Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания

Студентам нужно обратить внимание на категорию бытия и подвижность ее понимания в истории философии. Рассмотреть бытие как способ существования человека. Жизнь как способ бытия человека. Изучение темы нужно начать с понятия научная картина мира.

Научная картина мира связана с философскими представлениями определенной эпохи, она подтверждает и конкретизирует выводы и положения философской картины мира.

При рассмотрении категорий: материя, пространство, время, движение целесообразно обратиться к философскому словарю.

Обучаемые должны знать формы бытия материи: движение, пространство и время. Процесс движения характеризуется категорией развития. Студентам необходимо выделить характерные черты развития и источник развития. Нужно знать науку о развитии - диалектику и ее основные законы.

Разбирая категории пространства и времени, студентам следует знать, что в истории философии и науке сложились две основных концепции: субстанциональная и реляционная. Нужно представлять суть этих концепций. Выделять всеобщие и характерные свойства пространства и времени. Называть и определять формы пространства и времени.

Изучение раздела гносеология следует начать с понятий знание и познание. Важно обратить внимание на существующую связь между познанием и сознанием.

Обучаемые должны знать общие проблемы теории познания и главную проблему. Способен ли человек в процессе познания достичь истины? В зависимости от решения этого вопроса выделяют позиции гносеологического оптимизма, скептицизма, агностицизма.

Возможность познания связано с наличием у человека познавательных способностей. Студенты должны выделять познавательные способности и характеризовать их. Различать чувственный и рациональный уровень познания.

Студентам следует обратить внимание на понятие истины и ее характеристики.

Разбирая вопрос научного познания, необходимо выяснить понятие науки. В античности и средние века науку и философию не различали. Возникновение науки относят к 15- 17 веку.

Студентам важно представлять основные уровни и формы научного познания: эмпирический и теоретический. Каждому уровню соответствуют определенные методы исследования.

Следует обратить внимание на рост, изменение и развитие научного знания. Переломные этапы в развитии научных знаний получили наименование научных революций. В литературе можно встретить различную периодизацию этапов эволюции науки. Наиболее общепринятой является выделение трех основных этапов: классического, неклассического, постнеклассического. Студентам следует в общих чертах знать, чем характеризуются выделяемые этапы.

Рассматривая роль науки и научного познания, следует понимать, что сложность и противоречивость этого процесса породили две противоположные позиции – сциентизм и антисциентизм. Обучаемые должны уметь характеризовать эти позиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: