Методы диагностики освоения АООП

Диагностика освоения программ обеспечивается системой социально педагогического, медико-психологического сопровождения. Система сопровождения включает в себя:

• Психологическую диагностику развития познавательных процессов и

эмоционально-волевой сферы учащихся.

• Медицинский контроль состояния здоровья учащихся.

• Социологические обследования уровня удовлетворенности условиями школьного

обучения, содержанием образования.

• Педагогическую диагностику развития общеучебных умений и навыков.

Аттестацию достижений учащихся.

Психологическая диагностика проводится педагогом-психологом и включает в себя

методы психологического тестирования учащихся классов начальной и основной

школы, выявляющих уровень развития познавательных процессов (внимания, памяти,

мышления), диагностику учащихся, имеющих проблемы в обучении и в развитии;

диагностику профессиональной направленности. По всем выявленным проблемам

осуществляется работа с целью их коррекции. Для учащихся с дезадаптивным

поведением разрабатываются курсы психокоррекционных занятий, направленных

на снижение уровня тревожности, негативизма, снятие эмоционального напряжения.

Медицинский контроль за состоянием здоровья учащихся, условиями организации

учебного процесса осуществляется медицинскими работниками, закрепленными за

школой.

Для коррекции в нарушении социализации детей и подростков чрезвычайно значимой является система социальной поддержки, которая складывается из единства

ниже перечисленных функций: диагностика, выявление проблемных детей информации (природе проблемы, о ребенке, о путях решения), консультации, первичной помощи в решении проблем, защиты прав ребенка в сфере образования и других сферах общественной жизни.

В деятельность социального педагога входит также:

1. предупреждение отсева учащихся;

2. взаимодействие с классными руководителями и учителями в целях координации действий

3. с определенными группами учащихся и предупреждения конфликтных ситуаций:

4. учет педагогически и социально неблагополучных семей в целях координации их

5. последующей работы по выправлению ситуации;

6. взаимодействие со всеми возможными государственными учреждениями,

7. социальными службами, общественными организациями и частными лицами на случай

8. оказания необходимой помощи социально-незащищенным учащимся (органы

9. местного самоуправления, органы опеки и попечительства, ГИБДД, паспортной

10. службой, страховыми компаниями и др.)

На основе этих функций социальный педагог выполняет конкретные действия, направленные на решение проблем социального развития каждого подопечного. Коррекция речевых нарушений осуществляется учителем - логопедом. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы обследования, комплексность, целостность и динамичность, но вместе с тем оно направлено на

выявление, анализ и разработку методов коррекции речевых нарушений. Для внутришкольной педагогической диагностики используются методы педагогического наблюдения, промежуточные контрольные работы.

 

II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план  ГОБОУ Оленегорская КШИ (далее ― Уче­бный план), реализующий АООП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интелле­ктуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём ау­ди­торной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, рас­пределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9 лет годовой и недельный учебные планы представлены в следующем варианте:

1 вариант ― I-IV;

      

Учебный план на 2019-2020 учебный год для обучающихся ФГОС (1 вариант)

Утвержден Приказ № 155-к от 30.08.2019 г.

 

 

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов

I II III IV

Обязательная часть

 

 

1. Язык и речевая практика

1.1.Русский язык 3 3 3 3
1.2.Чтение 3 4 4 4
1.3.Речевая практика 2 2 2 2

2. Математика

2.1.Математика 3 4 4 4

3. Естествознание

3.1.Мир природы и человека 2 1 1 1

4. Искусство

4.1. Музыка 2 1 1 1
4.2. Изобразительное искусство 1 1 1 1

5.Физическая культура

5.1.Физическая культура 3 3 3 3

6. Технологии

6.1. Ручной труд 2 1 1 1

Итого

      21      20    20 20

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

Русский язык

- 1 1 1

Математика

- - 1 1

Музыка

- 1 1 1

Ручной труд

- 1 - -

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

21 23 23 23

Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):

5 5 5 5

ЛФК

1 1 1 1

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2 2 2 2

Ритмика

2 2 2 2

Внеурочная деятельность:

Нравственное: «Мы-жители Земли»

1 1 1 1

Социальное: «Уроки безопасности»

1 1 1 1

Общекультурное: «Час чтения»

1 1 1 1

Спортивно-оздоровительное: «Час здоровья»

1 1 1 1
 

Общеинтеллектуальное: «В стране знаний»

1 1 1 1

ВСЕГО К ФИНАНСИРОВАНИЮ

    33 33
               

 

Учебный план ГОБОУ Оленегорская КШИ реализующая адаптированную основную образовательную программу начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их усвоение по классу и учебным предметам.

       Учебный план разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 173-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014г).

3. Примерной адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

4. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями на 17 июля 2015 г.);

5. Уставом ГОБОУ Оленегорская КШИ

 

Учебный план обеспечивает выполнение «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15».

Учебный план состоит из 3-х частей – обязательной части, коррекционно – развивающей и формируемой части участников образовательного процесса.

Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия, внеурочную деятельность.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы в школе и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ОВЗ:

- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;

- готовность обучающихся к продолжению образования на последующем уровне основного общего образования;

- формирование основ нравственного развития обучающихся,

- приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

 

Обязательная часть учебного плана включает предметы: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы человека, музыка, ИЗО, физическая культура и ручной труд.

Часть, формируемаяучастниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося и отводится на увеличение учебных часов, отводимых на изучение предметов: русский язык – 1 час, математика – 1 час, музыка – 1 час.     

Коррекционно – развивающее направление, согласно требованиям ФГОС, является обязательным и представлено коррекционно развивающими занятиями (ЛФК, развитие психомоторики и сенсорных процессов, ритмика).

Всего на коррекционно-развивающую область отводится 5 часов в неделю. При этом учитываются психофизические особенности обучающихся с умственной отсталостью и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.

Ритмика (2 часа в неделю). Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально – ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения: петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звёздочек») осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умений ориентироваться в нём.

Развитие психомоторики и сенсорных процессов (2 часа в неделю) направлено на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в общество.

ЛФК (1 час в неделю) - коррекция и компенсация нарушений физического развития, развитие двигательных возможностей в процессе обучения, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению.

Введение специальных коррекционных предметов обеспечивает создание условий для более продуктивного развития личности ребенка и его социализации.

В часть, формируемую участниками образовательной деятельности, входит внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Учащимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов регламентируется планом внеурочной деятельности.

 

 

№/№ Направление Часы Наименование
1 Нравственное 1 «Мы – жители Земли»
2 Спортивно-оздоровительное 1 «Час здоровья».
3 Общекультурное 1 «Час чтения».
4 Социальное 1 «Уроки безопасности»
5 Общеинтеллектуальное 1 «В стране знаний»

 

В структуре планируемых результатов внеурочной деятельности ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;   

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Формы промежуточной аттестации:

- контрольный диктант

- контрольное списывание

 - контрольная работа

- практические работы

На промежуточную аттестацию для учащихся 2-4 классов выносятся два обязательных предмета (письменная форма): русский язык, математика. По другим предметам учебного плана для учащихся 2-4 классов промежуточная аттестация представляет собой результат выставления по итогам учебного года средней отметки (среднее арифметическое) исходя из итоговых отметок за четверть

Промежуточная аттестация начинается за две недели до окончания 4 учебной четверти, в сроки, определяемые Календарным учебным графиком, по расписанию, утвержденному директором Школы, по материалам текущего учебного года. К промежуточной аттестации допускаются все учащиеся.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ. Основные виды контрольных работ во 2-м -4-х классах – списывание и диктанты.

Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи -1 раз в четверть.

Оценка обучающихся 2 -4-х классов школы по всем учебным предметам, за исключением коррекционного блока, осуществляется по пятибалльной системе (с измененной шкалой оценивания) по каждому предмету: «5» -отлично, «4» -хорошо, «3» -удовлетворительно, «2» -неудовлетворительно. Эта отметка может выставляться в тетради за небрежно выполненные задания, а также педагогом в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка.

 

2.1.1.Особенности учебно-воспитательного процесса.

В ГОБОУОленегорская КШИ созданы условия для получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями Стандарта.

  Продолжительность учебных занятий - 40 минут. При определении продолжительности занятий в 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый). Динамическая пауза в 1-4 классах проводится после 2-го урока, в 5-12 классах – после 3-го урока.  Продолжительность динамической паузы – 30 минут. Организация уроков и внеурочной деятельности проходит в охранительном режиме:

- для предупреждения утомления обучающихся в течение урока проводятся 2 физ.паузы, обязательная смена видов деятельности обучающихся, создание на уроках комфортной обстановки.

Наполняемость классов до 12 человек. Для всех обучающихся - одноместные парты, наличие зоны отдыха в классных комнатах для 1-4 классов.

  Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года составляет 34 недели, в 1-м классе — 33 недели.

   Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

  В ГОБОУ Оленегорская КШИ» функционируют специализированные кабинеты:

- кабинет логопеда;

- кабинет психолога;

-кабинет социального педагога;

- медицинский кабинет,

изолятор;

- сенсорная комната;

     Под влиянием обучения и воспитания дети развиваются, приобретают определённые знания, умения, навыки по различным школьным предметам. Однако усвоение идёт неравномерно. Это вызвано разными потенциальными возможностями школьников и их индивидуальными особенностями психофизического развития.

На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в со­став каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую на­правленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физи­чес­кого развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-раз­ви­ва­ющая область.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

1. формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;

2. формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

3. формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.

Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

1. учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

2. увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

3. введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков
в психическом и (или) физическом развитии;

4. введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.

Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями психокоррекционными и ритмикой в младших классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.

Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется ГОБОУ Оленегорсая КШИ самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с лёгкой умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. ГОБОУ Оленегорская КШИ предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется ГОБОУ Оленегорская КШИ в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).

2.1.2Система промежуточной и итоговой аттестации

Промежуточная аттестация проводится в течение учебного года как результат освоения образовательных программ определенного уровня. Промежуточная аттестация подразделяется на текущую, включающую в себя оценивание знаний учащихся на уроке по темам, разделам программы; четвертную (полугодовую) в зависимости от годового графика занятий.

Промежуточная (текущая) аттестация.

Текущей аттестации подлежат все обучающиеся ГОБОУ Оленегорская КШИ. Текущая аттестация осуществляется по 5-и бальной системе оценивания. Текущая аттестация учащихся 1-х классов осуществляется качественно, без фиксации оценок в классном журнале. Учащиеся, обучающиеся индивидуально на дому, аттестуются только по предметам, включенным в план индивидуального обучения. Учащиеся, находящиеся на лечении и обучающиеся в лечебных учреждениях, аттестуются с учетом отметок, полученных в образовательных учреждениях при лечебных учреждениях. Форму текущей аттестации выбирает учитель с учетом контингента обучающихся и содержания учебного материала. Избранная форма текущей аттестации указывается учителем в календарно-тематическом планировании, классном журнале.

Оценки за письменные самостоятельные, фронтальные, групповые работы обучающего характера не требуют обязательного переноса в классный журнал.  Оценки за работы контрольного характера обязательно выставляются в классный журнал. Учитель, проверяя и оценивая работы учащихся, устные ответы обучающихся, уровень развития учебных умений и навыков, выставляет отметку в классный журнал и в дневник учащегося.

Промежуточная (четвертная) аттестация

Промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются во 2-4 классах за четверть. Четвертные, полугодовые оценки выставляются с учетом всех промежуточных (текущих) аттестаций за данный период по предмету. В случае спорных текущих оценок промежуточная итоговая оценка выставляется в пользу ученика. Четвертные оценки выставляются классным руководителем в сводную ведомость классного журнала.


Итоговая аттестация

Итоговая аттестация по предмету за определенный уровень образования проводится в конце учебного года. К итоговой аттестации допускаются учащиеся 2-4 классов. От итоговой аттестации могут быть освобождены: а) учащиеся по заключению учреждений здравоохранения;

 Успешность освоения учебных программ учащимися 2-4 классов оценивается по 5-и бальной системе (минимальный балл-3, максимальный балл-5). Учащимся 1-х классов отметки в 5-и бальной системе не выставляются. Успешность освоения ими программ характеризуется качественной оценкой.

- Итоговая (годовая) оценка по учебному предмету выставляется учителем с учетом оценок за учебные четверти (полугодия), оценки за итоговую аттестацию.

Перевод учащихся.

Учащиеся 1 – 4 классов по успешности обучения и полноте освоения учебных программ за учебный год решением педагогического совета переводятся в следующий класс

Для обучающихся на ступени начального общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) решением педагогического совета составляется индивидуальный маршрут развития и индивидуальная программа обучения.

 

2.2.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АООП.

2.2.1.Кадровые условия реализации АООП.

 Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребѐнка с умственной отсталостью в системе школьного образования. В штат специалистов ГОБОУ Оленегорская КШИ, реализующей АООП входят:

- учителя-олигофренопедагоги,

- воспитатели,

- учитель-логопед,

- педагог-психолог,

- специалисты по физической культуре и адаптивной физической культуре,

- социальный педагог,

- музыкальный работник,

- медицинские работники.

Учителя, реализующие АООП, имеют высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога; 

 б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

 в) по специальности «Олигофренопедагогика» или по специальностям «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» при прохождении переподготовки в области олигофренопедагогики.

г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области олигофренопедагогики.

Воспитатели, принимающие участие в реализации АООП, имеют высшее или среднее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

а) по специальности «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» или «Специальное дошкольное образование»;

б) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

 в) по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

 г) по специальности: «Олигофренопедагогика»;

д) по другим педагогическим специальностям с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца.

Педагог-психолог должен имеет высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

 а) по специальности: «Специальная психология»;

б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;

 в) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического со- провождения образования лиц с ОВЗ;

г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной психологии.

Педагог-психолог  прошла  курсы повышения квалификации в области психологии лиц с умственной отсталостью, подтвержденные документом установленного образца.

Учитель-логопед должен имеет высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

 а) по специальности: «Логопедия»;

 б) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии;

 в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии.

При любом варианте профессиональной подготовки учитель-логопед должен обязательно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогики или психологии лиц с умственной отсталостью, подтвержденные документом установленного образца.

Учитель физической культуры должен имеет высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

а) высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы;

 б) высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы;

 в) среднее профессиональное образование и стаж работы в области физкультуры и спорта не менее 2 лет.

       Учитель музыки (музыкальный руководитель) имеет высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы. При любом варианте профессиональной подготовки учитель должен обязательно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогики, подтвержденные документом установленного образца.

       Требования к трудовым функциям педагогических работников (общепедагогической (обучение), воспитательной и развивающей деятельности) определены Стандартом профессиональной деятельности педагога.  

 2.2.2.Материально-технические условия реализации АООП.

Материально-техническое обеспечение ― общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно образовательной среды. Материально-техническое обеспечение в ГОБОУ Оленегорская КШИ обучающихся с умственной отсталостью  отвечает не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса  отражена специфика требований к организации пространства; временного режима обучения; техническим средствам обучения; специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью и позволяющих реализовывать выбранный вариант стандарта. Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование обучающихся с умственной отсталостью,  соответствовует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности:

- к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса;

- к обеспечению санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;

- к соблюдению пожарной и электробезопасности;

- к соблюдению требований охраны труда;

- к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.

       Материально-техническая база реализации адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью  соответствовует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к:

- участку (территории) и зданию ГОБОУ КОленегорская  КШИ;

- помещению библиотеки,

- физкультурному залу, залу для проведения занятий по ритмике (лечебной физкультуре);

- помещениям для осуществления образовательного и коррекционно-развивающего процессов:

- классам, кабинету учителя-логопеда (дефектолога), педагога-психолога и др. специалистов, структура которых  обеспечивает возможность для организации разных форм урочной и внеурочной деятельности;

- трудовым мастерским (размеры помещения, необходимое оборудование в соответствии с реализуемым профилем (профилями) трудового обучения);

-  кабинету для проведения уроков «Социально-бытовая ориентировка»;

- кабинетам медицинского назначения;

- столовой, а также помещениям для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания;

- туалетам, душевой,

- коридорам и другим помещениям.

Временной режим образования обучающихся с умственной отсталостью (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами ГОБОУ Оленегорская КШИ. Сроки освоения адаптированной образовательной программы обучающимися с умственной отсталостью составляют 12 лет (1 –12 классы).

Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ, необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе, включая Прописи. Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (в младших классах преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности; в старших ― иллюстративной и символической).

Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Русский язык» включает: учебники; Букварь; прописи; рабочие тетради на печатной основе; программно-методическое обеспечение: методические рекомендации для учителя по отдельным разделам учебного предмета; печатные пособия: наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; картинное лото; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды словарей; Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования 14 п. п 10.9, 10.10 постановления главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении Санпин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ; учебно-практическое оборудование: комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы (звуко-буквенного разбора слова; разбора слов по составу); дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями); наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.); технических средств обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; CD/DVD – прогрыватели; телевизор; аудиовидеомагнитофон; компьютер с программным обеспечением; слайд-проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран. Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Чтение» включает: комплекты учебников; печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; словари по русскому языку; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды, соответствующие содержанию обучения; игры и игрушки, настольное литературное лото, настольные литературные игры; викторины.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Устная речь» включает: комплект учебников; методические рекомендации для учителя; печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами; наборы игрушек; настольный театр, плоскостные игрушки, настольные игры в соответствии с изучаемыми темами; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия. Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Математика» предполагает использование: 

 · учебно-методических комплексов, включающих учебники и рабочие тетради на пе- чатной основе

· дидактического материала в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычислительных навыков, калькуляторов и другие средства;

· демонстрационного материала ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);

 · демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; развертки геометрических тел;

 · видеофрагментов и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео- записи), отражающие основные темы курса математики;

· настольных развивающих игр;

· электронные игры развивающего характера.

Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области «Естествознание» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов, муляжей предметов, чучел животных и птиц. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с умственной отсталостью с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании образовательной организации, а также теплицы, пришкольный участок и другие объекты на прилегающей к образовательной организации территории.

       Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Окружающий мир» предполагает использование: печатных пособий: комплект наглядных материалов для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися в 0 (подготовительном) классе; учебно-методического комплекса: комплект учебников «Окружающий мир» и рабочих тетрадей для 1-4 классов; программно-методического обеспечение к урокам «Окружающий мир»; электронных приложений к учебникам; мультимедийных обучающих программ; общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности. комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по разделам программы; технических средств обучения; экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума); видеофильмы и презентации по темам учебного предмета; учебно - практическое оборудование: игровой материал для сюжетных дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов; оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.); модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.; конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.; натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.;

Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся с умственной отсталостью в области «Искусство». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), а также большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских.

На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающимся с умственной отсталостью использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и др.), театральным реквизитом, а также оснастить актовые залы воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Изобразительное искусство» предполагает наличие: печатных пособий: ― портреты русских и зарубежных художников; ― таблицы по цветоведению, построению орнамента; таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта; ― схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека; ― таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству; ― дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте информационно-коммуникативных средств: мультимедийные обучающие художественные программы; общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности технических средств обучения; экранно-звуковых пособий: ― аудиозаписи музыки к литературным произведениям; ― видеофильмы и презентации памятников архитектуры и художественных музеев; ― видеофильмы и презентации видов и жанров изобразительного искусства; творчества отдельных художников; ― видеофильмы и презентации народных промыслов; художественных стилей и технологий; учебно-практического оборудования: конструкторы; краски акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; восковые мелки; кисти беличьи № 5, 10, 20; кисти из щетины № 3, 10, 20; стеки; ножницы; рамки для оформления работ; тренажеры (прозрачные папки) для выработки навыков рисования; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов; ― моделей и натурального ряда: ― муляжи фруктов и овощей (комплект); ― гербарии; ― изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов; ― гипсовые геометрические тела; ― гипсовые орнаменты; ― модель фигуры человека, животных, птиц, рыб; ― керамические изделия; ― предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз).

 Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Музыка» включает: книгопечатную продукцию: хрестоматии с нотным материалом; сборники песен и хоров; методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки); книги о музыке и музыкантах; научно-популярная литература по искусству; справочные пособия, энциклопедии; печатные пособия: таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности; схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре графические партитуры; портреты композиторов; портреты исполнителей; атласы музыкальных инструментов; альбомы с демонстрационным материалом; дидактический раздаточный материал: карточки с признаками характера звучания; карточки с обозначение возможностей различных музыкальных средств; карточки с обозначением исполнительских средств выразительности; информационно-коммуникационные средства: электронные библиотеки по искусству; игровые компьютерные программы по музыкальной тематике; технические средства обучения: музыкальный центр, видеомагнитофон, мультимедийный компьютер со звуковой картой, телевизор с универсальной подставкой, мультимедиапроектор, слайд-проектор, экран; экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, фонохрестоматии по музыке; Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; различные музыкальные видеофильмы с записями выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов; известных хоровых и оркестровых коллективов, фрагментов из мюзиклов; слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений; эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений) нотный и поэтический текст песен; изображения музыкантов, играющих на различных инструментах; фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры; учебно-практическое оборудование: музыкальные инструменты: фортепиано (пианино, рояль), баян /аккордеон, скрипка, гитара, клавишный синтезатор; комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта, глокеншпиль / трещотки колокольчик, треугольник барабан бубен румба, маракасы, кастаньеты металлофоны ксилофоны; свистульки, деревянные ложки; комплект знаков нотного письма (на магнитной основе); комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики); специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.

       Овладение обучающимися с умственной отсталостью образовательной областью «Физическая культура» предполагает коррекцию двигательных навыков в процессе музыкально-ритмической и спортивной деятельности. Для этого необходимо наличие специальных предметов (лент, мячи, шары, обручи и др.); фонотеки с записями различных музыкальных произведений; наборов детских музыкальных инструментов (бубен, барабан, детское пианино и др.). Оборудование спортивного зала предполагает наличие необходимого спортивного инвентаря для овладения различными видами физкультурно-спортивной деятельно- сти. Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Физическая культура» включает: печатные пособия: таблицы, схемы, плакаты с классификацией видов спорта, спортивных упражнений, последовательностью выполнения упражнений; дидактический раздаточный материал: карточки по физкультурной грамоте; информационно-коммуникативные средства: мультимедийные обучающие материалы, программы; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия: видеофильмы и презентации по Олимпийскому, Параолимпийскому образованию; спортивным праздникам, национальным спортивным играм; учебно - практическое оборудование: спортивный инвентарь и оборудование; спортивные тренажеры; модули: набивные мячи, гантели; гимнастическое оборудование; скакалки, обручи, ленты; баскетбольные, волейбольные, футбольные мячи; сетки, флажки, кегли; тренажерное оборудование.

Для овладения образовательной областью «Технологии» учащимся с умственной отсталостью необходимо использование специфических инструментов и расходных материалов в процессе формирования навыков ручного труда. Для организации углубленной трудовой подготовки необходимо наличие специального оборудования в соответствии с тем или иным профилем труда (швейные машины, столярный инвентарь, слесарный инвентарь, и др.), а также использование адаптированных технологических карт, позволяющих обучающимся освоить необходимые трудовые навыки.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Трудовое обучение (Ручной труд)» включает: учебно-методические комплексы: комплекты учебников и рабочих тетрадей; учебно-практическое оборудование: материалы: ― краски акварельные, гуашевые; ― фломастеры разного цвета; ― цветные карандаши; ― бумага рисовальная а3, а4 (плотная); ― бумага цветная разной плотности; ― картон цветной, серый, белый; ― бумага наждачная (крупнозернистая, мелкозернистая); ― бумага в крупную клетку; ― набор разноцветного пластилина; ― нитки (разные виды); ― ткани разных сортов; ― природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.); ― древесные опилки; ― алюминиевая фольга; ― проволока цветная; ― клей ПВА, клеящий карандаш; ― шнурки для обуви (короткие, длинные); инструменты: ― кисти беличьи № 5, 10, 20; ― кисти из щетины № 3, 10, 20; ― стеки; ― ножницы; ― циркуль; ― линейки; ― угольники; ― иглы швейные с удлиненным (широким) ушком; ― булавки швейные; ― шило с коротким стержнем; ― напильник; ― карандашная точилка; ― гладилка для бумаги; вспомогательные приспособления: ― подкладные доски; ― подкладной лист или клеенка; ― коробка для хранения природных материалов; ― подставка для кисточки; ― баночка для клея; ― листы бумаги для работы с клеем (макулатура); 213 ― коробочка для мусора; ― тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания рук; печатные пособия: таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству; дидактический раздаточный материал: карточки-задания по технологии изготовления изделия; информационно-коммуникативные средства: мультимедийные обучающие программы по ручному труду; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия; модели и натуральный ряд: муляжи фруктов и овощей; изделия декоративно- прикладного искусства и народных промыслов; модели геометрических фигур и тел; модель фигуры человека, животных; керамические изделия; предметы быта; различные виды раздаточных коллекций; конструкторы.

           

 Материально-техническое обеспечение коррекционно-развивающих курсов (занятий) включает обеспечение кабинета логопеда, психолога и зала для проведений занятий по ритмике. Требования к оснащению кабинета логопеда: печатные пособия: учебники по русскому языку и чтению; кассы букв и слогов; разрезные азбуки; альбом с предметными и сюжетными картинками; картинные лото; альбомы с картинками для исследования произношения звуков; мебель и оборудование: парты, стол, стул, шкаф для пособий, классная доска, зеркала (настенное, настольное, для индивидуальной работы), стенные часы, настольная лампа, умывальник, мыло, полотенце; специальное оборудование: логопедические зонды; спирт, вата; игры и игрушки: настольные игры (кубики, мозаики, лото); игрушки, предназначенные для развития дыхания; наборы игрушек, предназначенные для развития и обогащения словарного запаса; технические средства обучения: CD/DVD – прогрыватели; телевизор; аудиовидеомагнитофон; компьютер с программным обеспечением; слайд-проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран;

Материально-техническое оснащение кабинета педагога -психолога включает: учебный материал: методики с необходимым стимульным материалом для диагностики познавательной и эмоциональной сфер, личности, поведения; методики с необходимым оснащением для проведения психо-коррекционной работы по отдельным направлениям; мебель и оборудование: стол и стул для психолога; шкаф для пособий и техники; уголок мягкой мебели (по возможности); рабочие места для детей; технические средства обучения; игрушки и игры: мячи, куклы, пирамиды, кубики, доски Сегена различной модификации; настольные игры; набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).

Материально-техническое обеспечение зала для проведений занятий по ритмике включает: Специальное оборудование: хореографические станки; настенные зеркала; дидактическое оборудование: мячи; ленты; дождики, шары, обручи; музыкальные инструменты: фортепиано (пианино, рояль), баян /аккордеон, скрипка, гитара, клавишный синтезатор; комплект детских музыкальных инструментовтрещотки колокольчик, треугольник барабан бубен румба, маракасы, кастаньеты металлофоны ксилофоны; свистульки, деревянные ложки; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия. Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на ребѐнка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся с ОВЗ. Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлечѐнные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательной организации, где можно осуществлять под- готовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребѐнка с умственной отсталостью. Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечѐнных в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью.

Информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся с умственной отсталостью и характеристики предполагаемых ин- формационных связей участников образовательного процесса. Информационно-методическое обеспечение реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса включают:

1. Необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся с умственной отсталостью;

 2. Характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса;

3. Получения доступа к информационным ресурсам, различными способами (поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;

4. Возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации (статей, выступлений, дискуссий, результатов экспериментальных исследований);

Образование обучающихся с умственной отсталостью предполагает ту или иную форму и долю обязательной социальной интеграции обучающихся, что требует обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов массового и специального образования. Предусматривается для тех и других специалистов возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии

 

2.2.3.Учебно-методическое обеспечение АООП.

Приложение 1.

2.2.4.Используемые педагогические технологии.

Целью коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.

Задачи по обучению детей с умственной отсталостью:

1. дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам;

2. воспитать такие личностные качества как: честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;

3. подготовить детей к реабилитации в обществе.

Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо применение различных методов, приёмов и педагогических технологий. Среди многообразия современных образовательных технологий я выбрала и хочу рассказать о тех, которые, на мой взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию учебного материала обучающимися с умственной отсталостью.

Педагогические технологии:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: