Неправительственные организации

Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1296 от 23 мая 1968 г. международная неправительственная организация (МНПО) – это любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Согласно резолюции ЭКОСОС 1996/31 от 25 июля 1996 г. МНПО является любая неправи- тельственная организация, учрежденная не на основе межправитель- ственного договора и не преследующая своей целью извлечение ком- мерческой прибыли.


Основные признаки МНПО:

1) отсутствие цели извлечения прибыли;

2) признание по крайней мере одним государством или наличие консультативного статуса при международной межправительствен- ной организации;

3) получение денежных средств более чем из одной страны;

4) осуществление деятельности по крайней мере в двух государ- ствах;

5) создание на основе учредительного акта.

Первые МНПО возникли в начале XIX в. В настоящее время их насчитывается более 8 тысяч. Они играют активную роль во всех ас- пектах современных отношений. Более того, в ряде областей они яв- ляются лидерами. К таким организациям относятся: Международный институт по гуманитарному праву; Ассоциация международного пра- ва; Международная ассоциация по уголовному праву; Международ- ный Комитет Красного Креста (МККК).

Многие МНПО активно сотрудничают с межправительственны- ми организациями. Основная форма такого сотрудничества ‒ кон- сультативный статус. Получение такого статуса не только означает признание полезной деятельности МНПО, но и в то же время отража- ет роль международного авторитета и влияния МНПО на развитие со- временных международных отношений.

Отношения ООН с МНПО регламентируются резолюцией ЭКОСОС «Мероприятия по консультации с неправительственными организациями», принятой в 1946 г.

Консультативный статус при Совете представлен более 1500 МНПО. Они подразделяются на три категории:

1) организации, связанные с большинством аспектов деятельно- сти Совета;

2) организации, обладающие особым опытом в конкретных об- ластях;

3) организации, оказывающие содействие Совету, его вспомога- тельным органам и другим органам ООН по мере необходимости.


 

 

ций.





Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте историю становления международных организа-

 

2. Дайте определение понятию «международные межгосудар-


ственные организации» и раскройте содержание его признаков.

3. Дайте классификацию современных международных межго- сударственных организаций.

4. Раскройте историю становления Организации Объединенных Наций.

5. Назовите главные органы ООН и охарактеризуйте их функции и компетенции.

6. Дайте характеристику международным неправительственным организациям и их консультативному статусу.

 


Темы для докладов

1. Ответственность международных межправительственных ор- ганизаций.

2. Органы международных организаций.

3. Система специализированных органов ООН.

4. Характеристика компетенции, структуры Совета Европы.

5. Характеристика компетенции, структуры Африканского Союза.

6. Характеристика компетенции, структуры Организации Аме- риканских государств.

 

Международные нормативно-правовые акты

1. Венская конвенция о праве международных договоров: [за- ключена в Вене 23 мая 1969 г.] // Ведомости Верхов. Совета СССР. – 1986. – № 37. ‒ Ст. 772.

2. Устав Организации Объединенных Наций: [принят в г. Сан- Франциско 26 июня 1945 г.] // Сборник действующих договоров, со- глашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государ- ствами. – М., 1956. – Вып. XII. – С. 14 – 47.

3. Устав Лиги Наций: [вступил в силу 10 января 1920 года]. – URL: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/LIGA_NATSI.html?page=0,1 #part-4 (дата обращения: 15.10.2016).


4. Устав Совета Европы (ETS N 1): [принят в г. Лондоне 5 мая 1949 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 12. ‒ Ст. 1390.

5. Резолюция ЭКОСОС 1996/31 о консультативных отношениях между ООН и международными неправительственными организаци- ями. – URL: http://csonet.org/content/documents/199631.pdf (дата обра- щения: 15.10.2016).

 

Дополнительный библиографический список*

1. Зайцева, О. Г. Международные межправительственные орга- низации / О. Г. Зайцева. – М.: Наука, 1983. ‒ 167 с.

2. Малинин, С. А. Мирное использование атомной энергии: Международно-правовые вопросы / С. А. Малинин. – М.: Междунар. отношения, 1971. – 176 с.

3. Моравецкий, В. Функции международной организации / В. Моравецкий; пер. с пол. и с вступ. ст. д-ра юрид. наук Г. И. Моро- зова. – М.: Прогресс, 1979. – 384 с.

4. Морозов, Г. И. Международные организации. Некоторые во- просы теории / Г. И. Морозов. – М.: Наука, 1969. ‒ 231 с.

5. Шармазанашвили, Г. В. Международные межправительствен- ные организации: учеб. пособие / Г. В. Шармазанашвили. – М.: Изд- во УДН, 1979. ‒ 66 с.

6. Шибаева, Е. А. Право международных организаций. Вопросы теории: монография / Е. А. Шибаева. – М.: Междунар. отношения, 1986. ‒ 160 с.

7. Гатилов, Г. Организация Объединенных Наций на службе че- ловечества / Г. Гатилов. – М.: Информиздат, 2011.

 

 


* Приводится в авторской редакции.


 

 




Глава 5

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО


МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА


ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПА

МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Особенностью международного права является наличие в нем комплекса основных принципов, под которыми понимаются обоб- щенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное со- держание международного права, и обладающие высшей юридиче- ской силой. Эти принципы наделены и особой политической и мо- ральной силой.

Принципы исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для функционирования системы международных отно- шений и международного права. С другой – их существование и реа- лизация возможны в данных исторических условиях. Принципы от- ражают коренные интересы государств и международного сообще- ства в целом. С субъективной стороны они передают уровень осозна- ния государствами закономерностей системы международных отно- шений, своих национальных и общих интересов.

Появление принципов обусловлено и интересами самого меж- дународного права, в частности, необходимостью координации огромного многообразия норм, обеспечения единства системы меж- дународного права.


В рамках международного права существуют различные виды принципов. Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и сотрудничества, гуманизма, верховенства права и др. Они нашли отражение в таких актах, как Устав ООН, пакты о правах человека и во многих других документах. Основной объем регулирую- щего действия принципы-идеи осуществляют через конкретные нормы, отражаясь в их содержании и направляя их действие. Вместе с тем они и сами по себе служат регулятором международных отношений. Политика, в том числе и мировая, невозможна без идеалов. При этом происходит интернационализация идеалов, которые становятся общечеловеческими в формате юридических постулатов должного поведения.

В многочисленных международных актах перечень основных принципов не одинаков, но совпадает в наиболее авторитетных уни- версальных актах, каковыми являются Устав ООН и принятая Гене- ральной Ассамблеей в развитие его положений Декларация о принци- пах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. В этих документах перечислены следующие принципы: 1) не- применение силы или угрозы силой; 2) мирное разрешение споров;

3) невмешательство; 4) сотрудничество; 5) равноправие и самоопре- деление народов; 6) суверенное равенство государств; 7) добросо- вестное выполнение обязательств по международному праву.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудниче- ству в Европе (СБСЕ) 1975 г. дополнил приведенный перечень тремя принципами: нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав человека. Последние два не были выделены в качестве самостоятельных в Декларации 1970 г., но были отражены в содержа- нии других принципов. Что же касается принципа нерушимости гра- ниц, то он не получил универсального признания, а потому носит ре- гиональный характер.

Следовательно, принципы могут быть и региональными. Получи- ли распространение двусторонние акты о принципах (декларации, дого- воры). Нередко в их число включаются политические и иные принципы, например, неделимость мира, равная безопасность, добрососедство, со- хранение общего наследия человечества, охрана окружающей среды и др. Кроме того, есть все основания отнести к основным принципам международного права такие общие принципы права, как справедли- вость, добросовестность, а также и не злоупотребление правом.


Принципы выполняют важные функции. Они определяют новые формы взаимодействия субъектов специфическим образом, закрепляя основные права и обязанности государств. Принципы выражают и охраняют комплекс общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие важнейшие ценности, как мир и сотрудничество, права человека. Они служат идейной основой функционирования и разви- тия международного права. Принципы – это фундамент международ- ного правопорядка, они определяют его политико-правовой облик, принципы ‒ критерий международной законности.

Будучи ядром системы международного права, принципы осу- ществляют общее регулирование при появлении новых субъектов или новой сферы сотрудничества. Вновь возникшее государство связано принципами международного права. Действие принципов было не- медленно распространено на сотрудничество государств в космосе. Значительна роль принципов в обеспечение целостности системы со- временного международного права, недопустимости каких-либо про- белов в нем.

Характерной чертой принципов является их взаимосвязанность. Лишь во взаимодействии они способны выполнять свои функции. При высоком уровне обобщенности содержания принципов примене- ние предписаний каждого из них возможно лишь путем сопоставле- ния с содержанием других. Так, при применении принципа самоопре- деления следует учитывать принцип территориальной целостности. Значение их взаимосвязи было с самого начала подчеркнуто в Декла- рации о принципах международного права 1970 г.

Комплексу принципов присуща некоторая иерархия. Централь- ное место занимает принцип неприменения силы. Задаче обеспечения мира так или иначе подчинены все принципы. Принцип мирного раз- решения споров дополняет принцип неприменения силы, что отмеча- лось и Международным судом ООН. В отношении государства, нарушившего принцип неприменения силы, может быть приостанов- лено действие иных принципов, включая принцип добросовестного выполнения обязательств. Совет Безопасности ООН в рамках своих полномочий согласно Главе 7 Устава ООН применяет корпус мер, не связанных или связанных с использованием вооружённых сил.

Для того чтобы принцип стал общеобязательным, необходимо признание его международным сообществом в целом, т. е. достаточно


представительным большинством государств. Особенности формиро- вания и функционирования принципов в значительной мере опреде- ляются тем, что они отражают и закрепляют необходимые основы мирового порядка и международного права и представляют собой не- обходимое право (jus necessitatis).

 




СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ

МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Систему принципов международного права можно представить в виде следующей схемы.

 

 

Принципы обеспечения

мира и международной безопасности

Принципы

сотрудничества государств

Принципы защиты прав народов,

наций, человека

 

 

 

 

Неприменение

силы и угрозы силой

Суверенное равенство

государств

Самоопределение

народов и наций

 

 

 

 

Территориальная

целостность государств

Сотрудничество

государств

Всеобщее уважение

прав человека

 

 

 

Мирное разрешение

международных споров

Невмешательство

во внутренние дела

 

 

 

 

Нерушимость государственных границ

Добросовестное выполнение международных

обязательств

 

           

 

Рассмотрим каждый из этих принципов более подробно.

1. Принцип суверенного равенства государств.

Принцип суверенного равенства государств составляет основу современных международных отношений. Каждое государство обяза- но уважать суверенитет других участников системы и их право в пре-


делах собственной территории осуществлять законодательную, ис- полнительную, административную и судебную власть без какого- либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоя- тельно проводить внешнюю политику.

Данный принцип закреплен в п. 1 ст. 1 Устава ООН, а также в уставах международных организаций системы ООН, уставах боль- шинства региональных международных организаций, многосторон- них и двухсторонних соглашениях государств и международных ор- ганизаций, правовых актах международных организаций.

Элементами принципа суверенного равенства являются:

– право государств на принадлежность к международной орга- низации;

– право быть или не быть участником международного договора;

– право на нейтралитет.

Цель принципа суверенного равенства государств – обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех госу- дарств независимо от различия экономического, политического, со- циального и иного характера. Значение – поддержание международ- ного порядка, который может быть обеспечен только при полном уважении юридического равенства участников. Юридическое равен- ство не означает равенства фактического. Государства обязаны ува- жать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутреннее законодательство и ад- министративные правила, право определять и осуществлять по свое- му усмотрению отношения с другими государствами.

По факту существования суверенных государств принцип суве- ренного равенства ‒ важнейший элемент системы принципов современ- ного международного права. Строгое его соблюдение обеспечивает свободное развитие каждого государства и народа.

Принцип суверенного равенства государств тесно связан с прин- ципом невмешательства во внутренние интересы другого государства.

2. Принцип неприменения силы и угрозы силой.

Нормативное содержание принципа неприменения силы и угро- зы силой включает в себя запрещение:

– оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права;


– актов репрессалий, связанных с применением силы;

– предоставления государством своей территории другому госу- дарству, которое использует ее для совершения агрессии против тре- тьего государства;

– организации, подстрекательства, оказания помощи или уча- стия в актах гражданской войны или террористических актах в дру- гом государстве;

– организации или поощрения организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на терри- торию другого государства;

– насильственных действий в отношении демаркационных ли- ний перемирия;

– блокады портов или берегов государств;

– любых насильственных действий, препятствующих народам осуществить законное право на самоопределение, а также ряда иных насильственных действий.

Однако принцип неприменения силы и угрозы силой не означает отказа от силы вообще. Статья 39 Устава ООН регулирует полномочия Совета Безопасности – применение меры по поддержанию или восста- новлению мира. В ст. 51 говорится о возможности применения силы в порядке самообороны в случае вооруженного нападения. Статьи 41 – 50 предусматривают полномочия Совета Безопасности ООН на примене- ние мер, не связанных или связанных с использованием вооруженных сил. В первом случае – это, например, такие меры, как полный или ча- стичный перерыв в экономических отношениях, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных или других средствах со- общения, а также разрыв дипломатических отношений. Во втором слу- чает речь идет об использовании вооруженных сил ООН.

Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного при- менения силы: в целях самообороны и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Приме- нение вооруженной силы в порядке самообороны правомерно только в том случае, если произойдет вооруженное нападение на государство.

Обязанность неприменения силы распространяется на все госу- дарства, поскольку необходимость поддержания международного мира и безопасности требует, чтобы все государства, а не только члены ООН, придерживались в отношениях друг с другом указанного принципа.


3. Принцип нерушимости государственных границ.

Принцип нерушимости государственных границ впервые был сформулирован в Договоре между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ.

Принцип нерушимости государственных границ составляет од- ну из важнейших основ безопасности европейских государств. Неру- шимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств-участников упомянутых договоров.

Основное содержание принципа нерушимости границ выражается:

– в признании существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

– отказе от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

– отказе от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости государственных границ соотносится с принципом неприкосновенности государственных границ.

Принцип неприкосновенности государственных границ означает:

– обязанность государств соблюдать существующую линию госу- дарственной границы на местности: не допускать произвольного пе- ремещения линии границ на местности;

– право государств не допускать пересечения своей государ- ственной границы без соответствующего разрешения или вне уста- новленных правил.

Указанные принципы различаются по географии своего действия. Принцип нерушимости границ согласно Заключительному акту СБСЕ 1975 г. действует только в отношении государств-участников этого ак- та, т. е. европейских государств, а также США и Канады. Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, по- скольку является принципом общего права и действует на всех конти- нентах независимо от того, существуют или нет специальные соглаше- ния по этому вопросу.

4. Принцип территориальной целостности государств.

Основное назначение принципа территориальной целостности вы- ражается в защите территории государства от любых посягательств.


Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности и политической независимости любого государства.

Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабиль- ности в международных отношениях. Он означает обязанность госу- дарств воздерживаться от любых действий, направленных на наруше- ние национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны.

Территория государства не должна быть объектом военной окку- пации и объектом приобретения другим государством, следовательно, не должны признаваться законными какие-либо территориальные при- обретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения.

Государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга, должны воздержаться от любых действий против терри- ториальной целостности и неприкосновенности, не совместимых с целями и принципами Устава ООН. Например, транзит любых транс- портных средств через иностранную территорию без разрешения тер- риториального суверена ‒ нарушение не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной территории, по- скольку именно она используется для транзита. Все природные ре- сурсы являются составными компонентами территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты, т. е. природные ресурсы в их естественном виде. По- скольку их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена также является нарушением территориальной неприкосновенности.

Использование государством своей территории не должно нано- сить ущерб естественным условиям территории другого государства.

5. Принцип мирного разрешения международных споров.

Уставом ООН установлено: «Все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость». Общее международное право в процессе своей эволюции преж-

де лишь побуждало государства обращаться к мирным средствам раз- решения международных споров, устанавливая юридическую обязан- ность государств использовать такие средства, ограничивая право об- ращаться к войне, но не обязывало их следовать этой процедуре.


В соответствии с современными концепциями международного права государства обязаны разрешать свои споры только мирными средствами.

6. Принцип невмешательства во внутренние дела.

Принцип невмешательства в качестве общего принципа межго- сударственных отношений формировался в процессе борьбы наций за свою государственность. Принцип невмешательства в общей форме зафиксирован в Уставе ООН и содержится в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограничении их не- зависимости и суверенитета и др.

Принцип невмешательства во внутренние дела – это обязанность государств не вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства.

Вмешательство – это любые меры государств или международ- ных организаций, препятствующие субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию. В результате вооруженное вмешательство и все другие формы вме- шательства или всякие угрозы, направленные против правосубъект- ности государства или его политических, экономических и культур- ных основ, являются нарушением международного права.

Однако если существует угроза миру или акт агрессии, могут быть приняты меры принудительного характера в соответствии с гл. VII Устава ООН.

Ни одно государство не должно организовывать, помогать, раз- жигать подрывную или террористическую деятельность, направлен- ную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве.

7. Принцип всеобщего уважения прав человека.

Принцип всеобщего уважения прав человека наиболее полно от- ражен в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Декларации принципов заключительного акта совещания по безопас- ности и сотрудничеству в Европе и др.

Данный принцип возник относительно недавно – уже после Второй мировой войны.


Нормативное содержание принципа включает:

– обязанность государств повышать уровень жизни, способство- вать полной занятости населения и условиям экономического и соци- ального прогресса и развития;

– обязанность государств уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, религии.

Цель международного сотрудничества в области соблюдения прав человека ‒ разработка и установление стандартов, которые слу- жат для государства отправной точкой для выработки своего нацио- нального законодательства.

Анализ многочисленных международных документов по правам человека показывает, что в современном международном праве госу- дарства обязаны уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Отме- ченная обязанность носит всеобщий характер. Это значит, что права и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и дей- ствуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. Апар- теид, геноцид, расовая дискриминация и так далее, являются между- народными преступлениями.

8. Принцип самоопределения народов и наций.

Принцип самоопределения народов и наций означает, что все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, соци- альное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать этот принцип.

Формами осуществления права на самоопределение являются:

1) создание суверенного и независимого государства;

2) свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним;

3) установление любого иного политического статуса, свободно определенного народом.

Кроме того, в содержание принципа входят и экономические ас- пекты.

Обязанность государства заключается не только в уважении права нации на самоопределение, но и содействии ему. Также госу- дарства обязаны воздержаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на само-


определение. Народы вправе испрашивать и получать поддержку, ес- ли их лишают права на самоопределение насильственным путем.

Самоопределение означает право народов выбирать такой путь развития, который в наибольшей степени соответствует их историче- ским, географическим, культурным, религиозным традициям и пред- ставлениям. Самоопределение не должно осуществляться в ущерб су- веренитету и политическому единству суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов.

Безусловное уважение прав каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений.

9. Принцип сотрудничества государств.

Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе в различных сферах международных отношений в целях поддержания международного мира и безопасности ‒ основное положение в систе- ме норм, содержащихся в Уставе ООН.

Так, в соответствии с Уставом государства обязаны «осуществ- лять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также «поддерживать международный мир и безопас- ность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».

Принцип сотрудничества означает обязанность государств со- трудничать друг с другом и с ООН и предполагает добросовестное со- блюдение государствами норм международного права и Устава ООН.

Нормативное содержание принципа основывается на обязанно- стях государств:

1) сотрудничать в решении различных международных проблем;

2) добросовестно соблюдать нормы международного права.

Если же какое-либо государство игнорирует свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, то тем самым это государство подрывает основу сотрудничества.

10. Принцип добросовестного выполнения международных обя- зательств.

Данный принцип возник в форме международно-правового обы- чая на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее


время находит отражение в многочисленных двусторонних и много- сторонних международных соглашениях.

В качестве общепризнанной нормы поведения субъектов ука- занный принцип закреплен в Уставе ООН.

Содержание принципа включает в себя обязанность государства:

1) добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соот- ветствии с Уставом ООН;

2) добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права;

3) выполнять свои обязательства, вытекающие из международ- ных договоров, действительных согласно общепризнанным принци- пам и нормам международного права. При этом добросовестному ис- полнению подлежат лишь действительные международные договоры, не противоречащие Уставу ООН.

Согласно Венской конвенции о праве международных догово- ров 1969 г. «каждый действующий договор обязателен для его участ- ников и должен ими добросовестно выполняться». Более того,

«участник не может ссылаться на положения своего внутреннего пра- ва в качестве оправдания для невыполнения им договора». Концепция добросовестности получила закрепление в большом числе междуна- родных договоров, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в де- кларациях государств и т. д.

Принцип добросовестного выполнения международных обяза- тельств распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к между- народным договорам, заключенным добровольно и на основе равно- правия. Любой неравноправный международный договор прежде все- го нарушает суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН, поскольку ООН «основана на принципе суверенного равенства всех ее членов», которые в свою очередь приняли на себя обязатель- ства «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». Сле- дует считать общепризнанным, что любой договор, противоречащий Уставу ООН, является недействительным, и ни одно государство не может ссылаться на такой договор или пользоваться его преимуще- ствами.













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: