Формирование читательской грамотности младших школьников

Десять советов учителю по формированию читательской грамотности младших школьников. – Текст электронный // Начальное образование. – 2016. - №6. – С. 3-6; 2017. – №1. – С. 3-8. – (Из портфеля главного редактора). – URL: https://znanium.com/read?id=175215;                                                        https://znanium.com/read?id=124176

В статье раскрываются особенности формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе. Дается характеристика разных видов текстов. С учетом специфики содержания учебных предметов предлагаются советы о применении целесообразных методов и приемов формирования у младших школьников умений работать с информационно-содержательным, инструктивным и справочным текстами.

Хомякова, И. С. Особенности творческих заданий на уроках творческого чтения / Хомякова И. С. – Текст электронный // Начальное образование. - 2018. - № 4. - С. 24-30. - (Обсуждаем проблему). - URL: https://znanium.com/read?id=330827

В статье раскрываются методические приемы, позволяющие наиболее активно развивать творческие способности младших школьников на уроках литературного чтения. В их числе: речевые разминки; работа над характеристиками литературных героев, составлением плана и аннотации к тексту; его анализ и пересказ; создание мини-сочинений; выбор иллюстраций к литературному произведению с учетом содержания полного текста и фрагмента; сопоставление близких по тематике произведений литературы и изобразительного искусства.

Хомякова, И. С. Современные методические подходы к преподаванию литературного чтения / Хомякова И. С. – Текст электронный // Начальное образование. - 2017. - №2. – С. 20-26. - (Реализуем стандарт второго поколения). - URL:  https://znanium.com/read?id=115796

В статье анализируются методические подходы, которые позволяют наиболее эффективно реализовывать основные предметные требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения по литературному чтению. Определяются содержание, формы и актуальные тренды – смысловое чтение, работа с текстом.

Васильевых, И. П. Обучение школьников текстовой деятельности для формирования у них умений создавать собственные тексты / Васильевых И. П. – Текст электронный // Начальное образование. - 2019. - №2. - С. 26-33. – (Педагогические исследования). – URL: https://znanium.com/read?id=342102

В статье с опорой на данные опроса, проведенного среди учителей начальных классов и учителей-словесников, анализируется проблема обеспечения преемственности в обучении школьников аналитической текстовой деятельности. Освоение учащимися навыков аналитической работы с текстом рассматривается в качестве важнейшего условия для становления у них умения создавать собственные тексты. Предлагаются подходы к содержанию обучения текстовым действиям, охарактеризованы этапы организации работы педагога по формированию у младших школьников навыков самостоятельного создания письменных высказываний.

Полякова, Э. И. Обучение младших школьников созданию текста-рассуждения / Полякова Э. И. – Текст электронный // Начальное образование. – 2018. - №1. - С. 15-18; №2.- С. 33-37.- (Реализуем стандарт второго поколения).– URL: https://znanium.com/read?id=330824

В статье раскрывается содержание работы по формированию у младших школьников в соответствии с ФГОС начального общего образования интеллектуальных умений, необходимых для составления текстов-рассуждений. Охарактеризованы различные виды и жанры текстов и описаны их структура. На конкретных примерах рассмотрены методические приемы и формы организации процесса обучения детей младшего школьного возраста созданию текстов-рассуждений.

 

Шило, Т.Б. Обучение младших школьников в работе с текстами научного стиля / Шило Т.Б. – Текст электронный // Начальное образование. - 2019. - №4. – С. 22-26; №5. – С. 38-41. – (Педагогические исследования). – URL: https://znanium.com/read?id=347771;

https://znanium.com/read?id=352575

Статья обращена к актуальной проблеме, касающейся работы над текстами научного стиля и содержания в современной начальной школе. В части требований, предъявляемых ФГОС начального общего образования к предметным результатам освоения основной образовательной программы по литературному чтению, отмечена необходимость обучения младших школьников приемам интерпретации и анализа не только художественных, но также научно-популярных и научно-учебных текстов. Автором приведены характерные особенности и различия этих двух направлений текстов научного стиля. На конкретных примерах раскрываются методы и приемы работы с научно-популярными и научно-учебными текстами.

Креславская,Т. А. Становление читательской деятельности и творческое развитие младших школьников на основе метода дискретного чтения / Креславская Т. А. – Текст электронный //Начальное образование. - 2020. - №2. - С.10-13. – (Актуальная тема). – URL: https://znanium.com/read?id=351840

В статье рассматривается метод дискретного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе как эффективное средство формирования читательской деятельности, умений анализировать изложенную в текстах информацию, развития творческих способностей детей. Дается характеристика содержания и технологии дискретного чтения на первом этапе освоения читательской деятельности учащимися первого-второго класса: прерывистое чтение; раздельное чтение; дробное чтение. Приводятся правила реализации дискретного чтения: «Представляй, Переживай, Понимай то, что читаешь». Раскрывается методика руководства педагога выполнением школьниками творческих заданий, особенности работы учителя, который организует творческие интерпретации литературных произведений в виде создания иллюстраций, инсценировок, пересказа текста с произвольным его дополнением-продолжением, театрализации, проведения игр-постановок.

Савостьянов, А. И. Обучение младших школьников смысловому чтению / Савостьянов А.И. – Текст электронный // Начальное образования. - 2020. - №.2. - С. 44-47. - (В помощь педагогу). - URL: https://znanium.com/read?id=351840

В статье обсуждается проблема становления читательской грамотности у младших школьников, соответствующая ведущим требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рассматриваются виды смыслового чтения, методы формирования умений и навыков смыслового чтения. Предлагается авторская технология продуктивного чтения, раскрыто содержание ее этапов.

Сильченкова, Л. С. Проблема формирования у читателей младшего школьного возраста воссоздающего воображения / Сильченкова Л. С., Страдова А. И. – Текст электронный // Народное образование. – 2019. - №5. – С. 13-21. – URL: https://znanium.com/read?id=352575

Статья посвящена актуальной проблеме современного начального образования – становлению воссоздающего воображения как важнейшей предпосылки и необходимого компонента читательской грамотности. Воображение рассматривается как синтезирование представлений, мышления, интуиции в ходе восприятия текста. Оно завершает этот синтез. С учетом заключений специалистов в общей психологии и большого педагогического опыта на примерах работы учащихся с литературно-художественными произведениями раскрываются возможности и условия формирования читательского воссоздающего воображения в образовательной практике начальной школы.

Сильченкова, Л. С. Комплексная работа над словом на уроках литературного чтения / Сильченкова Л. С, Егорова Е. С. – Текст электронный // Народное образование. - 2017. - №5. - С.13-19. - (Инновации в обучении). - URL: https://znanium.com/read?id=305321

В статье рассматривается проблема формирования у младших школьников на уроках литературного чтения лексических умений как метапредметных информационных. По мысли авторов, уже при работе с текстом художественного произведения словарно-лексические умения учащихся следует формировать с позиций компетентностного подхода, то есть, с одной стороны, как читательские умения, востребованные при работе с конкретным текстом, а с другой – как широкие речевые умения, которые включают и навыки чтения, и культуру речи младших школьников.

Сильченкова, Л. С. Формирование у младших школьников читательских умений на основе работы с познавательными текстами  / Сильченкова Л. С., Кочеткова Т. Н. – Текст электронный // Начальное образование. - 2017. - № 4. - С. 9-17. - (Обсуждаем проблему).– URL:https://znanium.com/read?id=302932

В статье рассматривается работа с научно-познавательными произведениями на уроках литературного чтения в свете требований ФГОС начального общего образования. Дается краткое описание истоков и традиций методики работы с такими текстами, а также практики применения научно-познавательной литературы в начальной школе. Приводится пример современного подхода к работе с научно-познавательными произведениями на уроках литературного чтения. Особое внимание уделяется формированию у младших школьников текстовых умений при работе с научно-художественными произведениями, которые важны как для уроков литературного чтения, так и для уроков по остальным учебным предметам начальной школы.

Федорова, Н. В. Поговорим о дружбе [художественные произведения о дружбе человека и животных] / Федорова Н. В. – Текст электронный // Начальное образование. - 2017. - №1. – С. 43-45.- (В помощь учителю). – URL: https://znanium.com/read?id=124176

В статье показан образец использования художественных произведений, посвященных дружбе человека и животных, в процессе воспитательной работы с младшими школьниками. Беседы с учащимися могут проводиться на уроках окружающего мира и литературного чтения. Художественные тексты указанного содержания целесообразно использовать при организации классных часов, внеклассных мероприятий, предлагать детям в качестве домашнего задания для совместного чтения с родителями.

Копотеева, Г. Л. Применение средств мультимедиа для развития читательской грамотности учащихся младших классов / Копотеева Г. Л, Мерзликина И. В. – Текст электронный // Начальное образование. - 2019. - №6. - С. 32-36. - (В помощь педагогу).– URL:https://znanium.com/read?id=354007

В статье рассматривается проблема необходимости использования увлеченности учащихся гаджетами для активизации их потребности в чтении, формирования у них читательской грамотности. Как средство решения этой задачи предлагается интеграция междисциплинарных программ становления универсальных учебных действий «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-готовности обучающихся». Подчеркивается универсальность предложенной модели и технологий, которые позволяют в процессе внеклассных занятий повышать уровень читательских универсальных учебных действий школьников на начальном и основном этапах общего образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: