Цена | Количество | Стоимость | ||
Ситец | ? | На? > 1 | 6 м | с руб. |
Шерстяная ткань | ? | 4 м | к руб. |
— Как найти цену ситца? (с: 6.)
— Как найти цену шерстяной ткани? (к: 4.)
— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? {Из большего числа вычесть меныиее.)
— Запишите выражение, (к: 4 — с: 6.)
— (Один ученик записывает выражение на доске.)
— № 220 (с. 47).
— Как найти делимое? (Частное умножить на делитель и прибавить остаток.)
— Выполните задание.
— (Коллективная проверка.)
— Физкультминутка
— Сильный ветер сосны крутит,
— Словно самый тонкий прутик.
— Елки ветер клонит тоже..
— Мы с тобой на них похожи.
— (Вращение корпусом вправо и влево.)
— Вот по веткам белка мчится,
— Белка ветра не боится.
— Белка прыгает так ловко,
— Ведь во всем нужна сноровка.
— (Прыжки на месте.)
— А куда медведь идет?
— Ищет ягоды и мед.
— {Шаги на месте.)
— Ну а нам пора садиться,
— Заниматься, не лениться.
— {Сесть за парту.)
— Продолжение работы по теме урока
— Работа по учебнику
— Прочитайте на с. 48, чем мы будем сейчас заниматься. {Учиться узнавать время по часам.)
— Прочитайте текст рядом с красной чертой.
— Чем отличается время 2 ч и 14 ч 1 {2 ч — ночь, 14 ч — это 2 ч дня.) №223-225 (с. 48).
— (Устное выполнение.)
— №226 (с. 48).
— (Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.) №222 (с. 47), 228 (с. 48) — базовый уровень.
— № 229у 230 (с. 48) — уровень повышенной сложности.
— (Самостоятельное выполнение. Уровень выбирают учащиеся.)
— Рефлексия
— (Самостоятельное выполнение заданий «Проверь себя» (учебник, с. 47, 48). Проверка.)
— Ответы
— С. 47: 4 года = 48 мес., 2 года 3 мес. = 27 мес.
— С. 48: 19.05 — вечер, 00.30 — ночь.
— Оцените свою работу на уроке.
— Подведение итогов урока
— Какую величину мы вспомнили сегодня на уроке?
— Какими единицами измеряют время?
— Домашнее задание
— Рабочая тетрадь: № 88—90 (с. 42).
— Дополнительный материал
— Старик-годовик (сказка-загадка)
— Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
— Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полянах показались цветы.
— Махнул старик-годовик третий раз — и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали рожь жать.
— Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
— А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев, каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнет птица раз - станет свет- лым-светло; махнет другой — станет темным-темно.
— В. Даль
— Как люди учились измерять время
— Считать предметы мы умеем с 1 класса. Это очень просто — один, два, три... Измерить расстояние тоже несложно. А как и чем измерять время? Самыми древними «часами», которые никогда не останавливались и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день - не очень точные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблюдения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус. Когда появлялся Сириус, в Египте отмечали наступление нового года. Так появилась хорошо известная сейчас мера времени — год. Оказалось, что промежуток между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Как видите, подсчеты древних египтян оказались достаточно точными. Ведь и наш год состоит из 365 дней. Но год слишком уж большая мера времени. А для того чтобы вести хозяйство (посев, выращивание, сбор урожая), нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звездам. На этот раз на помощь пришла луна, или, по-другому, месяц. Все вы наблюдали за луной и знаете, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуние).
— Промежуток между двумя полнолуниями и назвали месяцем. Оказалось, что месяц состоит примерно из 29 дней. Вот как точно в Древнем мире умели определять время!
— А семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам, которые появлялись на небосклоне и были известны вавилонянам: суббота — день Сатурна; воскресенье - день Солнца; понедельник - день Луны; вторник - день Марса; среда - день Меркурия; четверг — день Юпитера; пятница — день Венеры.
— Если бы в Вавилоне были известны и другие планеты Солнечной системы, возможно, наша неделя состояла бы не из 7, а из 9,10 или 8 дней. Смена этих светил в течение месяца происходила примерно 4 раза. Вот и оказалось, что в месяце 4 недели.
— Итак, самое сложное — найти мерки времени — было сделано уже в Древнем мире. Этими мерками пользуются и по сей день. Только называют их по-разному. На Руси названия дней недели произошли от порядкового номера дня:
— понедельник — по неделе, день, начинающий неделю;
— вторник — второй день;
— среда - середина недели;
— четверг - четвертый день;
— пятница — пятый день;
— суббота, воскресенье — эти названия взяты из церковного словаря. Выходит, что все главные меры времени (год, месяц, неделя) люди позаимствовали у природы еще много лет назад. Хотя этими мерками нельзя было измерить точное время, но главный шаг все-таки был сделан.
— «Начальная школа», 2004, № 6
— Урок 3 4. Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда
— Цели: учить решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события; познакомить с единицей времени — секундой; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи и уравнения; воспитывать бережное отношение ко времени.
— Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с новой единицей времени — секундой; научатся решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; проводить сравнение по заданным критериям.
— Ход урока
— Организационный момент
— Актуализация знаний
— Логические задачи
— Игорь на 4 года старше своего брата Алексея и на 5 лет младше своей сестры Маши. Если сложить возраст всех троих, то получится 31 год. Сколько лет Игорю? (10лет.)
— Ирина старше своей сестры Надежды ровно в 3 раза. Сколько лет каждой из сестер, если половина их суммарного возраста — 12 лет? (6 и 18лет.)
— Самоопределение к деятельности
— (Учитель читает задачи.)
— Уроки начинаются в 8 ч. От дома до школы Оля идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько ей нужно выйти в школу, чтобы не опоздать?
— Уроки начинаются в 8 ч. Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. Сколько времени нужно Оле, чтобы дойти от дома до школы и подготовиться к урокам?
— Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. От дома до школы она идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько начинаются уроки?
— Чем похожи задачи? Чем они отличаются?
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события.)
— Работа по теме урока
— Работа по учебнику
— №231 (с. 49).
— (Устное выполнение.)
— №232 (с. 49).
— (Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
— Решение: 12 ч 30 мин — 10 ч = 2 ч 30 мин.
— Ответ: экскурсия продолжалась 2 ч 30 мин.
— Решение: 13 ч + 3 ч 15 мин = 16 ч 15 мин.
— Ответ: спектакль закончился в 16 ч 15 мин.
— №234 (с. 49).
— Прочитайте.
— Сколько часов в сутках?
— Как найти третью часть суток? (24 :3 = 8 (ч).)
— Что такое половина суток? Как ее найти? (Это вторая часть суток: 24:2 — 12 (ч).)
— Как найти четверть часа? (1 ч = 60мин, 60: 4 = 15 (мин).)
— Как найти четверть года? (1 год = 365сут., 365:4 = 91 сут. 6ч.) №235 (с. 49).
— (Самостоятельное выполнение. Проверка, самооценка.) Ответы: 2 мм, 10 мм2.
— Физкультминутка
— В небе плавает луна.
— (Плавные покачивания вправо и влево.)
— В облака зашла она.
— Раз, два, три, четыре, пять —
— {Хлопки в ладоши.)
— Можем мы луну достать.
— {Руки вверх.)
— Шесть, семь, восемь, девять, десять —
— {Хлопки над головой.)
— И пониже перевесить.
— {Руки вниз.)
— Десять, девять, восемь, семь - {Шаги на месте.)
— Чтоб луна светила всем.
— {Сесть за парту.)
— Продолжение работы по теме урока
— Знакомство с единицей времени — секундой
— (Учитель показывает часы.)
— Посмотрите на наши часы. Сколько у них стрелок? {Три.)
— Назовите их. {Часовая, минутная и секундная.)
— Понаблюдайте, как они движутся. {Часовая почти не сдвинулась, минутная передвинулась на одно деление, а секундная сделала целый круг.)
— За какое время минутная стрелка проходит одно деление? {За 1 мин.)
— А что сделала за это время секундная стрелка? {Прошла 60 делений.)
— Какой можно сделать вывод? {В 1 мин 60с.)
— (Запись на доске и в тетрадях.)
— 1 мин = 60 с
— На уроках физкультуры вы часто бегаете и выполняете упражнения на время. А как называется прибор, которым пользуется учитель? {Секундомер.)
— Он тоже похож на часы, но его циферблат рассчитан на 1 мин. А сколько это секунд?
(Учитель показывает секундомер.)
Секундную стрелку можно остановить.
Работа по учебнику.
Прочитайте теоретический материал на с. 50.
Правильное ли соотношение мы вывели?
№239 (с. 50).
(Устное выполнение)
№240 (с. 50).
(Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.) № 241 (с. 50).
Прочитайте задачу.
Больше или меньще снимков сделает камера? (Больше.)
Во сколько,аз? (10-2 = 5 (р.).)
Сколько снимков сделает камера за 10 с? {32 - (10:2) =
= 160 (с.).)
Рефлексия
(Самостоятельное выполнение заданий «Проверь себя» (учебник, с. 49, 50). Проверка)
Ответы С. 49: в 13 ч.
С. 50: 12 с, 6 с.
Оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов урока
В каких единицах измеряют время?
Сколько секунд в 1 мин?
Домашнее задание
Учебник: № 243,244,245 (с. 50).