Повышение эффективности правового регулирования учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Анализ действующей системы правового регулирования учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на федеральном и региональном уровне позволяет выделить целый ряд проблем в данной сфере.

Прежде всего, обращает на себя внимание множественность нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы жилищной поддержки населения в городе федерального значения Москве. По аналогии с федеральной системой кодификации на уровне субъекта Российской Федерации может быть принят собственный кодифицированный акт – Жилищный кодекс города Москвы, положения которого должны в полной мере соответствовать ЖК РФ и учитывать региональную специфику.

В состав данного нормативно-правового акта должны войти, в частности, положения Закона г. Москвы от 27 января 2010 г. №2 «Основы жилищной политики города Москвы», Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» и Закона г. Москвы от 25 января 2006 г. № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Анализ действующих нормативно-правовых актов в сфере учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, позволяет выявить ряд достаточно неудачных формулировок, в частности оборот «квартира, занятая несколькими семьями» (например, п.3 ст.8 Закона города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»). Очевидно, что в данном случае речь идет о коммунальной квартире.

Для упрощения формулировок норм федерального и регионального законодательства представляется необходимым пополнить ст.16 ЖК РФ «Виды жилых помещений», а также аналогичные нормы жилищного законодательства города Москвы следующим определением:

Определенные проблемы продемонстрировала существующая система учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так, в Москве достаточно широкое распространение получила практика необоснованного снятия очередников с жилищного учета. Анализ судебной практики позволил выявить целый ряд нарушений в данной области, в том числе:

1) Ошибочный учет жилой недвижимости, имеющейся у родственников очередника, которые не состоят на жилищном учете и не ведут с очередником совместного хозяйства (так, с жилищного учета часто снимаются родители после покупки их взрослыми детьми собственной квартиры).

2) Неправомерное принятие к учету имущества очередников, не подходящего для постоянного проживания: дачных домиков, сараев-времянок, гаражей и иных объектов.

3) Необоснованное включение в общую площадь комнаты нанимателей площадей общего пользования в бывших общежитиях коридорного типа;

4) Незаконное снятие с жилищного учета граждан, отказавшихся от получения жилых помещений, не соответствующих законодательно установленным требованиям в части площади и благоустройства.

Проблема необоснованного снятия очередников с жилищного учёта связана не столько с произволом должностных лиц Департамента городского имущества, сколько с недостаточно продуманными критериями оценки жилищной и финансовой обеспеченности граждан.

При этом существуют примеры, когда на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состояли граждане, имеющие в собственности загородные дома в других регионах Российской Федерации. Помимо сложности выявления таких строений в других регионах, что вызывает необходимость командирования сотрудников уполномоченных органов власти на места, существует также проблема неурегулированности следующих случаев:

§ имущество зарегистрировано на партнера очередника, не состоящего с ним в официальном браке, но ведущего совместное хозяйство;

§ имущество зарегистрировано на совершеннолетних членов семьи очередников, ведущих отдельное хозяйство;

§ имущество принадлежит супругу очередника, однако было приобретено до вступления в брак;

§ имущество не подключено к централизованному теплоснабжению или газоснабжению либо умышленно переведено в нежилой фонд.

Существующий уровень развития московского рынка недвижимости и гражданская правоспособность очередников позволяет им обменивать свои небольшие квартиры в дорогом районе города на квартиры с большей жилплощадью на окраине. Однако данная возможность не принимается во внимание при постановке на учет лиц в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Во избежание снятия с учета вследствие высокого уровня дохода многие обеспеченные семьи скрывают реальные доходы, получая «черную» зарплату и одновременно уклоняясь от налогообложения. Сохранение права на жилищное обеспечение со стороны государства у таких граждан увеличивает срок ожидания очереди и ущемляет права действительно малоимущих граждан, особенно нуждающихся в жилье в текущей экономической ситуации.

Значительные проблемы на современном этапе связаны с низкой эффективностью обеспечения жилищных прав социально незащищенных категорий населения.

В действовавшем до вступления силу ЖК РФ федеральном законодательстве существовало более 40 категорий граждан, имеющих право на внеочередное или первоочередное улучшение жилищных условий. В главе 7 ЖК РФ оставил только две категории внеочередников: жители непригодных для проживания домов и проживающие в коммунальных квартирах граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.

Все остальные реально нуждающиеся в жилье по объективным причинам социально необеспеченные категории граждан (многодетные семьи, семьи с детьми – инвалидами, семьи одиноких инвалидов и др.) вынуждены ожидать содействия государства в решении своей жилищной проблемы десятилетиями. Недостаточная проработанность в этой части положений ЖК РФ приводит к фактическому лишению перспективы быть обеспеченными жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на соответствующем учете с начала 1990-х годов. При этом, многие внеочередники, реально имеющие возможность за счет доходов семьи самостоятельно улучшить свои жилищные условия, могут, тем не менее, получить бесплатное жилье, причем даже неоднократно, т.к. ЖК РФ не содержит нормы об однократности помощи государства гражданам в улучшении их жилищных условий.

В заключение следует отметить, что субъектах Российской Федерации, их столицах и крупных городах существуют различные программы, нацеленные на реализацию прав граждан на жилище. Город Москва является одним из немногих регионов, в котором существуют программы обеспечения жильем нуждающихся категорий граждан за счет средств городского бюджета. Однако практика реализации этих программ при неизменно высоком спросе на них вызывает множество вопросов и жалоб граждан.

В частности, граждане обращают внимание на то, что предоставление субсидий на приобретение жилья часто осуществляется в конце года; прекращены выплаты компенсации за наем жилого помещения отдельным категориям очередников; уменьшено выделение средств на субсидирование московских жилищных программ.

В этой связи при реализации жилищных программ в городе Москве рекомендуется:

§ увеличить бюджет по статье расходов «Социальные выплаты жителям, принятым на жилищный учет для приобретения или строительства жилого помещения» по программе «Жилище» до уровня 2012 г.,

§ восстановить отдельную бюджетную статью расходов 05Б0104 «Субсидия для семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей»,

§ возобновить ежеквартальные выплаты очередникам, участвующим в программе «Компенсация найма», и выплаты образовавшейся за прошлые годы задолженности.

Высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и города федерального значения Москвы предлагается также отдельно рассмотреть вопрос увеличения бюджетного финансирования жилищного обеспечения состоящих на жилищном учете семей, имеющих ребенка-инвалида, а также семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. Реализация предложенных мероприятий позволит повысить эффективность социальной политики регионов и улучшить систему правового регулирования учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 

Вывод

В третьей главе магистерской диссертации рассматриваются проблемы и пути совершенствования правового регулирования учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Московской области и в России в целом. По результатам проведенного исследования можно выделить следующие проблемы и предложить пути их решения:

Проблема 1. Множественность нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы жилищной поддержки населения в городе федерального значения Москве. Решение проблемы: по аналогии с федеральной системой кодификации на уровне субъекта Российской Федерации может быть принят собственный кодифицированный акт – Жилищный кодекс города Москвы, положения которого должны в полной мере соответствовать ЖК РФ и учитывать региональную специфику.

Проблема 2. Неудачно используемый оборот «квартира, занятая несколькими семьями» в значении коммунальной квартиры. Решение проблемы: пополнение ст.16 ЖК РФ «Виды жилых помещений», а также аналогичных норм жилищного законодательства города Москвы следующим определением: «Коммунальной квартирой признается квартира, обеспечивающая возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), в которой проживают два и более пользователя и (или) собственника, не являющихся членами одной семьи, на основании отдельных договоров социального найма, найма или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты)».

Проблема 3. Необоснованное снятие граждан с жилищного учета, обусловленное следующими причинами:

1) Ошибочный учет жилой недвижимости, имеющейся у родственников очередника, которые не состоят на жилищном учете и не ведут с очередником совместного хозяйства (так, с жилищного учета часто снимаются родители после покупки их взрослыми детьми собственной квартиры).

2) Неправомерное принятие к учету имущества очередников, не подходящего для постоянного проживания: дачных домиков, сараев-времянок, гаражей и иных объектов.

3) Необоснованное включение в общую площадь комнаты нанимателей площадей общего пользования в бывших общежитиях коридорного типа;

4) Незаконное снятие с жилищного учета граждан, отказавшихся от получения жилых помещений, не соответствующих законодательно установленным требованиям в части площади и благоустройства.

Решение проблемы: разработка эффективных критериев оценки жилищной и финансовой обеспеченности граждан.

Проблема 4. Наличие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, имеющих в собственности загородные дома в других регионах РФ, занимающие небольшие по площади квартиры в дорогом районе, а также получающие «черную» зарплату в целях уклонения от налогообложения. Сохранение права на жилищное обеспечение со стороны государства у таких граждан увеличивает срок ожидания очереди и ущемляет права действительно малоимущих граждан, особенно нуждающихся в жилье в текущей экономической ситуации. Решение проблемы: укрепление межведомственного и межрегионального взаимодействия с целью повышения эффективности выявления лиц, не имеющих права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Проблема 5. Низкая эффективность обеспечения жилищных прав социально незащищенных категорий населения. Решение проблемы: включение в состав внеочередников на получение жилой недвижимости таких категорий как многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, семьи одиноких инвалидов и некоторые другие.

Проблема 6. Неразвитость программ, ориентированных на реализацию прав граждан на жилище. Решение проблемы: при разработке жилищных программ в городе Москве рекомендуется:

§ увеличить бюджет по статье расходов «Социальные выплаты жителям, принятым на жилищный учет для приобретения или строительства жилого помещения» по программе «Жилище» до уровня 2012 г.,

§ восстановить отдельную бюджетную статью расходов 05Б0104 «Субсидия для семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей»,

§ возобновить ежеквартальные выплаты очередникам, участвующим в программе «Компенсация найма», и выплаты образовавшейся за прошлые годы задолженности.

Реализация предложенных мероприятий позволит повысить эффективность социальной политики регионов и улучшить систему правового регулирования учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная магистерская диссертация посвящена актуальной тематике правового регулирования учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе федерального значения Москве. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы

В ст.40 Конституции Российской Федерации установлено право каждого гражданина на жилище, то есть право владеть и пользоваться изолированным помещением, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.

Основными видами жилых помещений являются жилой дом, квартира, комната, часть жилого дома и часть квартиры. Использование жилых помещений носит строго целевой характер, а потому не допускается размещение в них жилых помещениях офисов юридических лиц, торговых предприятий, производственных мощностей. В отношении владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями могут быть установлены законодательные, судебные и договорные ограничения.

Совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, формирует ее жилищный фонд. Жилищный фонд подразделяется на государственный, муниципальный и частный, он может быть индивидуальным и специализированным, ориентированным на социальное и коммерческое использование.

Важнейшей характеристикой жилого помещения является его площадь. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении (коридоры, кухня, ванная комната, кладовые и т.д.), за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи меньше учетной нормы является одним из главнейших оснований признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. К числу таких оснований относится также отсутствие удобств и непригодность для постоянного проживания. Обеспечение нуждающихся граждан качественными жилыми помещениями является одним из ключевых направлений социальной политики государства.

Объектом исследования в данной работе является система жилищного учета в городе Москве.  Город Москва – столица Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и центр Московской области, в состав которой не входит. Москва – самый населенный город России и Европы. Численность населения по данным на начало 2020 года составляет 12 678 079 чел. Представленные данные носят официальный характер, при этом по оценкам экспертов в Москве дополнительно проживают свыше миллиона незарегистрированных мигрантов.

Жилищный фонд Москвы включает в себя старый фонд и новостройки, новые жилые комплексы и микрорайоны. В соответствии с данными сервиса Дом.МинЖКХ в Москве существует 32 159 домов, относящихся к категории старого фонда, новостроек, новых жилых комплексов и микрорайонов. Общая площадь жилого фонда по данным на конец 2019 года – 245,0 млн.м2.

В структуре жилого фонда города Москвы преобладают дома 1960 – 1979 года постройки. На их долю в совокупности приходится 47,2% всех жилых строений столицы. По данным за 2019 год в Москве было построено 108 новых домов, включающих в себя 31420 квартир. Совокупная жилая площадь построенных домов – 1 919 814 м2. Подавляющее большинство строений в Москве имеют от 6 до 9 этажей, при этом в столице сохраняется множество пятиэтажных домов. По программе реновации, запущенной Правительством Москвы в 2017 году, планируется снос советских пятиэтажек с последовательной заменой их на высокие строения.

В жилищный фонд Москвы по данным за 2019 год входит 4526,5 тысяч квартир средней площадью 56,9 кв.м. На одну квартиру в среднем приходится 3 человека жилой фонд города Москвы имеет высокую степень благоустройства. Отсутствие газа более чем в половине домов связано с тем, что московские новостройки в настоящее время оснащаются в основном электрическими плитами. требованиям пожарной безопасности.

В среднем на одного жителя приходится 19,3 м2 жилой площади. Для сравнения, средняя обеспеченность жильем в России составляет 24 м2/чел., в Чехии – 39 м2/чел., в Германии – 45 м2/чел., в США – 75 м2/чел. Таким образом, уровень обеспеченности населения жильем в столице значительно отстает от других государств и остается одной из самых низких в России.

В соответствии со ст.27 закона «Основы жилищной политики города Москвы» отдельные категории граждан имеют право на предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договорам найма, социального найма или безвозмездного пользования, а также содействие в приобретении жилых помещений в собственность. Для этой цели граждане должны быть поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, организует Департамент городского имущества города Москвы, который предоставляет государственные услуги в сфере обеспечения жилищных прав граждан, обеспечивает вовлечение регионального жилищного фонда в оборот, администрирует платежи по договорам коммерческого и социального найма, занимается вопросами приватизации недвижимости и изъятия частных земельных участков с целью размещения городской инфраструктуры.

Департамент городского имущества города Москвы предоставляет государственные услуги в сфере обеспечения жилищных прав граждан, обеспечивает вовлечение регионального жилищного фонда в оборот, администрирует платежи по договорам коммерческого и социального найма, занимается вопросами приватизации недвижимости и изъятия частных земельных участков с целью размещения городской инфраструктуры.

Вопросы учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, находятся в компетенции управления ведения жилищного учета. В соответствии с законодательством города Москвы на получение региональной жилищной поддержки могут претендовать семьи, состоящие на жилищном учете. В настоящее время на жилищном учете в Департаменте городского имущества Москвы состоят три категории граждан:

§ лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 марта 2005 года;

§ лица, нуждающиеся в жилых помещениях, вставшие на жилищный учет до 1 марта 2005 года и признанные малоимущими;

§ нуждающиеся в содействии в приобретении жилых помещений, вставшие на жилищный учет до 1 марта 2005 года и не признанные малоимущими.

Постановка жителей Москвы на жилищный учет осуществляется в соответствии с рядом оснований, относящихся к состоянию жилого помещения и статусу заявителя. Снятие с жилищного учета может быть обусловлено изменением статуса заявителя или признанием недостоверности сведений, предоставленных им для постановки на учет. Решение об отказе в постановке на учет и снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий может быть обжаловано в порядке, установленном федеральным законодательством.

За 2019 год жилые помещения по различным основаниям получили 3590 семей. При этом 75% семей, состоящих на жилищном учете в городе Москве, были приняты на него свыше 15 лет назад, еще 14% были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года. При этом примерно 11% ожидают поддержки города при приобретении жилых помещений.

В рамках магистерской диссертации рассматриваются проблемы и пути совершенствования правового регулирования учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Московской области и в России в целом. По результатам проведенного исследования можно выделить следующие проблемы и предложить пути их решения:

Проблема 1. Множественность нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы жилищной поддержки населения в городе федерального значения Москве. Решение проблемы: по аналогии с федеральной системой кодификации на уровне субъекта Российской Федерации может быть принят собственный кодифицированный акт – Жилищный кодекс города Москвы, положения которого должны в полной мере соответствовать ЖК РФ и учитывать региональную специфику.

Проблема 2. Неудачно используемый оборот «квартира, занятая несколькими семьями» в значении коммунальной квартиры. Решение проблемы: пополнение ст.16 ЖК РФ «Виды жилых помещений», а также аналогичных норм жилищного законодательства города Москвы следующим определением: «Коммунальной квартирой признается квартира, обеспечивающая возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), в которой проживают два и более пользователя и (или) собственника, не являющихся членами одной семьи, на основании отдельных договоров социального найма, найма или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты)».

Проблема 3. Необоснованное снятие граждан с жилищного учета, обусловленное следующими причинами:

1) Ошибочный учет жилой недвижимости, имеющейся у родственников очередника, которые не состоят на жилищном учете и не ведут с очередником совместного хозяйства (так, с жилищного учета часто снимаются родители после покупки их взрослыми детьми собственной квартиры).

2) Неправомерное принятие к учету имущества очередников, не подходящего для постоянного проживания: дачных домиков, сараев-времянок, гаражей и иных объектов.

3) Необоснованное включение в общую площадь комнаты нанимателей площадей общего пользования в бывших общежитиях коридорного типа;

4) Незаконное снятие с жилищного учета граждан, отказавшихся от получения жилых помещений, не соответствующих законодательно установленным требованиям в части площади и благоустройства.

Решение проблемы: разработка эффективных критериев оценки жилищной и финансовой обеспеченности граждан.

Проблема 4. Наличие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, имеющих в собственности загородные дома в других регионах РФ, занимающие небольшие по площади квартиры в дорогом районе, а также получающие «черную» зарплату в целях уклонения от налогообложения. Сохранение права на жилищное обеспечение со стороны государства у таких граждан увеличивает срок ожидания очереди и ущемляет права действительно малоимущих граждан, особенно нуждающихся в жилье в текущей экономической ситуации. Решение проблемы: укрепление межведомственного и межрегионального взаимодействия с целью повышения эффективности выявления лиц, не имеющих права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Проблема 5. Низкая эффективность обеспечения жилищных прав социально незащищенных категорий населения. Решение проблемы: включение в состав внеочередников на получение жилой недвижимости таких категорий как многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, семьи одиноких инвалидов и некоторые другие.

Проблема 6. Неразвитость программ, ориентированных на реализацию прав граждан на жилище. Решение проблемы: при разработке жилищных программ в городе Москве рекомендуется:

§ повысить объем бюджетных расходов на осуществление социальных выплат гражданам, состоящим на жилищном учете для приобретения и строительства собственного жилья;

§ возобновить выплату жилищных субсидий многодетным семьям,

§ восстановить практику ежеквартальных выплат гражданам, состоящим на жилищном учете, для частичной компенсации найма жилых помещений.

Реализация предложенных мероприятий позволит повысить эффективность социальной политики регионов и улучшить систему правового регулирования учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: