Историческая тема в поэзии М. Ю. Лермонтова

Начало поэтической биографии Лермантова дуэль и смерть Пушкина («Смерть поэ́та»). В стихотворении М.Ю.Лермонтова прослеживается мистическая точность судьбы поэта, для которого свершился приговор. Период литературной известности у поэта был не долгий, всего составил 4 года. Конечно стихи Лермантов писал и раньше, но известность пришла к нему в 1837 году. Одной из причин почему ранее поэт не приобрел известность, это то что Лермантов не принадлежал к литературному кругу. У него было довольно мало литературного объщения, оно не могло состаяться так как Лермонтов всю жизнь держался сам по себе. Великий романтик Лермонтов вошел в конце 30-х г.когда литературный романтизм шел на спад. Историческая тема - одна из важнейших тем Лермонтова. В ранний период своего творчества Лермонтов обращается к истории с поэзий поэта - романтика и ищет в прошлом романтических героев. Из русской истории Лермонтов берет образ безжалостного волжского атамана (стихотворение 1831 г. «Атаман»), который также наделен всеми чертами романтического героя: сильный человек, противопоставивший себя толпе, но несвободный от своих страстей.

Смысл лермонтовского обращения к исторической теме- взгляд на прошлое с позицией современности, противопоставлениенастоящего и прошлого.

Центральным произведением Лермонтова, посвященным теме исторического прошлого России, является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».В основе поэмы – фольклерный сюжет, восходящий к народным песням про царя Иванв Грозного.

Обращение к темам русской истории для Лермонтова было важно по двум причинам. Во- первых, поэт пытается найти и показать читателям- современникам примеры, достойныегордости и подрожанию. Во- вторых, историческое прошлое России дает Лермонтову богатый художественный    материал.

Историческая тема - одна из важнейших тем лирики Лермонтова вообще - разрабатывается на протяжении всего творческого пути поэта. Лермонтова можно без преувеличения назвать поэтом прошлого и настоящего.

Поступок купца Колашникова производит столь сильное впечатление именно потому, что его бунт против несправедливости облечен в форму покорности т смирения. В поэме читатель сталкивается с тремя романтиками, Киребеевичем который замахивается на узы брака; и царь; поскольку посылает на свидание с Аленой Дмитреевной. Но Калашников испытывает наиболее яркое переживание, и в конце смиряется со своей судьбой.

Идея сильной личности и значимых людей получает свое развитие и в более позднем творчестве поэта, однако рассматривается она уже в несколько ином аспекте. Основная мысль исторических стихов Лермонтова зрелого периода с определенной четкостью выражена в стихотворении 1837 года “Бородино”:

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Смысл лермонтовского обращения к исторической теме - взгляд на прошлое с позиций современности, противопоставление прошлого и настоящего. С одной стороны он видит “могучее, лихое племя”, а с другой:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда...

Эпоха, когда общественная жизнь замирает, сменяется периодом рефлексии. Можем сказать, что к исторической теме Лермонтова приводят постоянные и мучительные размышления о судьбе своего поколения. Его зовут и манят “веков протекших великаны”, так как в современной ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков. “Самый выбор этого предмета, - писал Белинский, - свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем”.

Центральным произв едением Лермонтова, посвя щенным теме истори ческого прошлого Рос сии, является “ Песня про ца ря Ив ана Васильевича, моло дого опричника и уда лого купца Калашн икова”. Подобно тому как в стихот ворении “Бородино” по эт обращается к те ме войны 18 12 года, одн ого из важн ейших событий рус ской истории, ко гда решалась суд ьба всей стр аны, в “Песн е...” объектом вним ания Лермонтова стано вится сложное и кров авое время прав ления Ивана Гроз ного, один из наиб олее драматичных моме нтов истории Ру си. Именно в та кие значимые пери оды, по мне нию Лермонтова, откры ваются наиболее сил ьные и важ ные черты русс кого характера. Все три ге роя “Песни...” исключи тельны. Они явля ются своего ро да высшими проявл ениями царской мо щи, буйного молоде чества и че сти и достои нства. Все они - сил ьные личности, дост ойные внимания, и противопо ставление людям “ныне шнего племени” очев идно.

С художес твенной точки зре ния произведение исключ ительно интересно как обр азец одной из наиб олее удачных в творч естве Лермонтова стили заций под наро дное русское творч ество периода царств ования Ивана Гроз ного. К те ме прошлого Ру си, а име нно ко вре мени татарского наше ствия поэт впе рвые обращается в “Бал ладе” 1831 го да.

И он уп ал - и уми рает

Кровавой смертию бой ца.

Жена реб енка поднимает

Над бле дной головой от ца:

“Смотри, как уми рают люди...”

Однако с художественой то чки зрения стихот ворение абсолютно не пере дает стиль эп охи ни в рече вом, ни в обра зном отношении. Бол ьше того, произв едение явно ориент ировано на класси ческую западноевропейскую балл аду. Совсем ин ое дело - “ Песня про ца ря Ив ана Васильевича, моло дого опричника и уда лого купца Калашн икова”. Сюжет ее осн ован на пес нях и пред аниях из сбор ников Кирши Дани лова и П. В. Киреев ского, т. е. им еет фольклорные источ ники. Само постр оение произведения указ ывает на ориентацию на наро дную песню-былину - три час ти, каждая из кот орых заканчивается своеоб разным припевом:

Ай, реб ята, пойте - тол ько гусли стро йте!

Ах, реб ята, пейте - де ло разумейте!

Уж поте шьте вы доб рого боярина

И боя рыню его белол ицую!

Характерны обращ ения: “ Ох ты той еси, ца рь Иван Васил ьевич” или “Гос подин ты мо й, Степан Парамонович”. “Песн я...” тщательно выпи сана с то чки зрения язы ка: основой его явля ются устойчивые словосо четания: “добрый моло дец”, “ святая правда-м атушка”, “красно солны шко”, “широка гру дь” и про чие, песенные сравн ения:

“Ходит пла вно - как лебед ушка; смотрит сла дко - как голуб ушка; молвит сл ово - сол овей поет...”, а та кже характерное для фоль клора одушевление прир оды:

Тучки се рые разгоняючи,

Заря ал ая подымается;

Разметала ку дри золотистые,

Умывается сне гами рассыпчатыми.

Финал “Песн и...” является по трад иции “славой” бояр ину, боярыне и вс ему христианскому нар оду.

Итак, на при мере “Песни...” мы мо жем утверждать, что обра щение к те мам русской ист ории для Лермо нтова было ва жно по дв ум причинам. Во-пе рвых, поэт пыта ется найти и пока зать читателям-современникам прим еры, достойные подра жания и горд ости. Во-вторых, истори ческое прошлое Рос сии дает Лермо нтову богатый художес твенный материал. 

2.2.Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова

С обра щения к лир ике начался творч еский путь М. Ю. Лермо нтова. Он соз дал лирические произв едения во все пер иоды своей коро ткой жизни. В частн ости, тема лю бви у Лермо нтова сочетается с те мой одиночества.

Уже в од ном из пер вых стихотворений моло дого поэта(«1831-го янва ря») любовь сосед ствует с печа лью. Он ищ ет мир, в кот ором будет счас тлив.

Тему неразд еленной любви, те му отчужденности и одино чества Лермонтов разв ивает и в св оей зрелой лир ике.

Во вто рой строфе стихот ворения «И ску чно и грус тно» поэт гов орит о то м, что «ве чно любить невозм ожно». Любовь не прин осит ничего, кр оме разочарования:

Любить: но ко го же?... на вр емя - не ст оит труда,

А ве чно любить невоз можно.

В се бя ли гляд ишь? – там прош лого нет и сле да:

И радо сть, и му ки, и все там ничт ожно. 

Лирическому ге рою суждено оста ться одиноким и непон ятым, но это ли шь усиливает в нем созн ание своей избран ности, предназначенности для ин ой цели – уме ния творить:

И ст их безумный, ст их прощальный

В аль бом твой бро сил для те бя,

Как сл ед единственный, печал ьный,

Который зд есь оставлю я.

В отл ичие от Пушк ина, который ви дел в лю бви движущую си лу жизни, Лерм онтов показал в св оей поэзии сов сем другое воспр иятие этого чувс тва. Его стихотв орения, относящиеся к дан ному жанру, отлич аются искренностью и глуб иной. Я дум аю, что та кое восприятие поэ том любви во всеъ не озна чает, что он в нее не вер ил. Просто Лерм онтов искал веч ную любовь, ид еал которой по эт и пыт ался отобразить в св оем творчестве.

2.3.Тема поэта и поэзии М. Ю. Лермонтова

В лир ике М. Ю. Лермо нтова широкое осве щение нашел воп рос о назна чении поэта и поэ зии в обще стве.

В стихот ворении «Поэт» Лерм онтов осуждает св оих современников. Он гово рит, что ст ихи многих авт оров отличаются исключ ительно внешней крас отой, в них нет жиз ни, нет чувс тва, которые мо гли бы ст ать близкими и поня тными читателю.

В стихот ворении «Пророк» Лерм онтов говорит о то м, что мис сия поэта по рой так же неблаг одарна, как и мис сия пророка. Пра вда всегда быв ает горькой, поэ тому люди ча сто воспринимают ее не дол жным образом, ча сто обвиняя и упр екая того, кто им эту пра вду несет. През рение и непон имание толпы, кот орое Лермонтов не раз испы тывал сам, прив одит поэта к мы сли о то м, что жи знь в уеди нении – единст венный верный спо соб постижения духо вной истины.

Безусловно, подл инным шедевром лермонтовской лир ики является стихот ворение «Смерть поэ та». В нем ав тор показал, что утр ата такого ген ия, как Пуш кин, невосполнима для нац ии. Поэт гне вно осуждает Дант еса, чья ру ка не дрог нула в мом ент выстрела на дуэ ли.

Лермонтов с негодо ванием говорит о те х, кто не см ог предотвратить гиб ель Пушкина.

«Глаголом жги сер дца людей». Эт ому пушкинскому прин ципу Лермонтов был ве рен всегда. Его ст ихи впитали в се бя всю пра вду, всю бо ль и радо сть, всю пол ноту проявления жи зни первой поло вины XIX ве ка.

2.4. Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова

Герой зре лой лирики Лермо нтова жаждет объ ять всю всел енную и закл ючить ее в св оей груди, он хо чет обрести един ство с прир одой, историей, с «про стыми людьми», но ему не да но такого счас тья. Он по-пр ежнему чужд обще ству, по-прежнему «гон имый миром стран ник», бросающий вы зов земле и неб есам и отвер гающий тихие прис тани любви, христи анского смирения и дру жбы. Герой лирич еских стихотворений Лермо нтова чувствует и ос тро переживает одино чество и неустро енность. Если в ран ней лирике одино чество понималось как нагр ада, то в зре лой лирике одино чество скучно, а в бо лее поздних стихотв орениях можно на йти подлинное выра жение трагизма чело века, одинокого ср еди людей и во вс ем мире.

Герой оди нок в обще стве, которое его окру жает, в люб ви, в дру жбе, он оди нок в св оей стране и, нако нец, в це лом мире. Те ме одиночества в обще стве посвящено стихот ворение «Как час то, пестрою тол пою окружен...». Ге рою скучно на ба лу среди «пес трой толпы», «ди кого шепота затвер женных речей», ср еди «образов безд ушных людей», «прил ичьем стянутых мас ок». Чтобы отвл ечься от шу ма и бле ска, герой унос ится в воспом инаниях к карт инам детства, кот орые так прек расны по срав нению с карт иной бала, что у по эта появляется жел ание открыто бро сить вызов эт ому бездушному цар ству масок:

О, как мне хоч ется смутить весе лость их

И дер зко бросить им в гл аза железный ст их,

Облитый гор ечью и злост ью!..

Тема одино чества и вызв анной им пус тоты и ск уки звучит и в стихот ворении «И ску чно и грус тно». Образ лирич еского героя вопл отил здесь харак терные черты моло дежи 30-х год ов. Исчезает над ежда на испол нение желаний, не на йдя счастья ни в люб ви, ни в дру жбе, герой разуве ряется в ни х, разуверяется и в се бе, и в жиз ни:

Желанья!.. что пол ьзы напрасно и ве чно желать?..

А го ды проходят — все луч шие годы!

Любить... но ко го же?.. на вр емя — не ст оит труда,

А ве чно любить невоз можно.

В се бя ли загля нешь? — там прош лого нет и сле да:

И радо сть, и му ки, и все там ничто жно...

…………………………………………………………

И жиз нь, как посмо тришь с холо дным вниманьем вокр уг,—

Такая пус тая и глу пая шутка...

Одиночество ге роя обнаруживается и в та ких глубоко инти мных человеческих отнош ениях, как люб овь и дру жба. В стихот ворении «Благодарность» зву чит горький упр ек:

За ме сть врагов и кле вету друзей;

За жар ду ши, растраченный в пуст ыне,

За вс е, чем я обм анут в жи зни был...

Та же те ма присутствует в стихот ворении «Я не уни жусь пред тобою ...». Даже пер еход в веч ную жизнь, обре тение желанной сво боды и по коя не изба вляет лирического ге роя от одиноч ества, сохраняя ли шь напоминание о возм ожных связях с мир ом. В эт их стихотворениях откро венно звучит то ска по род ной душе, стрем ление соединиться с не й.

В стихот ворении «Выхожу од ин я на дорог у...» лирический ге рой одинок пр ед целым мир ом, перед вселе нной.

Выхожу од ин я на дор огу;

Сквозь ту ман кремнистый пу ть блестит;

Ночь ти ха. Пустыня вне млет Богу,

И зве зда с зве здою говорит.

Здесь отче тливы мотивы один окого странничества, душе вной опустошенности, тоскл ивого отчаяния.

В стихот ворении «Я не для анг елов и рая ...» герой гово рит:

Я меж лю дей беспечный стра нник,

Для ми ра и не бес чужой...

подчеркивая тем сам ым, что нет ему ме ста в веч ном мироздании, он отве ргнут всеми, разл учен в ми ре со вс ем. Образы при роды становятся симв олами людских су деб и взаимоот ношений: разлучены со сна и пал ьма, утес и ту чка золотая, гиб нут три пал ьмы, теряет ди кую и сур овую вольность Кав каз — и чел овек не мо жет обрести един ение ни с приро дным, ни с фантаст ическим миром. Вс юду его подж идает трагедия, вс юду рушатся его ме чты и наде жды; зло прони зывает все бы тие человека, хо тя может яви ться в обл ичье добра, несрав ненной красоты или завор ожить, очаровать услажд ающими душу звук ами. Человек бе жит от се бя, предпочитая одиноч ество. Мотив изгнанн ичества, мотив дор оги очень те сно связан с те мой одиночества в лир ике Лермонтова, напр имер, в стихот ворении «Тучи»:

Тучки небе сные, вечные стран ники,

Мчитесь вы, бу дто как я же, изгна нники.

Сознание одиноч ества, отчужденности от лю дей окрашивает и бал ладу «Воздушный кора бль». Обращаясь к обр азу Наполеона, Лерм онтов рисует традиц ионный образ романти ческого героя, траг едия которого заклю чается в то м, что он не нах одит себе ме ста в ми ре окружающих его люд ей. Наполеон противоп оставлен всему ми ру. Ему нет по коя даже по сле смерти:

На ост рове том ес ть могила,

А в ней импе ратор зарыт.

………………………………

Лежит на нем кам ень тяжелый,

Чтоб встать он из гр оба не мо г.

Ярким симв олом одиночества в стихот ворении является возд ушный корабль:

Корабль один окий несется,

Несется на вс ех парусах.

Картина мо ря и один окого среди бескр айних морских прос торов судна пред стает и в стихот ворении «Парус»:

Белеет па рус одинокий

В тум ане моря голуб ом!..

В та ких стихотворениях, как «Ут ес», «На сев ере диком...», «Лис ток», ведущим мот ивом является траг едия одиночества, кот орая выражается или в неразд еленной любви, или в непро чности человеческих свя зей. Тема одино чества представлена в лир ике Лермонтова шир око и многог ранно. Он осмы слил эту те му как глу боко личную траг едию, испытывая неудовлет воренность самим соб ой, судьбой, полити ческой обстановкой, общес твом, но в его поэ зии нет равно душия к жиз ни, нет пол ной безнадежности.  

             

2.5. Одиночество лирического героя.

 Лирич еский герой Лермо нтова — это «пере довой человек сво его времени, беспо койный и мяте жный романтик». Это — чело век, окруженный вражд ебной ему действите льностью, отгородившийся от нее в св оем одиночестве, зата ивший на нее зл ую обиду, страд ающий и трагич еский, полный мог учей страсти и во ли, умеющий мыс лить беспощадно крити чески и в како й-то момент гот овый во имя общ его блага к каки м-то разрушительным, но неве домым для не го подвигам. Это — чел овек глубоко интеллек туальный, способный к синтет ическим философским обобщ ениям, наделенный пронзи тельным аналитическим созна нием, находящий против оречия и неблаго получие в то м, что больш инству его соотечес твенников казалось незыб лемым и непрере каемым. 

 Гла вным средством лирич еской обрисовки хара ктера романтического ге роя становится конт раст; лирическое «Я» пред стает в против оречии между герои ческой натурой, жажд ущей сверхчеловеческих цел ей, и реал ьным положением ге роя в ми ре, в обще стве, которые не нужд аются в его подв игах. Мечты о гражд анском деянии, о сл аве («За де ло общее, бы ть может, я пад у…»; «Я гру дью шел впе ред, я жерт вовал собой…»; «И Бай рона достигнуть я б хоте л…»; «…в се бе одном на шел спасенье цел ому народу…») оказы ваются неисполненными: ни кто не тре бует от ге роя ответственного пост упка, и его самоо тдача без настоя тельной общественной потре бности выглядит нену жной и напра сной. «Ге рой с его нравст венным и духо вным максимализмом – чу жд всему, что при вело к ощущ ению потерянности, трагич ескому скептицизму, к преобл аданию эмоции об иды и холо дного презрения. Но ге рой Лермонтова, сохр аняя жизненную стой кость и бескомпро миссность, не смир яется под уда рами судьбы». 

 Во мно гих юношеских сти хах все эти против оречия осознаны в отвлеченно-р омантическом и метафиз ическом свете: так ов, по мы сли поэта, его уд ел, такова предопре деленная свыше рок овая доля, кот орой невозможно избег нуть, ибо она не зав исит от подвл астных герою обстоят ельств. Это еще бо лее увеличивает его стра дания и одиноч ество. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: