АВО УВИ ЫВЭ МВПВБвВОИ

б) Воспитатель просит назвать звуки, которые обозначают буквы, изображенные на доске.

V. Подготовка руки к письму — упражнять детей в правильном распределении мышечной нагрузки.

— Бежит волк по лесу. А навстречу ему — ежик. Да необычный ежик, без иголок. Обрадовался волк. Легко будет ему ежика поймать. Давайте поможем ежу. Нарисуйте колючки-иголки на спинке, да побольше.

Дети отрывистыми линиями рисуют иголки. Педагог следит, чтобы рука двигалась сверху вниз.

Занятие 22. Звуки [ф — ф'] и буква Фф

Цель. Уточнять артикуляцию звуков [ф — ф']; учить детей дифференцировать звуки [ф — в], [ф' — в'] в словах; обучать подбору к одному прилагательному нескольких существительных; упражнять в составлении предложений из заданных слов; закреплять умение делить слово на слоги; определять последовательность звуков в слове; знакомить с буквой Фф; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, схемадля анализа артикуляции, панно букв, мел, доска, лист бумаги синего цвета, штампы, белая гуашь; звуковые бусы; картинка (игрушка) с изображением ежика; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход занятия

1. 1. — Мы познакомились с волком и вороной. Какую песенку сочинил волк для вороны? (Несколько ответов.)

2. Анализ слова ворона', разделить на слоги; определить первый звук в слове и дать ему характеристику.

3. — Как можно назвать песню волка? (Вой.) Звуковой анализ слова вой с использованием схем — волшебных звуковых бус: последовательное определение первого, второго и третьего звуков с характеристиками (раскрасить кружочки на схеме соответствующим цветом: синий [в], красный [о], зеленый [.]]; назвать, сколько звуков в слове).

II. — Кому вы помогли спастись от волка на прошлом занятии? (Ежику.) Сегодня благодарный ежик пришел к нам в гости (демонстрация картинки или игрушки). Он хочет рассказать о себе.

Ежика зовут Федей. Он живет в лесу. Найдет Федя что-нибудь вкусненькое и пыхтит от удовольствия. Вот так: фъ-фъ-фъ. (Дети повторяют за воспитателем.) А если Федя встречает лису или волка, то тут же сворачивается в клубок и фыркает: ф-ф-ф-ф. (Дети повторяют.)

Артикуляция звуков.

— Ежик напомнил нам звуки [ф — ф']. Когда мы их произносим, то нижняя губа слегка прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята, язык внизу, воздух проходит через узкую щель, голосовые связки вибрируют.

Характеристика звуков. Звуки [ф — ф'] — согласные, бывают твердыми и мягкими.

III. Педагог продолжает рассказ. По ходу повествования выставляет картинки (в тексте эти слова выделены).

— Каждую ночь ежик Федя встречался со своим другом филином Филей. Филин любил сидеть на нижней ветке большого дерева. А ежик садился под деревом в траву. Они беседовали, смотрели на звезды и вдыхали нежный аромат ночной фиалки. Затем филин летел на охоту. А ежик Федя бежал в деревню. Там в одном доме ему оставляли еду. Сегодня на блюдце он нашел мясные фрикадельки и фрукты. Дверь в дом была приоткрыта. И любопытный Федя заглянул в щелочку. Там на столе он увидел телевизор, вазу с цветами, фломастеры, розетку с халвой. Халва так вкусно пахла. Но стояла так высоко. Федя вздохнул и побежал домой.

1. Педагог просит назвать, что изображено на выставленных картинках, и разложить их в две стопки: в одну слова со звуками [ф — ф'], в другую — со звуками [в - в'].

2. Стопка картинок со звуками [в — в'] убирается. Детей просят определить слова с твердым и мягким звуками [ф - ф'].

Звук [ф]: фрукты, фломастеры.

Звук [ф']: филин, фиалка.

3. Работа с предложениями.

Педагог предлагает детям составить предложения из данных слов.

а) Филин, спать, день. (Филин спит днем.) Сколько слов в предложении? Какое первое слово (второе, третье)?

б) Федя, нюхать, фиалка. (Федя нюхает фиалку.) Аналогичная работа.

в) Мальчик, рисовать, фломастеры. (Мальчик рисует фломастерами.) Аналогичная работа.

IV. 1. Знакомство с буквой.

— Сегодня мы с вами узнали много слов со звуками [ф — ф']. Звуков два, а буква, которая их обозначает, одна.

Педагог показывает букву и размещает ее на панно букв по адресу: второй этаж (второй ряд снизу), квартира № 2 (вторая клетка слева).

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).

V. Развитие мелкой моторики. Работа со штампами.

Игра «Снегопад». На столе раскладывают лист синей бумаги, ставят баночки с белой гуашью и несколько штампов-снежинок.

Педагог называет прилагательное, дети подбирают к нему как можно больше существительных. Правильное согласование дает право сделать оттиск снежинки на листе бумаги.

Примерный набор прилагательных:

февральский (день, снег, мороз, вечер, ветер, праздник и др.);

кофейный (сервиз, запах, цвет, шарф, напиток и др.);

фиолетовый (карандаш, галстук, костюм и др.).

Внимание! Игру «Снегопад» можно продолжить после занятия.

Занятие 23. Звуки [т — т'] и буква Тт

Цель. Уточнять артикуляцию звуков [т — т'], упражнять детей в их дифференциации; закреплять умение определять последовательность звуков в односложных словах; расширять словарь детей словами-антонимами; работать над обобщенным значением слов; знакомить с буквой Тт; закреплять образы букв; готовить руку к письму.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, схема для разбора артикуляционных звуков, набор картинок,

звуковые бусы; панно букв, листы бумаги с изображением двойных линий, карандаши; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход занятия

I. — Сегодня мы познакомимся с двумя мальчиками. Их зовут Тим и Том.

Давайте определим, сколько слогов и какие звуки слышны в их именах.

Тим —о, первый звук [т']; второй — [и], гласный; третий — [м], согласный, твердый.

Том — О, первый звук [т]; второй — [о], гласный; третий — [м], согласный, твердый.

Педагог просит повторить первые звуки в именах мальчиков ([т'] и [т]).

— С этими звуками мы сегодня и будем знакомиться.

П. Артикуляция звуков. Губы приоткрыты, зубы разомкнуты, кончик языка при произнесении звука [т] упирается о верхние зубы, при произнесении звука [т'] кончик языка опущен и упирается в нижние зубы, голосовые связки не вибрируют.

Характеристика звуков. Звуки [т — т'] — согласные, бывают мягкими и твердыми.

III, 1. Дифференциация звуков [т — т'] в игре «Замени звук».

— Тим любил слова с мягким звуком [т1], а Том — с твердым звуком [т]. Стоило одному произнести слово с твердым звуком [т], как другой тут же заменял его на мягкий [т']. И наоборот. Например: брат — брать. Какое слово произнес Тим, а какое — Том? Почему вы так думаете?

Том сказал шест, а Тим —... (шесть).

Тим сказал жесть, а Том —... (жест).

2. Педагог обращает внимание, что с изменением звука меняется значение слов. Просит объяснить значение слов и составить с ними предложения.

3. Игра «Было — стало» на употребление слов-антонимов.

— Когда Том и Тим были маленькими, их родители посадили во дворе тополь. Мальчики очень любили это дерево. Они росли. Рос и тополь. Тим и Том часто вспоминали, каким был тополь, и гордились, глядя на него, каким он стал.

Я буду говорить о тополе, когда он был саженцем. А вы подберете противоположное по значению слово и скажете, каким он стал сейчас.

Тополь был тонким, стал... (толстым); был низким, стал... (высоким); был молодым, стал... (старым). Веток было мало, стало... (много). Ветки были короткими, стали... (длинными). Кора была гладкая, стала... (шероховатая). Листья были маленькими, стали... (большими), были мокрыми, стали... (сухими), были светлыми, стали... (темными).

4. Работа над обобщенным значением слов (транспорт).

— Том и Тим жили в большом городе. Они знали весь городской транспорт. А слово транспорт особенно нравилось Тому. Почему? (Какой первый и последний звуки в этом слове?)

Дети, какой городской транспорт вы знаете? (Трамвай, троллейбус, такси, автобус, метро.)

Педагог просит определить место звука [т] во всех словах.

— Кому из мальчиков нравились все эти слова? (Тому. Во всех словах звук [т] — твердый.)

IV. 1. Знакомство с буквой.

Звуки [т — т'] на письме обозначаются буквой Тт, которая живет по адресу: второй этаж (второй ряд снизу), квартира № 4 (четвертая клетка слева).

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).

V. Упражнение «Трамвай» на подготовку руки к письму.

Упражнять в проведении линий (слева направо), стараясь не отрывать руки от листа и не выходить за намеченный контур.

На всей площади листа изображены двойные извилистые линии (рельсы трамвая). Линии непрерывные.

— Эти линии — рельсы трамвая. Вы пройдете весь маршрут, ведя карандашом линию внутри рельсов. И вы не должны заходить за контуры линий.

Трамвай должен быстро доставить пассажиров из города (условное изображение — домик) в парк (условное изображение — елочка). Поэтому вашим трамваям разрешается не делать остановки. Но если ваша рука устанет, то вы сделаете остановку и отметите ее кружком.

Примечание. Анализ выполнения данного задания поможет воспитателям установить индивидуальные различия в мышечной выносливости руки детей. В соответствии с полученным результатом педагоги намечают индивидуальную работу с детьми.

Занятие 24. Звуки [д — д'] и буква Дд

Цель. Уточнять артикуляцию звуков [д — д']; учить детей дифференцировать звуки [д — т], [д' — т']; упражнять в проведении звукового анализа; учить согласовывать существительные с числительными; упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа; знакомить с буквой Дд.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, мел, доска, звуковые бусы; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход занятия

I. Определение последовательности звуков в словах Даша и Дима. Дети определяют последовательность звуков в именах.

II. 1. Артикуляция звуков.

— Какой первый звук в слове Даша? (Звук [д].) А какой первый звук в слове Дима! (Звук [д'].) С этими звуками мы познакомимся поближе.

Артикуляция та же, что и при произнесении звуков [т — т'], но голосовые связки находятся в состоянии вибрации (контроль рукой).

Характеристика звуков. Звуки [д — д'] — согласные, бывают мягкими и твердыми.

2. Дифференциация звуков [д — т] и [д' — т'].

а) Игра «Подскажи словечко».

Воспитатель читает двустишие, объясняя, что в слове, которое он будет выделять голосом, надо заменить звуки [т — т'] на звуки [д — д'].

Назовем мы книжку «том»;

А

Для жилья построим... (дом).

Вот тележка. Это тачка;

А

Дом в саду зовется... (дачка).

По реке плывут плоты;

А

Зреют на ветвях... (плоды).

Хорошо танцуют Таня И ее братишка... (Даня).

 

Город называем «Тверь»;

А

В доме открываем... (дверь). Я в тетрадке ставлю точку;

А

Мама любит свою... (дочку). Нитку сматывай с катушки;

А

Воду черпай из... (кадушки). Соловей выводит трель;

А Слесарь в сеть включает... (дрель).

Архитекторы-творцы Строят чудные... (дворцы).

б) Игра «Договори слово».

— В наш детский сад ходят много хороших мальчиков и девочек. У каждого из них свое имя. Помогите мне правильно полностью назвать их имена. Добавьте слоги -та или -да.

Све...(та), Лю...(да), Ники...(та), Аню...(та), На...(та). Ли...(да).

— А теперь добавляем слоги -тя или -дя.

Нас...(тя), Кос...(тя), Воло...(дя), Ка...(тя), На...(дя), Пе...(тя), Ми...(тя), Фе...(дя), Ви...(тя).

III. I. Согласование существительных с числительными. (Обратить особое внимание на согласование существительных с числтельными «три» и «пять».}

Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Теремок», назвать главных героев и последовательность заселения зверями теремка.

— Когда мышка жила в теремке одна, то у нее были один стул, одна кровать, одно одеяло, одна подушка, одна тарелка, одна кружка и т. п. (Сначала педагог дает образец (1—2 примера), затем дети перечисляют любые предметы с числительным «один».)

К мышке пришла лягушка, и в теремке всего стало по два. Перечислите. (Дети перечисляют те же названия предметов с числительным «два».)

Затем к мышке и лягушке пришел жить зайка-побегай-ка, и стало в теремке всего по три. Перечислите. (Дети перечисляют те же названия предметов с числительным «три».)

А когда к мышке, лягушке и зайке попросилась жить лисичка-сестричка, то в теремке всего стало по четыре. (Перечисление предметов с числительным «четыре».)

А затем пришел к теремку волк, и в теремке всего ло по пять. (Перечисление предметов с числительным

*пять».)

2. Употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем закончилась сказка.

— Когда медведь раздавил теремок, то ничего не осталось. Чего не стало? Не стало столов, стульев, одеял, кроватей и т. п.

IV. 1. Знакомство с буквой.

Педагог показывает детям букву Дд и размещает ее на панно букв по адресу: третий этаж (третий ряд снизу), квартира № 4 (четвертая клетка слева). Напоминает детям, что звуки [д — д'] обозначаются одной буквой.

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).

Закрепление образов букв.

— Назовите звуки, которые обозначают следующие буквы: А, Б, В, Д, О, М, Д, Н, ы и т. п.

V. Подготовка руки к письму. Упражнение «Дождь» на правильное распределение мышечной нагрузки. Рисование штрихов разной длины сверху вниз.

Занятие 25. Звуки [к — к'] и буква Кк

Цель. Уточнять артикуляцию звуков [к — к']; упражнять в умении делить слова на слоги, проводить звуковой анализ; развивать фонематический слух; составлять предложения с предлогом к; закреплять названия животных и их детенышей; знакомить с буквой Кк; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, 2—3 варианта цепочек изученных букв (по количеству детей); картинки с изображением животных; листы бумаги с контурными заготовками, клубки ниток, фломастеры; звуковые бусы; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход занятия

1. 1. Каждый ребенок работает со своей цепочкой букв. Воспитатель вразброс называет звуки, дети находят соответствующие буквы (рекомендуется выбрать средний темп игры). Проверочный вопрос: сколько букв в твоей цепочке?

2. Дифференциация ранее изученных звуков [д — т] и

[Д' - т'].

Педагог предлагает детям ситуацию, в которой они должны помочь мальчикам.         

Толя и Дима —

Два драчуна.

Из-за игрушек

У братьев война.

Мы им поможем,

Игрушки разделим.

Это мы делать, ребята, умеем.

На отдельном столике лежат игрушки (или картинки), в названиях которых есть звуки [д — т] и [д* — т']. Дети подходят, берут понравившуюся игрушку (или картинку), и говорят, кому ее надо отдать. (Толе — со звуками [т — т'], Диме — со звуками [д — д'].)

Примерный набор материала: танк, автомат, самолет, мотоцикл, ракета, трамвай, удочка, дом, динозавр, дрель, медвежонок и др.

П. 1. — У Толи и Димы есть кот. Захотелось братьям с ним поиграть. Стали они звать его: кис-кис-кис. Но кот убежал от них. Мальчики — за ним.

Пока они ловят своего кота, мы с вами узнаем:

Какие звуки живут в слове кот? (Звуковой анализ.) Какие звуки живут в слове кисУ (Звуковой анализ.)

2. Артикуляция звуков.

— Повторите первые звуки в словах кот и кис, (Звуки [к — к'].) Давайте уточним, как они произносятся.

При произнесении звука [к] губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка касается мягкого нёба.

При произнесении звука [к1] губы, зубы, кончик языка в том же положении, только спинка языка касается твердого нёба.

Характеристика звуков. Звуки [к — к'] — согласные, бывают твердыми и мягкими.

III. 1. — Кот убежал на кухню. Пришли туда и мальчики. На кухне мама готовила обед. Она сказала: «Сегодня на обед выберите блюда со звуками [к — к']. Выбирайте: салат из помидоров или капусты. (Салат из капусты.) Могу предложить борщ или рассольник. (Рассольник.) Вам приготовить котлеты или рыбу? (Котлеты.) А на третье — чай или компот?» (Компот.)

2. — Мальчики огляделись и увидели, что на кухне очень много предметов, в названиях которых слышен звук [к]. Назовите эти предметы. (Например: кастрюля, сковорода, чашка, ложка, тарелка, холодильник, вилка, чайник, кувшин, миска, крышка, половник, банка, мойка И Т. П.)

3. Педагог (по своему выбору) предлагает определитьместо звука [к] в словах. Например: кувшин (в начале)/ вилка (в середине), чайник (в конце).

4. Педагог предлагает разделить 2—3 слова (по выбору детей) на слоги.

5. — Кот, убегая от мальчиков, уронил на пол игру «Животные и их детеныши». После обеда Толя и Дима стали раскладывать картинки.

Педагог показывает картинки с изображением животных. Дети называют животных и их детенышей.

Волк —... (волчонок), лиса —... (лисенок), кот —... (котенок), конь —... (жеребенок), овца —... (ягненок), курица —... (цыпленок), белка —... (бельчонок) и т. п.

6. Игра «Кто к кому*.

— Представьте себе, что детеныши животных потерялись в лесу. Когда они встретились, кто к кому побежал?

Образец: Волчонок добежал к волку. Цыпленок побежал к курице. И т. д.

IV. 1. Знакомство с буквой.

Показ буквы и размещение ее на панно букв по адресу: второй этаж (второй ряд снизу), квартира № 3 (третья клетка слева).

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).

V. Подготовка руки к письму. Отработка круговых движений руки в упражнении «Клубки».

— Пока мы вместе с мальчиками собирали игру про животных и знакомились с новой буквой, кот размотал все клубки ниток для вязания. Давайте их смотаем, чтобы мама не ругала кота.

Обведение контурных изображений (клубок ниток) со стрелками, указывающими направление (снаружи внутрь и наоборот).

Занятие 26. Звуки [г — г'] и буква Гг

Цель. Уточнять артикуляцию звуков [г — г']; учит! детей дифференцировать звуки [г — к] в словах; учить соН ставлять сложноподчиненные предложения; знакомить буквой Гг; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панне букв, картинки с изображением птиц, подставки из на-^1 стольного театра, кормушка, наборное полотно, набор картинок, счетные палочки, корм для птиц; заготовки с цепочкой букв на каждого ребенка, цветные карандаши; учебное пособие Т. И. Гризик «Маленький помощник», карандаши-штампы, гуашь красного цвета; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход занятия

1. 1. Воспитатель выставляет на наборное полотно следующие картинки: кепка, морковь, кекс, кошка, санки. Предлагает детям с помощью этих картинок закончить предложения.

На голове у клоуна клетчатая... (кепка).

Повар готовит салат из... (моркови).

Катя испекла вкусный... (кекс).

Мышку ловит... (кошка).

Дети на горку взяли лыжи и... (санки).

2. Детям дается задание определить количество слогов в словах, изображенных на картинках.

II. Воспитатель вывешивает кормушку, изготовленную заранее. Сыплет крошки, приговаривая (выделяет голосом слова со звуком [г]):

Голодно, холодно, Галки, воробьи? Голодно, голуби — Гуленьки мои? Прилетайте в гости, Полны у нас горсти! Клюйте, гостюйте, Не пугайтесь, клюйте! Гу ль-гуль-гуль!

(Е. Благинина.)

— Ребята, какой звук в этом стихотворении я выделяла голосом? (Звук [г].)

Меня услышали зимующие птицы. Посмотрите, вот они (педагог выставляет на наборное полотно картинки с изображением птиц, желательно вырезанные по контуру: галка, голубь, снегирь, сорока, синичка, воробей).

Птицы осматриваются, боясь опасности. И пока они наблюдают, мы с вами поговорим о новых звуках [г — г'], с которыми нам предстоит встретиться.

Артикуляция звуков. Дети анализируют артикуляцию звуков [г — г']: губы, зубы приоткрыты, кончик языка за нижними зубами, спинка языка приподнята, голосовые связки вибрируют.

Характеристика звуков. Звуки [г — г'] — согласные, бывают мягкими и твердыми.

III. 1. — На нашу кормушку первыми прилетели птицы, в названии которых есть звуки [г — г']. Как вы думаете, кто это? (Галка, голубь, снегирь.) Дети выставляют картинки на кормушку на подставках (можно использовать подставки для настольного театра).

— Затем прилетели птицы, в названиях которых есть звук [к]. Назовите их. (Сорока, синичка, воробушек.)

Они увидели в кормушке разнообразный корм, на любой вкус: гречку, хлебные крошки, геркулес, ягоды, семечки, колбасу (показывает воспитатель).

Снегирь выбрал корм со звуком [г] в середине слова. Что выбрал снегирь? (Ягоды.)

Голубь выбрал корм со звуком [г] в начале слова. Это слово состоит из трех слогов. Найдите его. (Геркулес.)

Галка долго думала и выбрала корм со звуком [г] в начале слова. Это слово состоит из двух слогов. Найдите слово. (Гречка.)

Воробей с удовольствием стал клевать спелые... (семечки).

Синичка занялась... (колбасой).

А сороке достались хлебные... (крошки).

2. Составление сложноподчиненных предложений.

Дети вспоминают, что выбрали себе птицы, и по образцу педагога составляют предложения.

Образец: Снегирь клюет ягоды, потому что они спелые.

Предполагаемые предложения:

Голубь клюет геркулес, потому что он полезный.

Галка клюет гречку, потому что она вкусная.

Воробушек клюет семечки, потому что они аппетитные.

Синичка клюет колбасу, потому что она свежая.

Сорока клюет крошки, потому что они мягкие.

— Давайте не будем мешать нашим птицам. Пусть они спокойно обедают.

IV. 1. Знакомство с буквой.

— Давайте с вами познакомимся с буквой, которая соответствует звукам [г — г']. Это буква Гг.

Показ буквы и размещение ее на панно букв по адресу:! третий этаж (третий ряд снизу), квартира № 3 (третья| клетка слева).

«Г» стоит как великан. Буква Г — подъемный кран.

(В. Степанов.)

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использо-| ванием ножниц и вырезанных букв).

3. Закрепление образов букв.

Педагог предлагает детям цепочку букв:

ГОДгУГКАБКФкГИПК

Необходимо:

обвести синим карандашом все буквы, обозначающие | звуки [г — г'];

 

зачеркнуть коричневым карандашом все буквы, обозначающие звуки [к — к'];

обвести красным карандашом все буквы, обозначающие гласные звуки;

назвать, какие звуки обозначают оставшиеся в цепочке буквы.

V. Работа с карандашом-штампом. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки. Сюжет «Снегири» в учебном пособии Т. И. Гризик «Маленький помощник».

Задание 27. Звуки [х — х'] и буква Хх

Цель. Уточнять артикуляцию звуков [х — х']; упражнять детей в слого-звуковом анализе слов; знакомить с буквой Хх; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, листы бумаги, набор картинок, раздаточный материал для слого-звукового анализа слов; буквенный конструктор.

Предварительная работа. Дети нанизывают разноцветный бисер на нитку.

Ход зан ятия

I. Воспитатель просит назвать звуки, с которыми дети знакомились на последнем занятии. На панно в кармашек буквы Гг вложено письмо с загадкой.

Красные лапки, Длинная шея, Щиплет за пятки, Беги без оглядки.

(Гусь.)

Далее проводится слого-звуковой анализ слова гуси, — Сколько слогов в слове гуси1 (Два.) Сколько звуков в первом слоге? Какие это звуки? Сколько звуков во втором слоге? Какие это звуки?

II. 1. — Я хочу рассказать вам веселый стишок:

Жил на свете старичок Маленького роста, И смеялся старичок Чрезвычайно просто: «Ха-ха-ха да хе-хе-хе! Хи-хи-хи да бух-бух! Хо-хо-хо да хе-хе-хе! Хинь-хинь-хинь да трюх-трюх!»

Ребята, вы запомнили, как смеялся старичок? Какиезвуки вы слышали чаще всего, когда старичок смеялся^ (Звуки [х — х'].) С этими звуками мы сегодня познакомимся поближе.

Педагог обращает внимание детей на то, что звук в смехе старичка звучал по-разному. Просит на слух определить звуки [х — х']. Затем дважды повторяет звучание смеха (в первый раз для звука [х], второй раз для звука [х']). Когда дети слышат нужный звук, они поднимают руку.

2. Артикуляция звуков. При произнесении звуков [х — х'] губы приоткрыты, между зубами щель, кончик языка находится за нижними зубами, спинка языка чуть приподнята, воздушная струя направлена на кончик языка.

Характеристика звуков. Звуки [х — х'] — согласные, бывают твердыми и мягкими.

III. — Сегодня мы с вами отправимся на охоту.

Шел охотник на охоту, Увидал в кустах кого-то. Он затвором щелк да щелк, И на снимке вышел волк.

Вот и мы сегодня пойдем на фотоохоту. Для этого нам нужно фоторужье. (Дети скатывают из листов бумаги трубочки-фоторужья.) На охоте нужно вести себя тихо и быть очень внимательным.

а) — Посмотрите в фоторужье: на полянке появился первый зверек. Он очень хочет попасть в кадр. (Воспитатель выставляет на доску картинку с изображением хорька.)

Ходит по лесу зверек — Хитрый маленький... (хорек).

(С. Маршак.)

Сколько частей (слогов) в слове хорек? (В этом слове два слога: хо-рек.)

б) — А вот еще одно животное (показ картинки, на которой нарисована черепаха).

Кто на свете ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят... (черепахи).

Дети определяют на слух, какой в слове черепахи звук [х] — твердый или мягкий. (Звук [х'].)

в) — А это что за насекомое?

Жужжит она у уха. Летает всюду... (муха).

-Дети проводят слого-звуковой анализ слова муха. 70

(В слове муха два слога: первый слог му-, второй слог -ха. Первый звук в слове [м], второй звук — [у], третий звук — [х], четвертый звук — [а].)

— Наша фотоохота заканчивается. Назовите, кто получился на наших снимках. (Дети называют: хорек, черепаха, муха.)

IV. 1. Знакомство с буквой,

Педагог говорит о том, что у звуков [х — х'] — один образ-буква. Показывая букву, педагог читает четверостишие:

«X» на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь — порешь, хочешь — шьешь,

Хочешь — сам себя стрижешь.

(В. Степанов.)

Буква размещается на панно букв по адресу: первый этаж {нижний ряд), квартира № 1 (первая клетка слева).

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием буквенного конструктора).

3. Закрепление образов букв. Расшифровка рисунков.

— В этих рисунках спрятались буквы. Назови звуки, которые они обозначают.

а) (Звуки [г — г'], [б — б'].)

V. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра по выбору детей.

Занятие 28. Звуки [с — с'] и буква Сс

Цель. Уточнять артикуляцию звуков [с — с']; упражнять детей в определении места звука в слове и в проведении ел ого-звукового анализа слова, составлении предложений с предлогом с; работать над лексическим значением слов; знакомить с буквой Сс; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, набор картинок, набор игрушек, наборное полотно; учебное пособие Т. И. Гризик «Маленький помощник», карандаши-штампы, гуашь зеленого цвета; вырезанные буквы по количеству детей.

Ход занятия

1. 1. — С какими звуками мы знакомились на прошлом занятии? (Со звуками [х — х'].) Замените первый звук в следующих словах на звук [х]:

салат — халат шмель — хмель голод — холод пан — хан сор — хор год — ход Глеб — хлеб шрам — храм гриб — хрип

2. — Объясните значение пары слов (по выбору детей, работа парами).

II, 1. — Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками. А с какими, догадайтесь сами. Слово собака с него начинается. В слове гусь этот звук слышится в конце слова. (Звуки [с — с'].)

2. Артикуляция звуков. Дети самостоятельно проводят анализ артикуляции: губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, посередине языка небольшой желобок, голосовые связки спокойны. Педагог контролирует, правильно ли дети провели анализ артикуля-| ции.

Характеристика звуков. Звуки [с — с'] — согласные,! бывают мягкими и твердыми.

III. 1. Игра «Узнавайка».

— Звуки любят прятаться в слова. Поиграем в игр-«Узнавайка». Я буду показывать вам игрушки (картинки). Тот, на кого я укажу, назовет эту игрушку (картин-1 ку). Если вы услышите в слове звук [с], сожмите руки в кулачки (твердый звук), если вы услышите звук [с'], помашите рукой (мягкий звук).

2. Воспитатель на доске рисует схемы слов:

а) три слога, звуки [с — с'] в начале слова: 3. — —;

б) три слога, звуки [с — с'] в середине слова: — О. —;

в) два слога, звуки [с — с*] в начале слова: О. _;

г) один слог, звук [с — с'] в начале слова: О..

1-й вариант: воспитатель называет слова, дети проводят ел ого-звуковой анализ каждого слова и находят соответствующую схему.

2-й вариант: воспитатель просит подобрать слова к схемам и доказать, что слово соответствует схеме (проводят слого-звуковой анализ).

Примерный набор слов:

а) собака, сорока, сапоги, сухари;

б) носорог, носилки, косари, рисунок;

в) сани, сито, сено, сушка, сурок;

г) сок, сон, сын, сыр, сук, синь.

3, Составление предложения с предлогом с.

Воспитатель просит детей ответить на вопросы:

а) Кто с кем дружит? (Необходимо добиваться полного развернутого ответа.)

Предполагаемые ответы: «Я дружу с Аней и Олей», «Я дружу с Петей, Сашей, Максимом».

б) Кто с кем сидит? (Аналогичная работа.)

IV. 1. Знакомство с буквой.

Педагог знакомит детей с образом буквы. Читает во время показа буквы четверостишие:

Словно «С», повис над кленом Полумесяц в небе темном. Свет волшебный с неба льет, Сказку в гости к нам зовет.

(В. Степанов.)

Букву размещают на панно букв по адресу: второй этаж (второй ряд снизу), квартира № 6 (шестая клетка слева).

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием буквенного конструктора).

3. Закрепление образов букв.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением различных предметов. Предметы, в названиях которых слышатся звуки [с — с'], прячут в своем изображении букву С. Дети находят, где спряталась буква С; объясняют, почему в одних предметах она есть (слышна в названиях), а в других ее нет (не слышна в названиях).

V, Развитие мелкой моторики. Упражнять детей в правильном распределении мышечной нагрузки с помощью карандаша-штампа. Сюжет «Весна» в учебном пособии Т. И. Грязик «Маленький помощник».

Занятие 29. Звуки [з — з'] и буква Зз

Цель. Уточнять артикуляцию звуков [з — з']; упраж-" нять детей в определении места звуков [з — з'] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з] ([с1] и [з']); объяснять значение слов-паронимов (отличающихся одним звуком); знакомить с буквой Зз; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, мел; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход занятия

1. 1. На доске написана цепочка букв АБСОМНСК УСДПСВСХ.

Воспитатель предлагает детям найти буквы С в цепочке и определить, сколько их. (5 букв.)

2. Игра «Не зевай — продолжай». Дети по порядку называют звуки, которые записаны на доске соответствующими буквами, и подбирают слово, начинающееся на этот звук. Например: [а] — аист, [б] — банан, [б'] — бизон и т. п.

3. Упражнение «Измени слова». Воспитатель произносит слово, дети добавляют в начало слова звук [с] и называют получившееся слово:

варить — сварить

ходить — сходить

клеить — склеить

катать — скатать

бегать — сбегать

клевать — склевать

летать — слетать

петь — спеть

II. 1. Воспитатель предлагает детям послушать стихо-1 творение. При чтении он выделяет голосом звуки [з — з*].

Найдем ее мы в звездочке, И в золоте, и в розе, В земле, в алмазе, в бирюзе, В заре, в зиме, в морозе.

(С. Маршак.)

— Какие звуки я выделяла в словах? (Звуки [з — 3']-)| Вот вы и назвали звуки, с которыми нам предстоит сегод-| ня встретиться. *

2. Артикуляция звуков.

Один ребенок разбирает артикуляцию звука. Если онВ затрудняется, ему помогают товарищи. Артикуляционный! уклад тот же, что при произнесении звука [с], но происхо-[ дит еще дрожание голосовых связок.

Характеристика звуков. Звуки [з — з*] — согласные,

бывают мягкими и твердыми.

III. 1. Игра «Найди слово».

— Найдите из перечисленных слов те, в которых есть одновременно звуки [с] и [з]. (Воспитатель читает по три слова.)

Примерные варианты слов: глаза, слеза, зонт; скамейка, сазан, зорька; узор, скакалка, засов; маска, зоосад, фазан; сарафан, сервизы, казаки.

2. — Определите в словах место звука [з].

В слове слеза звук [з] находятся в середине слова.

В слове сазан звук [з] находится в середине слова.

В слове засов звук [з] находится в начале слова.

В слове зоосад звук [з] находится в начале слова.

В слове сервизы звук [з] находится в середине слова.

3. — Замените в словах звук [с] на звук [з] и объясните значение этих слов (работа парами):

суп — зуб соя — Зоя коса — коза Сима — зима собор — забор сойка — Зойка сев — зев

(Первый ребенок: «Сима — это имя девочки». Второй

ребенок: «Зима — это время года».)

IV. 1. Знакомство с буквой.

Педагог показывает букву и читает стихотворение:

«3» — смешная завитушка.

«3» — закручена, как стружка.

(В. Степанов.)

Букву размещают на панно букв по адресу: третий этаж (третий ряд снизу), квартира № 6 (шестая клетка слева).

2. Аналитико-еинтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).

3. Закрепление образов букв. Дифференциация образов букв В и 3. Воспитатель рисует на доске большую букву В и говорит:

— Здесь спрятались две буквы. Какие? (В и 3.)

V. Пальчиковая игра (по желанию детей).

Занятие 30. Звук [ц] и буква Цц

Цель. Уточнять артикуляцию звука [ц]; упражнять детей в умении проводить анализ предложения; строить предложения по опорным словам; упражнять в умении р/е- лить слова на слоги; упражнять в дифференциации звуков [с — з]; знакомить с буквой Цц; закреплять образ буквы.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, простые карандаши, набор картинок, синие и зеле­ные кружочки (по 4—5 штук); полоски бумаги, ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход занятия

I. Педагог дважды читает стихотворение. Дети первый раз слушают, а второй раз работают со словами: выклады­вают синий кружок, если в слове слышен звук [с], и зеле­ный кружок, если в слове слышен звук [з].

Зайка, заинька косой, Что ты бегаешь босой? Подожди меня в лесу — Я ботинки принесу.

II. 1. Педагог просит детей определить, с каким зву­ком сегодня они будут знакомиться:

Ца-ца-ца,

Цапля, улица, пыльца.

Цы-цы-цы,

Зайцы, мельницы, птенцы.

Цо-цо-цо,

Деревцо, кольцо, крыльцо.

(И. Лопухина.)

Дети определяют, что это звук [ц]. Педагог обращает внимание на то, что звук [ц] во всех словах произносится только твердо (уверенно); у него нет мягкого произнесе­ния, как у других звуков. Например: [с — с'], [м — м'] и т. п. Дети могут продолжить перечень.

2. Артикуляция звука.

Дети разбирают артикуляцию звука [ц], смотря в зер­кало: губы в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идет сильная короткая воздушная струя.

Характеристика звука. Звук [ц] — согласный, всегда твердый,

Ш. 1. Игровое упражнение «Поймай звук».

— Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите^! звук [ц]. (Воспитатель интонационно подчеркивает звук.Н

Примерный набор слов: цапля — аист, царькороль,Ш птица — зверь, яйцо — цыпленок — курица — петух, тле-™ атр — цирк, лисалисица, медведица — медвежата и др.

2. Педагог предлагает сначала определить количество слогов в слове курица, а затем — место звука [ц] в нем. (В середине.)

3. Работа с предложением.

а) — Из чего состоит предложение? (Из слов.) Опреде­лите, сколько слов в предложении: «Курица снесла яйцо», (Три.) Назовите первое слово в предложении (второе, третье). (Дети чертят линии на полоске в соответствии с количеством слов в предложении.)

б) Составление предложений по опорным словам: ба­бушка, вязать, носки, (Бабушка вяжет носки.)

IV.   1. Знакомство с буквой.

Звуку [ц] соответствует буква Цц. Педагог показывает детям букву и читает стихотворение:

Буква Ц —

Внизу крючок,

Точно с краником бачок.

(Е. Тарлапан.)

Букву размещают на панно букв по адресу: первый этаж (нижний ряд), квартира К» 2 (вторая клетка слева).

2. ан ал и ти ко-синтетическая деятельность (с использо­ванием ножниц и буквенного конструктора).

3. Закрепление образов букв. Игра «Чудо-домик». — Этот домик построен из букв. Сколько их живет в домике? (5.) Назови звуки, которые они обозначают.

V. Упражнение для мелкой историки «Циркуль».

Занятие 31. Звук [ш] и буква Шш

Цель. Уточнять артикуляцию звука [ш]; развивать фонематическое восприятие через работу со словами-паро­нимами (отличающимися одним звуком); упражнять в умении дифференцировать звуки [с — ш]; упражнять в правильном употреблении предлогов под, из-под; знако­мить с буквой Шш; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, набор картинок (шмель, кошка, мышка, лягушка); ножницы, вырезанные буквы по количеству детей.

Ход занятия

I. Воспитатель читает стихотворение. Далее выполняется игровое упражнение.

Я назову предмет большой, А вы предмет поменьше. В моих словах звук *Ц» молчит, А в ваших четко так звучит.

дерево — деревце блюдо — блюдце колено — коленце болото — болотце зеркало — зеркальце масло — маслице дело — дельце тело — тельце

II. 1. — Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком. Этот звук живет в слове-отгадке. А теперь послушайте загадку:

Зима ушла за тридевять земель.

Над лугом загудел мохнатый... (шмель).

(И. Гамазкова.)

С какого звука начинается слово шмелъ1 (Со звук [ш].) С этим звуком мы сегодня и будем знакомиться.

2. Артикуляция звука.

Дети произносят слова со звуком [ш]: шмель, мошка,: кошка, шар, шалаш, камыш,

Анализ артикуляции: губы в положении трубочки, зубы сближены, кончик языка за верхними зубами, воздушная струя встречает преграду,

Характеристика звука. Звук [ш] — согласный, всегда твердый.

III. 1. Воспитатель демонстрирует игрушки (картинки): мышка, лягушка, кошка. Просит назвать животных и определить позицию звука [ш] в словах. (В середине.)

2. Игровое упражнение «Прятки». Цель. Работать над правильным употреблением предлогов под, из-под.

Воспитатель показывает, как шмель, мышка и кошка играли в прятки. Три игрушки (картинки) из четырех расставляются под различными предметами в группе (или на столе воспитателя). Одна игрушка (картинка) — водящий (например, шмель).

— Где спряталась кошка? (Кошка спряталась под столом.) Где спряталась мышка? (Мышка спряталась под книгу.) И т. д.

— Шмель нашел всех друзей. Откуда вышла кошка? (Кошка вышла из-под стола.) Откуда выбежала мышка? (Мышка выбежала из-под книги.) И т. д.

Игровое упражнение можно повторить 2—3 раза, меняя водящего и объекты, под которыми прятались животные.

3. Слова-паронимы (отличающиеся одним звуком).

— После игры «Прятки» шмель решил повеселить своих друзей и спеть им смешную песенку, но сначала предупредил своих друзей:

Я буду петь наоборот и веселить лесной народ.

С другом мы играли в чашки, Пили чай из белой шашки. А как правильно?!

Вылезла из норки шишка, На нее упала мышка.

А как правильно?!

Вы можете похохотать и ошибки исправлять.

Петухи, затеяв шпоры, Грозно поднимают споры. А как правильно?!

Мы с сестрой посуду шили И наряды куклам мыли. А как правильно?!

(И. Лопухина.)

4. Игровое упражнение «Звуки спрятались в словах».

Педагог называет слова, в которых одновременно слышатся два звука [с] и [ш]. Необходимо определить место звуков в словах (начале, середине, конце).

Слова для анализа: Саша, сушка, шустрый, шоссе, сушь, шест.

5. Чтение чистоговорки «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». В данном случае главная цель упражнения — чистое произнесение звуков. Темп произнесения предложения убыстряется только до тех пор, пока ребенок может правильно повторять фразу.

IV. 1. Знакомство с буквой.

Показ буквы, рассматривание ее (педагог при этом читает стишок), размещение буквы на панно букв по адресу: второй этаж (вторая строка снизу), квартира № 5 (пятая клетка слева).

Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл.

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и вырезанных букв).

3. Закрепление образов букв.

а) Найди букву Ш среди других: АШОУМХШИШ И т. д.

б) Назови, какие звуки обозначают другие буквы в строчке.

V. Развитие мелкой историки: упражнение «Вертушка» (с карандашом). Ребенок вертит карандаш тремя пальцами: большим, указательным и средним, держась за середину карандаша.

Занятие 32. Звук [ж] и буква Жж

Цель. Уточнять артикуляцию звука [ж]; упражнять детей в умении определять последовательность звуков в словах; упражнять в делении слов на слоги, определении места звука в слове; дифференцировать звуки [с — ш]; работать над интонацией перечисления в предложении; закреплять названия животных и их детенышей; знакомить с буквой Жж; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв; фишки, жук, фланелеграф, набор картинок для фла-нелеграфа; звуковые бусы; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход занятия

I. — Сегодня мы побываем в лесном детском саду. А дорогу нам покажет Мишутка.

а) — Пока мы с ним идем по лесу, давайте определим, сколько частей в слове Мишутка. (Три части.) Где в слове слышен звук [ш], с которым мы познакомились на прошлом занятии? (Б середине.)

б) — Мишутка сочинил для нас песенку. Споем ее вместе с ним. Педагог читает двустишия. Дети повторяют.

1. Язык кверху — ша-ша-ша, Наша Маша хороша.

2. Язык книзу — са-са-са, Укусила в нос оса.

3. Язык кверху — ши-ши-ши, Наши уши хороши.

4. Язык книзу — сы-сы-сы, У осы усы, усы.

Примечание. Педагог может обсудить с детьми фразы из стихов «Язык кверху...», «Язык книзу...». (Это связано с артикуляцией звуков [с] и [ш].)

П. 1. — Смотрите, нас догоняет жук.

Жук жужжит: — Жу-жу-жу, Звук я новый вам скажу.

Вы, ребята, уже догадались, какой звук мы будем сегодня изучать? (Звук [ж].) Повторите слова из стихотворения со звуком [ж].

2. Артикуляция звука.

Дети анализируют артикуляцию звука [ж]. Артикуляция та же, что при произнесении звука [ш], но происходит еще дрожание голосовых связок.

Характеристика звука. Звук [ж] — согласный, всегда твердый.

— А еще какие звуки всегда произносятся твердо? (Звуки [ш] и [ц].)

III. 1. — А вот и лесной детский сад. На зеленый лужок лесные жители приводят своих детенышей. (Воспитатель выставляет картинки.)

Волчица привела волчонка, ежиха привела... (ежонка), лисица привела... (лисенка), лошадь —... (жеребенка), уж —... (ужонка), белка —.,. (бельчонка), медведь —... (медвежонка), чиж —... (чижонка). И т. д.

Найдите детенышей, в названиях которых слышится звук [ж]. (Ежонок, жеребенок, ужонок, медвежонок, чи-жонок.)

2. Интонация перечисления.

— В лесном детском саду малыши жили дружно, все делали вместе.

Первое предложение составляет воспитатель. Далее составляют предложения и манипулируют с картинками дети.

— С пенечка на пенечек перепрыгивали волчонок, ежонок, лисенок, жеребенок, ужонок, бельчонок, медвежонок, чижонок и т. д. (Воспитатель по очереди показывает шишку, бабочку, цветок, мяч и просит детей сказать, что детеныши делали.) Дети отвечают: «Очень любили собирать шишки волчонок, ежонок,...», «Бабочек любили ловить волчонок, ежонок,...».

3. Определение последовательности звуков в слове (с использованием звуковых бус).

— Слово жук длинное или короткое? (Короткое.) Давайте в слове жук определим последовательность звуков. (Первый звук — [ж], второй звук — [у], третий звук — [к]. Слово жук состоит из трех звуков.)

IV. 1. Знакомство с буквой.

Показ буквы и размещение ее на панно букв по адресу: третий этаж (третий ряд снизу), квартира № 5 (пятая клетка слева).

Эта буква широка И похожа на жука. А при этом, точно жук, Издает жужжащий звук: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж!»

(С. Маршак.)

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).

V. Речевая игра «Звуки — буквы». Цель. Закреплять умение детей соотносить звук с буквой.

а) Педагог заранее прячет две буквы (Ж, К) в групповой комнате (в книжном уголке) на тех объектах и предметах, названия которых начинаются с соответствующих звуков (журналы, книги).

Педагог сообщает детям, что сегодня некоторые буквы спрятались в книжном уголке. Он произносит звуки, дети ищут предметы, в названиях которых слышны эти звуки.

б) Дифференциация букв. Дети сравнивают буквы Ж и К, находят сходство и различие.

Занятие 33. Звук [ч] и буква Чч

Цель. Уточнять артикуляцию звука [ч]; упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; учить заканчивать слово одним звуком или одним слогом; знакомить с буквой Чч; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, кукла Манечка, медведь и медвежонок, штампы, гуашь, набор картинок; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход занятия

I- 1- — С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? Найдите на панно букву, обозначающую звук [ж]. Дайте ему характеристику.

2. Закончите предложение словом со звуком [ж], обозначающим действие.

Ножом хлеб... (режут).

Лошади громко... (ржали).

Весенний ручеек весело... (журчит).

Несчастного человека надо... (пожалеть).

У самого синего моря старик со старухой... (жили).

Взял предмет, на место его... (положи).

Пирожки на сковороде мама... (жарит).

По дорожке дети могут быстро... (бежать). И т. д.

82

Дополнительные глаголы: сажать, сижу, вижу, желаю, жду, жгу, кружить, мажет, скажу, сторожу.

II. 1. — Я прочитаю вам стихотворение. Почти во всех его словах есть звук, с которым мы сегодня будем знакомиться. Слушайте внимательно. (Воспитатель при чтении голосом выделяет звук [ч],)

Дырчатая тучка! Поливай водичкой ручки, Плечики и локоточки, Пальчики и ноготочки. Трем мочалкою коленочки, Щеточкой трем хорошенечко Пяточки, ступни и пальчики. Чисто-чисто моем мальчика!

2. Артикуляция звука. Губы округлены и выдвинуты вперед, зубы сближены, широкий кончик языка упирается в передний край нёба, посередине языка идет толчкообразная воздушная струя.

Характеристика звука. Звук [ч] — согласный, всегда произносится мягко (нежно).

III. 1. — Сегодня я расскажу вам историю, которая произошла с девочкой Манечкой. Слушайте и помогайте мне.

На поляночке возле леса девочка Манечка собирала грибочки. Вдруг откуда ни возьмись появился большой лохматый медведь и спрашивает грозным голосом: «Что ты делаешь в моих владениях?» — «Грибочки собираю для мамочки да папочки», — ответила Манечка. «Кто тебе разрешил?! Вот заберу тебя к себе в берлогу, будешь ухаживать за моим сыночком*, — сказал медведь да так и сделал. Посадил Манечку к себе на плечи и понес к своей берлоге.

2. Игра «Договори слово».

а) Одним звуком [ч]:

— А Манечка умная была. Стала она дорогу отмечать, бросать предметы, которые у нее были. Если вы закончите слово звуком [ч], то узнаете, какие это были предметы: клю... (ч), кала... (ч), обру... (ч), мя... (ч).

б) Одним слогом:

— Дорога была длинной, и Манечка стала бросать предметы, которые у нее еще остались. Если вы закончите слово одним слогом (-чек), то узнаете, какими предметами Манечка отмечала дорогу:

плато... (чек) фарту... (чек) носо... (чек)

значо... (чек) крючо.-.(чек) поясо... (чек)

Дошел медведь до берлоги. А там медвежонок сидит, ревет, есть просит. Жалко стало Манечке маленького Мишку. Замесила она быстро тесто, печь истопила и испекла вкусные пирожки.

3. Изменение слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

— Поел и уснул маленький медвежонок, а Манечка прибираться стала. Сначала вымыла большую миску, потом маленькую... (мисочку), сначала большую чашку, потом маленькую... (чашечку), сначала большую ложку, потом маленькую... (ложечку).

Поправила сначала большую подушку, потом маленькую... (подушечку), сначала большую простынку, потом маленькую... (простыночку).

Поставила на полку сначала большую корзину, потом маленькую... (корзиночку). И т. д.

Пришел медведь домой. Смотрит, в берлоге чистота и порядок. Говорит медведь Манечке: «Отпустил бы я тебя домой, да некому за Мишуткой моим присматривать». Тут мимо сорока пролетала, услыхала слова медведя и застрекотала: «Ничего ты, медведь, не знаешь. А в нашем лесочке, на зеленом лужочке детский сад открылся для лесных зверят». Медведь и говорит девочке: «Ну что ж, отведешь Мишутку в детский сад. А потом иди домой, если дорогу найдешь. Не найдешь — у меня жить будешь».

Отвела Манечка медвежонка в лесной детский сад и дорогу домой нашла. А помогли ей предметы, которые девочка по дороге бросала.

Вспомните их, дети. (Дети отвечают развернутым предложением. Воспитатель поощряет ребенка, если он называет несколько предметов, используя интонацию перечисления. При необходимости педагог помогает детям вспомнить предметы.)

IV. 1. Знакомство с буквой.

— Мы познакомились со звуком [ч], а вот буква Ч (показ буквы).

«Ч» — вы правильно решили — Пишут так же, как 4 (четыре). Только с цифрою, друзья, Путать букву нам нельзя.

(В. Степанов.)

Размещение буквы на панно букв по адресу: первый этаж, квартира № 3.

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и вырезанных букв).

3. Закрепление образа букв.

— Посмотрите на эти буквы. Назовите звуки, которые обозначают эти буквы. Сколько здесь букв Ч? Сколько здесь букв Ж?

ЧАУЧМЖНЧБЖДЧ

V. Развитие мелкой моторики.

— Манечка напекла много пирожков для медведей. Пирожки были с изюмом. Давайте украсим пирожки изюмом. (Работа со штампом.)

Занятие 34. Звук [щ] и буква Щщ

Цель. Уточнять артикуляцию звука [щ]; учить детей определять в слове слог (по счету), в котором находится звук [щ]; упражнять в умении изменять слова с помощью! суффикса -ищ; знакомить с буквой Щщ; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, игрушка щенок, набор картинок, наборное полотно, штампы с изображением овощей, гуашь; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход занятия

I. В нашей группе живут славные дети. Всех вас хочется назвать ласково. Назовите свое имя так, чтобы в нем слышался звук [ч]. (Отвечают все дети. Например: Танечка, Сашечка, Вовочка, Мариночка, Женечка, Алешечка и т. п.)

II. 1. — Отгадайте, ребята, какой звук мы сегодня бу-|дем изучать.

Ниночка считала вещи:

Ящик, щетка, прищепка, клещи,

Плюс трещотка, два леща,

Щит и два больших плаща. (Звук [щ].)

2. Артикуляция звука. При произнесении звука [щ]

|губы в легкой улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка за верхними зубами, посередине языка идет сильная воздушная струя.

Характеристика звука. Звук [щ] — согласный, всегда (мягкий.

III. 1. — У Нины был маленький беспомощный щенок. Он жил в ящике. Звали его Щеня. Однажды заглянула Нина в ящик и увидела там вещи, которые давно потерялись (воспитатель показывает картинки, дети их называют): щетка, клещи, удилище, щипцы. Щенок виновато поджал хвост.

Нина любила произносить слова и изменять их. А нок помогал ей в этом: если Нина говорила правильно, Щеня молчал и внимательно слушал. Но если она делала ошибку, Щеня заливался громким и недовольным лаем.

Давайте и мы, ребята, попробуем изменять слова, а Щеня нам в этом поможет. (Воспитатель выставляет на наборное полотно три картинки: клещи, щетку, плащ.) Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ. (Другие фразы договаривают дети. Если они ошибаются, щенок начинает лаять.)

Ты ищешь....

Он ищет....

Мы ищем....

Вы ищете....

Они ищут....

2. Определение в слове слогов со звуком [щ].

— Нина заметила, что больше всех Щене нравятся слова со звуком [щ], И решила она научить щенка определять место этого звука в слове. Щеня быстро научился. А мы с вами сможем это сделать? Давайте попробуем! (Воспитатель выставляет картинки и (или) произносит слова.)

Образец: щегол — в слове два слога, звук [щ] находится в первом слоге.

Примерный материал: роща, вещи, товарищ, щепки, щит, чудовище, сокровище, овощи, плющ, ящерица.

3. — Прошел год. Щеня вырос и стал большой собакой. Раньше у него была маленькая голова, а теперь не голова, а головища (дети помогают), не лапы, а..., не глаза, а..., не зубы, а..., не нос, а..., не усы, а..., не когти, а..., не хвост, а....

IV. 1. Знакомство с буквой.

— Нина стала обучать Щеню буквам. И конечно, первой буквой, с которой она познакомила собаку, была буква Щщ. Вот она (демонстрация буквы, рассматривание ее и размещение на панно по адресу: первый этаж, квартира № 4).

На расческу «Щ» похожа. Три зубца всего? Ну что же!

(Е. Тарлапан.)

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использо-! ванием ножниц и буквенного конструктора).       '

3. Закрепление образов букв. Дифференциация образов букв Ш, Щ, Ц.

— Какие элементы нужно убрать из Щ, чтобы получить другие буквы?

V. Развитие мелкой историки.

Работа с двумя штампами одновременно (ребенок работает двумя руками). На штампах изображены овощи: один маленький, другой большой (морковь — морковища, репа — репища, капуста — капустища, огурец — огуречище и т. д.).

Занятие 35. Звуки [л — л'] и буква Лл

Цель. Уточнять артикуляцию звуков [л — л']; учить детей находить слова по слоговой схеме; упражнять в образовании родительного падежа множественного числа существительных; работать над лексическим значением слов; знакомить с буквой Лл; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, карандаши, картинка с изображением ласточки, конверт с набором картинок и цифр, наборное полотно; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход занятия

1. 1. — Вспомните, дети, с каким звуком мы знакомились на прошлом занятии. (Со звуком [щ].) А сейчас поиграем в игру «Преврати слово». Я буду говорить слова, а вы будете заменять первый звук в моем слове на звук [щ]. У вас получится новое слово.

кепка — щепка мука — щука кит — щит мель — щель тучка — щучка тетка — щетка

2. Педагог просит объяснить значение нескольких пар слов.

П. 1. Воспитатель предлагает отгадать загадки.

Угадайте, что за птичка — Темненькая невеличка, Беленькая с живота. Хвост раздвинут в два хвоста. Всех быстрей она летает, Мошек на лету хватает. Если к нам летит она, Значит, началась весна.

(Ласточка.)

Хитрая плутовка, Рыжая головка,

Пушистый хвост — краса. А кто это?

(Лиса.)

— Назовите первый звук в слове ласточка. (Звук [л].) А в слове лиса? (Звук [л'].) Со звуками [л — л'] мы будем сегодня играть.

2, Артикуляция звуков.

Дети смотрят в зеркала и самостоятельно анализируют артикуляцию звуков [л — л']: губы открыты, зубы сближены, широкий кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, голосовые связки вибрируют.

Характеристика звуков. Звуки [л — л'] — согласные, бывают мягкими и твердыми,

III. 1. Воспитатель показывает картинку, на которой изображена ласточка.

— Ласточка прилетела к нам в гости и принесла в клюве конверт. Что же в нем? Картинки и схемы слов. Ласточка хочет, чтобы мы нашли по картинкам слова со звуками [л — л']. Но при этом в словах должно быть столько слогов, сколько кружков показано на схеме.

Если ласточка покажет схему ——, мы должны найти слова со звуками [л — л'], состоящие из одного слога.

Если ласточка покажет схему —— ——, значит, мы должны найти слова со звуками [л — л'], состоящие из двух слогов, и т. д.

Воспитатель выставляет на наборное полотно следующие картинки: лук, стол, стул, лом, след, шмель, хлеб, лампа, лодка, весло, пила, белка, полка, мальчик, палатка, солонка, молоток, скакалка, малина и т. п. Количество картинок должно соответствовать количеству детей. Педагог меняет карточки со схемами после ответа каждого ребенка.

2, Образование существительных родительного падежа множественного числа.

— Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.

4 а)У ласточек есть перья, а у людей нет

У ласточек есть крылья, а у людей нет.

У ласточек есть лапы, а у людей нет.

У ласточек есть птенцы, а у людей нет.

У ласточек есть клювы, а у людей нет..

У ласточек есть хвосты, а у людей нет,.

У ласточек есть гнезда, а у людей нет

б)У людей есть волосы, а у ласточек нет

У людей есть руки, а у ласточек нет...

У людей есть ноги, а у ласточек нет...

... (перьев)..- (крыльев)... (лап).. (птенцов).

(клювов).

(хвостов).... (гнезд).

... (волос), (рук).

(ног).

У людей есть зубы, а у ласточек нет... (зубов), У людей есть лица, а у ласточек нет... (лиц). И т. д.

IV. 1. Знакомство с буквой.

— Слово ласточка, как вы мне сказали в начале нашего занятия, начинается со звука [л]. А слово лиса начинается со звука [л']. Звукам [л — л'] соответствует буква Лл. (Показ буквы, рассматривание ее и размещение на панно букв по адресу: четвертый этаж, квартира № 3.)

«Л» — шалаш, что скроен ладяо.

Летом там в жару прохладно.

А в шалаш, как раз для нас,

Есть на «Л» похожий лаз.

(В. Степанов.)

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).

3. Закрепление образов букв. Выполняется задание на расшифровку рисунков, состоящих из комбинации букв (например, Л и Д и др.).

V. Игровое упражнение «Пила» на умение сочетать движения рук со словами.

Дети встают парами, руки крест-накрест. Ребята пилят дрова, сопровождая действия словами.

Запилила пила,

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и стала.

Начинай сначала.

Образовав новые пары, дети продолжают игру.

 

Занятие 36. Звуки [р — р'] и буква Рр

Цель. Уточнять артикуляцию звуков [р — р']; упражнять детей в звуковом анализе слов-паронимов (отличающихся одним звуком); упражнять в дифференциации звуков [р — л]; знакомить с буквой Рр; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, наборное полотно, набор картинок, мел, нитки бисера, загрунтованная поверхность с нанесенным рисунком; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей; звуковые бусы.

Ход занятия

I. 1. Дети вспоминают звуки, с которыми они познакомились на последнем занятии. Педагог предлагает начать занятие с игры «Пила» (повторить 2—3 раза).

2. Слого-звуковой анализ слова пила (количество слогов; определение звуков в слогах; характеристика звуков: [п'] — согласный, мягкий; [и] — гласный; [л] — согласный, твердый; [а] — гласный).

II. Артикуляция звуков.

— А теперь я расскажу вам про ребят, которые отправились в поход. Они собрали рюкзаки, взяли карту, продукты и пошли в дальний бор. По дороге решили собирать не ягоды и грибы, а слова со звуками [р — р']. Давайте и мы присоединимся к туристам, но сначала вспомним, как правильно произносятся эти звуки.

Дети произносят звуки, смотря в зеркала, и рассказывают: «При произнесении звуков [р — р'] губы приоткрыты, зубы сближены, кончик языка поднят к верхним зубам я дрожит, голосовые связки вибрируют*.

Характеристика звуков. Звуки [р — р'] — согласные, бывают твердыми и мягкими.

III. 1. — Нам с вами тоже нужно собрать вещи, необходимые в походе, и сложить их в рюкзак.

Воспитатель выставляет следующие картинки: кружка, топор, палатка, табурет, продукты, мясорубка, утюг, аптечка, карта, компас, самовар, будильник, удочка, матрешка, гири. Дети отбирают необходимые предметы и объясняют, для чего они нужны. Остальные картинки убираются.

— Ребята, давайте положим в рюкзак сначала предметы со звуками [р — р'], а затем все остальные предметы,

2. — Идут ребята лесом, ищут слова со звуками [р — р'], да найти не могут. Вокруг елки да сосны. А под ними лисички, подосиновики, маслята. Опечалились дети. Вдруг видят, навстречу им идет человек. Это егерь. Он наблюдает за жизнью лесных животных и птиц и помогает им в трудное время. Узнал егерь, зачем ребята в лес пришли, и говорит: «Слов со звуками [р — р'] в моем лесу видимо-невидимо. Только вы не так их ищете. Я вам помогу. Что вы видели в лесу?»

— Сосны, ели, — отвечают дети.

— Как их называют одним словом? (Деревья.) Вот вам первое слово, которое вы искали. А в названиях частей дерева тоже слышен звук [р]. Назовите их. (Корень, кора, верхушка, крона.)

Ребята стали внимательно смотреть вокруг и собрали много слов. Как вы думаете, какие слова назвали туристы? (Примерный перечень слов: тропинка, трава, ромашки, грибы, кустарник, звери, муравейник: и др.)

3. — На привале дети стали играть в игру «Слова». Они заменяли в словах звук [л] на звук [р]. Назовите слова: лак —... (рак), игла —... (игра), булки —... (бурки), жалко —... (жарко).

4. Звуковой анализ первой пары слов (лак — рак). Слого-звуковой анализ второй пары слов (игла — игра).

IV. 1. Знакомство с буквой.

— Вернулись ребята из похода, и всем им захотелось познакомиться с буквой, которая соответствует звукам [р — р']. Вот она, ребята! (Воспитатель показывает букву Рр и размещает ее на панно букв по адресу: четвертый этаж, квартира № 4.)

«Дрожу от страха До сих пор! — Воскликнуло полено: Похожа буква на топор! Расколет непременно!»

2. Аналитике-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).

3. Закрепление и дифференциация образов букв.

а) Найди и обведи букву Рр в цепочке.

РорБСрАРВШрбР

б) Чем отличаются буквы в парах? ВР ЛА ШЩ РФ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: