который живет на втором этаже. В этой квартире живет знаменитый музыкант — звук [о]. Он предложил звуку [;] поиграть в оркестр. Звук Ц] взял сви­сток, а звук [о] — свою любимую дудочку. И у них полу­чилась очень красивая музыка:

III. 1. — В лесной школе ученики тоже проходили двойной звук []о]. Занятия в школе уже закончились и ма­ленький Ежик в хорошем настроении возвращался домой. Он думал, как расскажет маме, что сегодня ученики зна­комились с сочетанием звуков [^о], а ведь с этого сочета­ния звуков начинается его имя — Ежик. Он расскажет, что диктант он написал на пятерку и не сделал ни одной ошибки. В этом диктанте было четыре слова с []о]. Сможет ли мама найти эти слова?! Он и текст диктанта для этого запомнил. Вот он:

Ёлка с ёжиком похожа:

ёж в иголках, елка тоже.

А вы, ребята, сможете найти эти четыре слова с двой­ным звуком По]?

2. — Еж подошел к водоему. Он очень хотел пить, но не стал. Что-то его насторожило, а чутье Ежика никогда не подводило. Еж оглядел берег и заметил, что у высокой елки прячется Баба-Ежка. В руках у нее было ружье. Наш Ежик съежился и выпустил колючки. К нему приближалась Баба-Ежка. Она заговорила с ним обиженным голосом: «Вы изучали в школе []о]. Все про тебя, Еж, да про елку говорили, а про меня никто и не вспомнил. А ведь мое имя тоже с Цо] начинается». Еж испуганным голосом промолвил: «Убери ружье!» «Не бойся, оно особое. Это фоторужье. Я им хочу все предметы с []о] сфотографировать. И себя в первую очередь, чтобы не забывали, что в Ежке есть По]», — ответила Баба-Ежка. Ежик расправил свои иголки, улыбнулся и сказал: «Давай сюда ружье, я тебя сфотографирую». Затем Баба-Ежка сфотографировала Ежика, елку, водоем. По пути в лес они сфотографировали крутой подъем. Им навстречу попадалось зверье. И их они тоже сфотографировали. У енота на веревке висело белье. Лиса сидела на лавке под окном и слушала приемник. Дятел смазывал ранку волку йодом.

Баба-Ежка пригласила Ежика к себе в гости. Она постелила на стол белую клеенку. Поставила йогурт и сладкое питье. Ежик взял ружье и сфотографировал этот замечательный стол.

Весь вечер Ежик и Ежка печатали фотографии, а на утро отнесли их в школу.

Ребята, вспомните, что они фотографировали.

3. — А сейчас надо эти слова разбить на слоги, но не забывайте, что в некоторых словах Ё может быть отдельным слогом (как Я и Ю): ё-жик, Ёж-ка, во-до-ём, подъ-ём, зверь-ё, белъ-ё, при-ём-ник, под, кле-ён-ка, йо-гурт, пить-ё). (В работе можно использовать счетные палочки.)

4. Работа над интонацией.

— Ученики лесной школы рассматривали фотографии. Вдруг Ежик говорит: «Нет елки». «Елки?» — спросила Баба-Ежка. «Вот елка!» — закричал кузнечик, поднимая фотографию из-под парты.

Воспитатель работает над интонацией детей: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

5. Артикуляция звукового сочетания. Проводится по аналогии с артикуляцией других звуковых сочетаний.

6. Знакомство с буквой.

Звуковому сочетанию [}о] соответствует буква Её. Показ буквы и ее размещение на панно букв по адресу: пятый этаж (пятый ряд снизу), квартира № 2 (вторая клетка слева).

7. Закрепление образа буквы.

Нахождение буквы Ё и последующее прочтение буквенных сочетаний.

Есть игра «Чепуха». Все смеются: «Ха-ха-ха». Хоть всю землю обойдешь, Слов таких ты не найдешь.

ем мё   моё

ён не   пою

ёна бё   баю

ёну пё   мою

ёни         ною

ёнэ             

8. Чтение слогов с последующим подбором слов.

мо бо по но

мё бё пё не

IV. Аналитико -синтетическая деятельность (подготовка к письму). Работа с буквенным конструктором.

V. Развитие мелкой моторики. Работа с карандашом-штампом. Сюжет «Лесные ягоды» в учебном пособии Т. И. Гризик «Маленький помощник».

Занятие 20. Сочетание звуков []э] и буква Ее

Цель. Учить детей слышать при произнесении сочетание звуков [}э]; упражнять в делении слов на слоги и определении, в каком по счету слоге находится буква Е; упражнять в правильном употреблении глаголов действия с приставками; знакомить с буквой Ее; закреплять образы букв.

Оборудование. Панно букв, листы в клетку, карандаши, набор картинок, счетные палочки, машинки.

Ход занятия

I. Педагог просит детей найти на цанно буквы Я, Ю, Ё и рассказать, каким звукам они соответствуют, (Я = []] + + [а]; Ю = Ш + [у]; Ё = Ш + [о].)

П. — Сегодня звук []], закрыв свой домик, пошел в гости к соседу, который живет на первом этаже. Жилец этой квартиры, звук [э], очень гостеприимно встретил своего соседа. Звук [э] знал, что звук [^] подружился со звуками [а]> [у], [о]. Ему очень хотелось, чтобы и с ним подружился звук []]. Будучи гостеприимным, он разрешил звуку []] представиться первым, затем представился сам: [э]. У них получилась новая песенка:

Ш- 1- — Звук [э] пригласил звук []] пройти в комнату и посмотреть телевизор. Произошло какое-то чудо: в передаче показывали предметы только со звуковым сочетанием УЭ]. Вот посмотрите (воспитатель выставляет на наборное полотно картинки): ели, ежи, ежевика, поезд, наездник, платье, девочка (ее зовут Ева).

Воспитатель предлагает детям закончить предложения словами, изображенными на картинках.

По телевизору показывали лес, в котором росли высокие... (ели).

Под деревьями бегали колючие... (ежи).

На опушке леса росла спелая... (ежевика).

К станции подошел... (поезд).

Из вагона вышла девочка... (Ева).

На ней было новое... (платье).

На лошади скакал смелый... (наездник).

2. Деление слов на слоги.

— Звуки []] и [э] внимательно посмотрели телепередачу. Они задумались: их песенка жила в каждом слове, но в одних словах она была в начале, в других — в середине, а в третьих — в конце. Слова эти были различные по длине: одни короткие, другие длинные. Решили звуки определить, где, в каком по счету слоге слышится их песенка.

Дети делят слова на слоги, выкладывают их количество счетными палочками одного цвета, слог с [^э] выкладывается палочкой другого цвета. Воспитатель требует от детей развернутого ответа. Например: в слове е-жи •— два слога, [^э] находится в первом слоге.

3. Употребление глаголов с приставками.

— Посмотрев передачу и обсудив ее, звуки стали играть машинкой, такой же, как у вас на столе. Их машинка: ехала, доехала, наехала, подъехала, переехала, съехала, уехала. (Дети показывают, используя счетные палочки для создания ситуации.)

А теперь сами назовите и покажите эти действия.

4. Артикуляция звукового сочетания. Проводится по аналогии с артикуляцией других звуковых сочетаний.

5. Знакомство с буквой.

Звуковому сочетанию [)э] соответствует буква Ее. Педагог показывает букву и размещает ее на панно букв по адресу: пятый этаж (пятый ряд снизу), квартира № 5 (пятая клетка слева).

Стихотворение для прочтения или заучивания:

«Е» и «Ё» — родные сестры, Различить сестер непросто. Но у буквы «Ё» две точки, Словно к лесенке гвоздочки. *Е» на грядке пригодилась — Вместо грабель потрудилась.

6. Закрепление образа буквы.

а) Найди букву Е и назови соответствующие ей звуки.

б) Покажи другие знакомые буквы и назови соответствующие им звуки.

в) Попробуй прочитать сочетания букв и слова (с помощью педагога).

ем           ме       ме-на  Я ем

ен            пе       пе-на

не      не-бо

7. Чтение слогов с последующим подбором слов (к отдельным слогам).

мэ         бэ         пэ         нэ

ме         бе         пе         не

IV. Аналитико-синтетическая деятельность (подготовка к письму). Работа с буквенным конструктором.

V. Воспитатель предлагает детям провести диктант-секрет, сообщая, что тот, кто выполнит задание верно, сможет отгадать предмет-секрет.

На листочке в клетку у ребенка стоит красная точка. Ребенок ставит в нее карандаш и пошагово выполняет задание воспитателя: 2 клеточки вверх, 2 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 2 клеточки вправо, 2 клеточки вниз, б клеточек вправо, 2 клеточки вниз, 1 клеточка влево, 1 клеточка вверх, 2 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 3 клеточки влево, 1 клеточка вверх, 2 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 2 клеточки влево.

После получения контура (машины) воспитатель просит в углублениях, находящихся внизу рисунка, дорисовать недостающие детали (круги).

Желательно для этого задания брать специально приготовленную сетку на белом листе бумаги с клетками 1x1 см.

Внимание! Дорисовкой дети могут заниматься в свободное время (по желанию).

       Занятие 21. Звуки [в — в'] и буква Вв 

Цель. Уточнять артикуляцию звуков [в — в']; упражнять детей в подборе слов на определенный слог; составлять предложения с предлогом в; знакомить с буквой Вв; готовить руку к письму.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, схема для анализа артикуляции, панно букв, игрушка волк, картинка с изображением вороны, мел, доска, листы бумаги с большим контуром ежика без иголок, карандаши; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход занятия

I. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.

Кто зимой холодной Ходит злой, голодный?

(Волк.)

После того как дети отгадают, педагог просит определить, сколько слогов в слове волк. (Один слог.) Затем просит детей изменить слово волк так, чтобы в нем стало два слога. (Волчок.)

II. — У волка бывает разное настроение. Когда ему хорошо, он поет такие песни: в-а-а-а; в-о-о-о; в-у-у-у. Но бывает волку и скучно, и грустно, и одиноко. Тогда он поет по-другому: в-и-и-и (воспитатель имитирует). А сейчас, ребята, скажите, какой звук слышится во всех песнях волка? (Звук [в].)

Вы обратили внимание, что в разных песнях звук произносится по-разному: в одних уверенно, твердо, а в других печально, мягко. Давайте еще раз послушаем песни волка и определим, где звук звучит твердо, а где — мягко (повтор песен волка).

Артикуляция звуков [в — в'] по схеме.

Нижняя губа приближается к верхним зубам, между ними небольшое отверстие, через которое выходит воздушная струя, верхняя губа приподнята, голосовые связки вибрируют.

Характеристика звуков. Звуки [в — в'] — согласные, бывают твердыми и мягкими.

III. 1. — Волк-волчок — серый бочок! Уж очень у тебя песни однообразные. Да и слов в них никаких нет. Сядь, отдохни, а мы с ребятами что-нибудь придумаем.

Давайте подберем слова для волчьих песен. Сначала со слогом во- (ворон, воин, волосы, восемь). А теперь со слогом ва- (вата, варенье, вакса, ватрушка, валенки, василек, вафли, варежки). А со слогом ей- сможете? (Винтик, винегрет, виноград и т. д.)

2. — Волчок — серый бочок, ты узнал много слов для своих песен. Сочиняй теперь веселые песни.

Идет волк по лесу. Видит, ворон летит. Так захотелось волку сделать что-то приятное для него. И он сочинил ему песенку. Вот она:

Ворон — птица важная, Важная, отважная.

Дети повторяют новую песенку волка (хором, индивидуально).

3. — Понравилась песенка ворону. Идут они по лесу, поют песню и пришли на большую поляну. Там проходила ярмарка. Волк купил себе.... (Далее дети перечисляют предметы, в названиях которых есть звуки [в — в'].) Значения некоторых слов по указанию педагога дети объясняют (говорят, для чего нужны эти предметы). 4. Составление предложений с предлогом в.

— Закончилась ярмарка, звери и птицы с покупками отправились к себе домой. А вы знаете, где живет ворон? (Ворон живет в гнезде.)

Где живет волк? (Волк живет в норе.)

Где живет белка? (Белка живет в дупле.)

Где живет медведь? (Медведь живет в берлоге.)

Где живет лягушка? (Лягушка живет в болоте.)

Где живет рыба? (Рыба живет в воде.)

Где живет ласточка? (Ласточка живет в гнезде.)

IV. 1. Знакомство с буквой.

— Звуки [в — в'] обозначаются буквой Вв.

Показ буквы и размещение ее на панно букв по адресу: третий этаж (третий ряд снизу), квартира № 2 (вторая клетка слева).

2. Аналитико-синтетическая деятельность (работа с ножницами и буквенным конструктором).

3. а) Воспитатель просит найти букву Вв (на доске напечатаны большие и маленькие буквы в разных комбинациях). Например:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: