Поставьте имена собственные в нужный падеж

Контрольная работа

По культуре речи и стилистике

Мирзалиевой Фирузы

Задание 1. Подготовьте 2 карточки с наиболее трудными для Вас словами (по образцу). Выучите особенности произношения данных слов. (Ударение в данных карточках не расставлять!)

 

автономия агрономия алфавит аристократия асимметрия
бадминтон бензопровод боязнь вакцина вербовщик
включить вполшага герба граффити гротеск
диспансер договор жалюзи жерло заговор
занятой зевота искра исподволь каталог
кедровый кремень латте манящий начисто
недуг облегчить оптовый отрочество отчасти
принудить разогнутый розлив сироты таинство
танцовщица тотем трансфер умно фетиш
цедра экскурс эксперт   экспорт ячмень

 

Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями (ударные гласные выделены жирным шрифтом), составьте словосочетания (по вариантам)

 

Вариант 1. Атлас – атлас, броня – броня, видение – видение, вязанка – вязанка, ирис – ирис, кирка – кирка, клубы – клубы

А тлас – собрание карт.

А тлас мира.

Атл а с – вид ткани.

Сиреневый атл а с.

 

Бр о ня – закрепление чего-либо.

Документальная бр о ня.

Брон я – защитный слой материала.

Прочная брон я.

В и дение – способность видеть и оценивать.

В и дение проблемы.

Вид е ние – образ, явление из мира фантазии, воображения (призрак, привидение).

Страшное вид е ние.

 

В я занка – вязаная вещь.

Шерстяная в я занка.

Вяз а нка – связка чего-либо (чаще дров или хвороста).

Вяз а нка хвороста.

 

И рис – растение.

Семена и риса.

Ир и с – конфеты.

Приторный ир и с.

 

К и рка – церковь в лютеранстве.

Красивая к и рка.

Кирк а – инструмент для добычи горных пород.

Сломанная кирк а.

Кл у бы – место, объединяющее людей по схожим интересам.

Детские кл у бы.

Клуб ы – летящая масса, имеющая шаровидное очертание.

Клуб ы дыма.

Задание 3. Составьте распространенные предложения с данными словами (по вариантам)

 

Вариант 1. Бережный – бережливый, веский – весомый, выборный – выборочный, гнездо – гнездовье, драматический – драматичный, жилищный – жилой, задерживать – сдерживать

 

Бережный

Ко всему нужно относиться бережно, иначе за ошибки придется дорого расплачиваться.

Бережливый

Нельзя быть слишком бережливым, потому что можешь оттолкнуть от себя людей.

 

Веский

Чтобы доказать свою правоту, нужно привести веские аргументы. 

Весомый

Он внес весомый вклад в развитие музыкального стиля, благодаря своему таланту.

 

Выборный

Президент – выборный глава государства в странах с республиканской формой правления.

Выборочный

Учитель стал выборочно проверять домашнее задание у учеников.

 

Гнездо

Когда мы вечером гуляли, я заметила покинутое гнездо.

Гнездовье

Специальную экспедицию отправили исследовать птичьи гнездовья.

 

Драматический

Я давно не ходила в Драматический театр.

Драматичный

Музыка была слишком драматичной, казалось, что душа разрывалась на части.

 

Жилищный

В первую очередь, жилищный вопрос остро встаёт перед молодежью.

Жилой

Совсем недавно построили жилой комплекс с отличной детской площадкой.

 

Задерживать

Был задержан мужчина сорока пяти лет, которого подозревают в угоне автомобиля.

Сдерживать

Я стараюсь сдерживать свои обещания, потому что не хочу подвести кого-то.

 

Задание 4. Исправьте ошибки в данных предложениях (общее задание для всех вариантов).

1. Большая половина игры уже прошла.

Большая часть игры уже прошла.

2. Все дети страшно обрадовались.

Все дети очень (сильно) обрадовались.

3. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.

Внеклассная работа играет положительную роль в развитии детей.

4. Этот ак­тер уже давно заслужил славу зрителей.

Этот актёр уже давно заслужил славу у зрителей.

Этот ак­тер уже давно заслужил признание зрителей.

5. Подавляю­щее количество заданий было выполнено.

Подавляю­щее большинство заданий было выполнено.

Значительное количество заданий было выполнено.

6. Особен­ный интерес ученики проявили к выставке школь­ных поделок.

Особый интерес ученики проявили к выставке школьных поделок.

7. Один поступок Чацкого привел меня в неясность.

Один поступок Чацкого привел меня в недоумение.

Один поступок Чацкого привел меня в замешательство.

8. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой.

Сейчас многие писатели пристально следят за политикой.

Сейчас многие писатели усердно занимаются политикой.

9. Ученики пристально слушали выступление артиста.

Ученики внимательно слушали выступление артиста.

10. Но перед тем, как использовать материал и легко вибрировать им, я хочу изложить свои мысли о Базарове.

Но перед тем, как использовать материал и легко управлять им, я хочу изложить свои мысли о Базарове.

Но перед тем, как использовать материал и легко манипулировать им, я хочу изложить свои мысли о Базарове.

11. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли.

Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям объединиться в единое княжество и встать на защиту русской земли.

Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям сплотиться в единое княжество и встать на защиту русской земли.

12. Все это и рисует представление о «Слове о полку Игореве».
Всё это и создает представление о «Слове о полку Игореве».


Всё это и дает представление о «Слове о полку Игореве».

Все это и есть «Слово о полку Игореве».

13. Зарисовки также помогают читателю лучше понять текст.

Зарисовки также помогают читателю лучше осознать текст.

14. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему.

Ученики сами могут задать вопросы выступающему.

15. «Гранатовый браслет» - одно из самых подтверждающих произведений Куприна.

«Гранатовый браслет» - одно из самых выдающихся произведений Куприна.

 

Задание 5. Выполните 2 упражнения на выбор.

 

Поставьте имена собственные в нужный падеж.

1. Состоялась встреча депутата Ирины (Хакамада) с избирате­лями. 2. В детстве мы все читали сказки братьев (Гримм). 3. Снима­ется новый фильм с Дмитрием (Харатьян), Сергеем (Никонен­ко) и Сергеем (Гармаш). 4. На днях в Барселоне случайные прохожие стали свидетелями настоящих рекламных съемок с участием звезд подиума (Синди Кроуфорд) и (Валерия Мацца). 5. На балу присутствовали лорд и леди (Гамильтон), муж и жена (Буш) и супруги (Кент). 6. Только на лекции по литературе мы узнали, что Томас и Генрих (Манн) – братья. 7. Наши современники плохо знакомы с творчеством (Шота Руставели). 8. Мы отправились в гости к Юрию (Шевчук) и Наталье (Шевчук). 9. Совершенно слу­чайно или вполне намеренно в избирательном списке оказалось два (Никифоров) и оба (Николай).

Ответ:

Состоялась встреча депутата Ирины Хакамады с избирате­лями. 2. В детстве мы все читали сказки братьев Гримм. 3. Снима­ется новый фильм с Дмитрием Харатьяном, Сергеем Никонен­ко и Сергеем Гармашем. 4. На днях в Барселоне случайные прохожие стали свидетелями настоящих рекламных съемок с участием звезд подиума Синди Кроуфорд и Валерии Маццы. 5. На балу присутствовали лорд и леди Гамильтон, муж и жена Буши и супруги Кент. 6. Только на лекции по литературе мы узнали, что Томас и Генрих Манны – братья. 7. Наши современники плохо знакомы с творчеством Шоты Руставели. 8. Мы отправились в гости к Юрию Шевчуку и Наталье Шевчук. 9. Совершенно слу­чайно или вполне намеренно в избирательном списке оказалось два Никифорова и оба Николая.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: