Запишем задачу кратко в таблице

 

Цена

Количество Стоимость
Ситец ?

На? > 1

6 м с руб.
Шерстяная ткань ? 4 м к руб.

 

 

— Как найти цену ситца? (с: 6.)

— Как найти цену шерстяной ткани? (к: 4.)

— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше дру­гого? {Из большего числа вычесть меныиее.)

— Запишите выражение, (к: 4 — с: 6.)

— (Один ученик записывает выражение на доске.)

№ 220 (с. 47).

Как найти делимое? (Частное умножить на делитель и при­бавить остаток.)

— Выполните задание.

— (Коллективная проверка.)

Физкультминутка

— Сильный ветер сосны крутит,

— Словно самый тонкий прутик.

— Елки ветер клонит тоже..

— Мы с тобой на них похожи.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

— Вот по веткам белка мчится,

— Белка ветра не боится.

— Белка прыгает так ловко,

— Ведь во всем нужна сноровка.

(Прыжки на месте.)

— А куда медведь идет?

— Ищет ягоды и мед.

{Шаги на месте.)

— Ну а нам пора садиться,

— Заниматься, не лениться.

{Сесть за парту.)

Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 48, чем мы будем сейчас заниматься. {Учиться узнавать время по часам.)

— Прочитайте текст рядом с красной чертой.

— Чем отличается время 2 ч и 14 ч 1 {2 ч — ночь, 14 ч — это 2 ч дня.) №223-225 (с. 48).

— (Устное выполнение.)

№226 (с. 48).

— (Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.) №222 (с. 47), 228 (с. 48) — базовый уровень.

№ 229у 230 (с. 48) — уровень повышенной сложности.

— (Самостоятельное выполнение. Уровень выбирают учащиеся.)

Рефлексия

— (Самостоятельное выполнение заданий «Проверь себя» (учеб­ник, с. 47, 48). Проверка.)

Ответы

— С. 47: 4 года = 48 мес., 2 года 3 мес. = 27 мес.

— С. 48: 19.05 — вечер, 00.30 — ночь.

— Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

— Какую величину мы вспомнили сегодня на уроке?

— Какими единицами измеряют время?

Домашнее задание

— Рабочая тетрадь: № 88—90 (с. 42).

— Дополнительный материал

Старик-годовик (сказка-загадка)

— Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каж­дая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

— Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полянах показались цветы.

— Махнул старик-годовик третий раз — и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали рожь жать.

— Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

— А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каж­дом крыле по семи перьев, каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнет птица раз - станет свет- лым-светло; махнет другой — станет темным-темно.

В. Даль

Как люди учились измерять время

— Считать предметы мы умеем с 1 класса. Это очень просто — один, два, три... Измерить расстояние тоже несложно. А как и чем измерять время? Самыми древними «часами», которые никогда не останавлива­лись и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день - не очень точ­ные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблю­дения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус. Когда появ­лялся Сириус, в Египте отмечали наступление нового года. Так появилась хорошо известная сейчас мера времени — год. Оказалось, что промежуток между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Как видите, подсчеты древних египтян оказались достаточно точными. Ведь и наш год состоит из 365 дней. Но год слишком уж большая мера времени. А для того чтобы вести хозяйство (посев, выращивание, сбор урожая), нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звездам. На этот раз на помощь пришла луна, или, по-другому, месяц. Все вы наблюдали за луной и знаете, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуние).

Промежуток между двумя полнолуниями и назвали месяцем. Оказалось, что месяц состоит примерно из 29 дней. Вот как точно в Древнем мире умели определять время!

А семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам, которые появлялись на небосклоне и были известны вавилонянам: суббота — день Сатурна; воскресенье - день Солнца; понедельник - день Луны; вторник - день Марса; среда - день Меркурия; четверг — день Юпитера; пятница — день Венеры.

Если бы в Вавилоне были известны и другие планеты Солнечной си­стемы, возможно, наша неделя состояла бы не из 7, а из 9,10 или 8 дней. Смена этих светил в течение месяца происходила примерно 4 раза. Вот и оказалось, что в месяце 4 недели.

Итак, самое сложное — найти мерки времени — было сделано уже в Древнем мире. Этими мерками пользуются и по сей день. Только на­зывают их по-разному. На Руси названия дней недели произошли от по­рядкового номера дня:

понедельник — по неделе, день, начинающий неделю;

вторник — второй день;

среда - середина недели;

четверг - четвертый день;

пятница — пятый день;

суббота, воскресенье — эти названия взяты из церковного словаря. Выходит, что все главные меры времени (год, месяц, неделя) люди позаимствовали у природы еще много лет назад. Хотя этими мерками нельзя было измерить точное время, но главный шаг все-таки был сделан.

«Начальная школа», 2004, № 6

— Урок 3 4. Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда

Цели: учить решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события; познакомить с единицей време­ни — секундой; совершенствовать вычислительные навыки, уме­ние решать задачи и уравнения; воспитывать бережное отношение ко времени.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с новой единицей времени — секундой; научатся решать задачи на опре­деление начала, конца и продолжительности события; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ори­ентиры действия; проводить сравнение по заданным критериям.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Логические задачи

— Игорь на 4 года старше своего брата Алексея и на 5 лет млад­ше своей сестры Маши. Если сложить возраст всех троих, то получится 31 год. Сколько лет Игорю? (10лет.)

— Ирина старше своей сестры Надежды ровно в 3 раза. Сколь­ко лет каждой из сестер, если половина их суммарного воз­раста — 12 лет? (6 и 18лет.)

Самоопределение к деятельности

— (Учитель читает задачи.)

— Уроки начинаются в 8 ч. От дома до школы Оля идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько ей нужно выйти в школу, чтобы не опоздать?

— Уроки начинаются в 8 ч. Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. Сколько времени нужно Оле, чтобы дойти от дома до шко­лы и подготовиться к урокам?

— Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. От дома до школы она идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько начи­наются уроки?

— Чем похожи задачи? Чем они отличаются?

— Сформулируйте задачи урока. (Научиться решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события.)

Работа по теме урока

Работа по учебнику

№231 (с. 49).

— (Устное выполнение.)

№232 (с. 49).

— (Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на от­кидной доске. Проверка, самооценка.)

Решение: 12 ч 30 мин — 10 ч = 2 ч 30 мин.

Ответ: экскурсия продолжалась 2 ч 30 мин.

Решение: 13 ч + 3 ч 15 мин = 16 ч 15 мин.

Ответ: спектакль закончился в 16 ч 15 мин.

№234 (с. 49).

— Прочитайте.

— Сколько часов в сутках?

— Как найти третью часть суток? (24 :3 = 8 (ч).)

— Что такое половина суток? Как ее найти? (Это вторая часть суток: 24:2 — 12 (ч).)

— Как найти четверть часа? (1 ч = 60мин, 60: 4 = 15 (мин).)

— Как найти четверть года? (1 год = 365сут., 365:4 = 91 сут. 6ч.) №235 (с. 49).

— (Самостоятельное выполнение. Проверка, самооценка.) Ответы: 2 мм, 10 мм2.

— Физкультминутка

— В небе плавает луна.

(Плавные покачивания вправо и влево.)

— В облака зашла она.

— Раз, два, три, четыре, пять —

{Хлопки в ладоши.)

— Можем мы луну достать.

{Руки вверх.)

— Шесть, семь, восемь, девять, десять —

{Хлопки над головой.)

— И пониже перевесить.

{Руки вниз.)

— Десять, девять, восемь, семь - {Шаги на месте.)

— Чтоб луна светила всем.

{Сесть за парту.)

— Продолжение работы по теме урока

Знакомство с единицей времени — секундой

— (Учитель показывает часы.)

— Посмотрите на наши часы. Сколько у них стрелок? {Три.)

— Назовите их. {Часовая, минутная и секундная.)

— Понаблюдайте, как они движутся. {Часовая почти не сдви­нулась, минутная передвинулась на одно деление, а секундная сделала целый круг.)

— За какое время минутная стрелка проходит одно деление? {За 1 мин.)

— А что сделала за это время секундная стрелка? {Прошла 60 делений.)

— Какой можно сделать вывод? {В 1 мин 60с.)

— (Запись на доске и в тетрадях.)

— 1 мин = 60 с

— На уроках физкультуры вы часто бегаете и выполняете упражнения на время. А как называется прибор, которым пользуется учитель? {Секундомер.)

— Он тоже похож на часы, но его циферблат рассчитан на 1 мин. А сколько это секунд?

(Учитель показывает секундомер.)

Секундную стрелку можно остановить.

Работа по учебнику.

Прочитайте теоретический материал на с. 50.

Правильное ли соотношение мы вывели?

№239 (с. 50).

(Устное выполнение)

№240 (с. 50).

(Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.) № 241 (с. 50).

Прочитайте задачу.

Больше или меньще снимков сделает камера? (Больше.)

Во сколько,аз? (10-2 = 5 (р.).)

Сколько снимков сделает камера за 10 с? {32 - (10:2) =

= 160 (с.).)

Рефлексия

(Самостоятельное выполнение заданий «Проверь себя» (учеб­ник, с. 49, 50). Проверка)

Ответы С. 49: в 13 ч.

С. 50: 12 с, 6 с.

Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

В каких единицах измеряют время?

Сколько секунд в 1 мин?

Домашнее задание

Учебник: № 243,244,245 (с. 50).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: