Разные подходы к пониманию сущности социального воспитания (исторический аспект)

В разные периоды философские и педагогические течения, отдельные педагоги и философы выдвигали идеи социального воспитания. Они легли в основу разработки теории социальной педагогики и были признаны лишь в конце XIX в. В начале XX в. в России они получили развитие в виде социального воспитания.

Выделяются следующие типичные подходы к пониманию сущности и содержания (направления, раскрывающие содержание) социального воспитания.

Воспитание гражданина (гражданское воспитание), характерное для любого общества, осуществляется под влиянием и контролем государства (В.В. Зеньковский, А.В. Луначарский, Н.Н. Иорданский и др.). Оно ориентируется на потребности государства в воспитании подрастающего поколения, подготовке его к жизни в обществе. И государство, в разные периоды своего развития, преднамеренно или непреднамеренно осуществляет направленное (социальное) воспитание. Оно определяет цели, содержание и пути реализации воспитания, создает для этого институты, а также обеспечивает контроль за их воспитательной деятельностью.

Под воздействием гражданского воспитания формируется личность с развитым чувством патриотизма и активной позицией по его осуществлению. Подобного рода задачи социального воспитания выдвигались еще Платоном (428 или 427 до н. э. – 348 или 347 до н.э.). В работах «Государство» и «Законы» он обосновал свое видение роли государства в определении содержания воспитания. Оно заключалось в том, что государство, думающее о своем благополучии, предусматривает направленную воспитательную деятельность, обеспечивающую развитие социальности молодежи. «Законодатель, – писал Платон, – не должен допускать, чтобы воспитание детей было чем-то второстепенным и шло как попало. Напротив, это первое, с чего должен начать законодатель». К таким идеям он пришел, анализируя источники благополучия государств своего времени.

Общественное воспитание, воспитание человека для данного общества (Зеньковский, Иорданский и др.). Данное направление следует назвать общественно-государственным, так как ведущая роль в его реализации принадлежит государству и школе. Оно является средством совершенствования общественной жизни и самого государства. Улучшая систему воспитания подрастающего поколения, оно обеспечивает и соответствующее изменение общества. Более культурное и воспитанное поколение способствует позитивному изменению общества, в котором оно живет. Как писал Зеньковский: «Воспитание должно отвечать на запросы времени, должно пойти навстречу нуждам жизни и подготовлять людей нового склада, с иными навыками, с иными понятиями».

Ведущая роль в социальном (общественном) воспитании принадлежит прежде всего школе. «Школа (как и другие органы воспитания, конечно), – писал Зеньковский, – должна взять на себя задачи социального воспитания, должна готовить не только образованных людей, не только дельных работников, но и граждан, способных к общественной работе, воодушевленных идеалами солидарности».

Формирование человека в соответствии с социальным идеалом (Иорданский) – через новое поколение людей сформировать соответствующее общество. В основе такого социального воспитания лежало положение о направленном развитии социальных сил ребенка, формировании качественно нового человека по модели социального идеала и, таким образом, изменении общества.

Такой подход существовал в педагогике вообще и в России в частности. Еще в XVIII в. Руссо провозгласил в своих произведениях идею создания нового «человека» вне влияния окружающей среды во всей целостности его неразрушенной природы, что дало бы возможность сформировать «новую породу» людей. Главный недостаток концепции Руссо в том, что он не смог соединить личный опыт ребенка с имевшимся (накопленным) социальным опытом. Он предлагал «урезанное» (ограниченное) социальное воспитание.

Во времена Екатерины II был приглашен И.И. Бецкой (1704–1795), который разработал проект, предусматривающий с помощью воспитания дворянской молодежи сформировать качественно новое общество. Предлагал создать закрытые учебные заведения, изолированные от влияния семьи и общества. Бецкой разработал организационные основы их существования, специальные учебные программы. Этот проект был обречен, так как в условиях сохранения крепостничества невозможно было добиться качественных общественных изменений.

В 1920-е и последующие годы также ставилась задача с помощью социального воспитания формировать людей нового типа – строителей нового общества. Такое воспитание имело классовый, партийный характер, идеалом его являлось всестороннее гармоничное развитие человека. Оно предусматривало как направленное воспитание подрастающего поколения, становление определенного типа человека, так и перевоспитание взрослых людей (членов семьи, членов трудовых и ученических коллективов и пр.). Для реализации идеи социального воспитания в Советской России стали действовать соответствующий институт и академия. Государство через институты социального воспитания обеспечивало активное влияние на формирование различных категорий людей.

В рамках данного подхода социальное воспитание предусматривало также создание социально активной личности, приоритетом жизнедеятельности которой является общественное (Зеньковский, Иорданский и др.). Основная задача социального воспитания заключалась в развитии социальной активности, «вкуса» к социальной деятельности, духа солидарности, способности подниматься над личными, эгоистическими замыслами.

Основным средством социального воспитания в государстве была образовательная система, представлявшая собой орудие государственной власти для достижения социальных целей. Была образована Академия социального воспитания. Она стала научно-педагогическим центром, обосновав содержание и пути реализации идеи социального воспитания. Образовательные учреждения (дошкольные, массовая школа, высшая школа) осуществляли ту цель в воспитании подрастающего поколения, которую ставила перед ними государственная власть. В учебных заведениях изучалась теория и практика социального воспитания. В 1923 г. вышло первое учебное пособие, подготовленное Иорданским.

Навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни народам других стран. Такой подход ориентирован преимущественно на детей, подростков, молодежную среду, отдельные личности. Он осуществлялся и осуществляется через средства массовой информации, негосударственные учреждения, организации, отдельных личностей – эмиссаров, принявших предлагаемые идеалы, ценности и образ жизни. Истоки такого подхода надо искать в Средних веках. В тот период практиковалась активная деятельность эмиссаров христианства по пропаганде и активному внедрению учения Христа в сознание масс, расширению числа верующих и распространению его учения по миру. Она реализовывалась не только словом, но и оружием. С этой целью создавались и специальные объединения, сообщества. В 1534 г., например, был создан иезуитский орден – воинов Христа.

В современных условиях это направление находит выражение в деятельности средств массовой информации, различных эмиссаров, общественных движений и организаций по пропаганде и утверждению американских идеалов, ценностей и образа жизни, религиозных учений в разных странах мира, в том числе и в России. Примером такой деятельности является вовлечение людей различного возраста в систему ценностей и образ жизни сект. Подобные секты нередко имели деформирующий, зомбирующий характер, негативно сказывающийся на здоровье, поведении и материальном положении людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: