Основные принципы и задачи Венского конгресса

 

 

Венский конгресс (1814-1815) – мирная конференция европейских государств в Вене в сентябре 1814 – июне 1815 года, созванная для разрешения политической ситуации в Европе перед лицом разгрома наполеоновской Франции. Вена была выбрана местом проведения Конгресса в силу центрального положения Австрии в Европе и роли Меттерниха в качестве посредника. Последний балансировал между Францией и Россией и смог оказать сильное влияние на ход переговоров. Конгресс был созван по условиям Парижского договора от 30 мая 1814 года между Францией и шестой коалицией, в которую входили (Россия, Великобритания, Австрия, Пруссия), к которой позднее присоединились Испания, Португалия и Швеция.

Главной задачей которых было восстановление феодальных порядков и ряда прежних династий в государствах, ранее завоеванных Наполеоном. В этом были заинтересованы правящие классы многих крупных и малых государств континента, в которых буржуазия была еще сравнительно слабо развита. Правительства этих государств видели в Наполеоне продукт революции и намеревались использовать его поражение для установления повсюду, в том числе и во Франции, благородной реакции [14, с.205].

Следующей задачей было закрепить победу и создать устойчивую гарантию против возвращения Франции к Бонапартистскому режиму и попыток завоевания Европы.

Третья задача победителей состояла в удовлетворении своих территориальных притязаний и в пересмотре границ Европы.

Венская система характеризовалась принципом "Европейского концерта", то есть баланса сил между великими державами. Элементами этой системы были не только государства, но и коалиции государств, в отличие от Вестфальской системы. Также была проведена систематизация и унификация дипломатических рангов: посол, посланник, временный поверенный в делах; были разработаны принципы мирного разрешения конфликтов. Для поддержания баланса сил были созваны международные конференции. Соблюдая принцип баланса сил, государства могли бы менять своих союзников, не нарушая общей структуры альянсов. Аннексии и контрибуции продолжали существовать, но не были направлены на разделение какой-либо власти. Баланс сил также позволял положить конец военным конфликтам, поскольку численность войск стала ограниченной. Некоторые территории были окончательно закреплены за странами, но колонии так и не были закреплены. Это было одной из причин Первой мировой войны.

Талейран, который еще до приезда, в Вене выдвинул принцип "легитимизма", заключавшийся в сохранении границ Франции, существовавших с 1 января 1792 года, и недопущении территориальной экспансии Пруссии и России. Согласно Талейрану, никакой должностью главы государства, никакой территорией нельзя распоряжаться до тех пор, пока законный суверен сам не откажется от нее; имущество, отнятое у законного суверена, должно быть возвращено ему [7, с.63]. Из идеи "легитимности", которая была принята всей абсолютистской Европой и правящей аристократией в Англии, Талейран выдвинул аргумент при отстаивании интересов Франции, поскольку французское государство уже не могло защищать их военной силой. И та же самая идея "легитимности" помогла ему впоследствии защитить Саксонию от присоединения к Пруссии, что было так важно для Франции [25, с.312]. Именно потому, что европейские монархи крайне негативно относились к революционным и наполеоновским преобразованиям, считая их источником разрушения стабильного, традиционного порядка, Талейрану, как представителю побежденной страны, не имевшей права на какие-либо территориальные приобретения, было выгодно отстаивать этот принцип. Исходя из этого, существует двоякое толкование принципа легитимности – историческое и правовое. Согласно исторической трактовке легитимизма, главным критерием истины и законности является древность, порядок вещей, освещенный временем и обычаями. Однако, поскольку не всегда можно было вернуться к прежним границам или это противоречило национальным интересам государства, некоторые монархи придерживались правового толкования понятия легитимизма, согласно которому приоритет отдавался общепризнанным международным договорам [2, С.261-262].

Работа Конгресса, в итоге, так и не началась из-за долгих дипломатических баталий, возникших вокруг Польского, Саксонского и Германского вопроса, он был официально открыт только в ноябре 1814 года.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: