Период | Описание |
Конец 1790-х – 1800-е гг. | Карамзинский период.Журнал «ВестникЕвропы» Н.М. Карамзина. Литературная деятельность М.Н. Муравьева. Возникновение многочисленных литературных обществ. Развитие поэзии карамзинистов («поэтической бессмыслицы», «галиматьи», фамильярной дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.) |
1810-е гг. | Становление романтизма.«ВестникЕвропы» под редакцией В.А. Жуковского. Спор о жанре баллады, о народности, о литературном языке. «Психологический романтизм» В.А. Жуковского, «мечтательный романтизм» К. Н. Батюшкова. |
1820-1830-е гг. | Пушкинский период.Эволюция романтизма в творчестве А.С.Пушкина. «Гражданский романтизм» декабристов. А.С. Грибоедов. Поэты пушкинского круга. М.Ю. Лермонтов. Н.В. Гоголь |
6. Творческая работа (на основе рассказа учителя и статьи учебника) в группах с последующей презентацией классу.
Задания группам
· «Историки» - рассказать о ключевых событиях первой половины XIX века.
· «Социологи» - раскрыть круг проблем, волновавших общество того времени.
|
|
· «Журналисты» - представить популярные журналы данного периода, их редакторов.
· «Литераторы» - к какому времени относят расцвет русского романтизма? С какими авторами и произведениями он связан? Аргументируйте свой ответ..
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
1. Решение проблемного вопроса (работа в парах)
Рассмотрите репродукции картин (размещены на доске) К.П. Брюллов «Последний день Помпеи», А.А. Иванов «Явление Христа народу» и объясните, почему считается, что художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен в первой половине XIX века наиболее ярко отразились в этих знаменитых живописных полотнах.
2. Заключительное слово учителя
- Голос каждой национальной литературы по-своему вливается в ансамбль мировой литературы. Не всегда ему достается в этом ансамбле ведущая партия. В некоторые периоды одна национальная культура и литература учится у других или по разным причинам просто отступает на второй план. В иные же эпохи ее голосу внимают многие народы: так, на необозримых просторах Римской империи Веками царила латинская литература, в эпоху Возрождения тон в изящной словесности задавала итальянская литература, а в XIX веке на мировой сцене блистала литература России. Однако независимо от места, которое занимает русская классическая литература в ту или иную эпоху, она пребывает в непрерывном культурном диалоге с другими национальными литературами, черпая из них новые идеи и, в свою очередь, обогащая эти культуры своими достижениями.
VI. Домашнее задание.
Опережающее задание
1) Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова.
2) Подготовить выразительное чтение стихотворений Г.Р.Державина «Властителям и судиям», К.Н.Батюшкова «К другу» (4 обуч-ся).